Абхидхамма в практике. Часть 1

Абхидхамма в практике. Часть 1

Dr. N.K.G. Mendis

«The Abhidhamma in Practice» by N.K.G. Mendis. Access to Insight (BCBS Edition), 30 November 2013. Перевод сделан в соответствии с авторскими правами:

© 1985 Buddhist Publication Society. Вы можете копировать, переформатировать, перепечатывать, переиздавать и распространять эту работу на любом носителе при условии, что: (1) вы делаете такие копии и т. д. доступными бесплатно, а в случае перепечатки — только в количестве, не превышающем более 50 экземпляров; (2) вы четко указываете, что любые производные от этой работы (включая переводы) взяты из этого исходного документа; и (3) вы включаете полный текст этой лицензии в любые копии или производные этой работы. В остальном все права защищены. На документы, ссылки на которые есть на этой странице, могут распространяться другие ограничения. The Wheel Publication No. 322/323 (Kandy: Buddhist Publication Society, 1985). Расшифровка из печатного издания в 2005 году добровольцем под эгидой проекта «Access to Insight Dhamma Transcription Project» и по договоренности с Buddhist Publication Society. Незначительные изменения были внесены в соответствии с таблицей стилей ATI. Палийские диакритические знаки представлены с использованием соглашения Velthuis. Последняя редакция для Access to Insight 30 ноября 2013г.

От переводчика

Данный перевод ближе к художественному, переводчик оставил за собой возможность переводить так, чтобы текст больше соответствовал его представлениям, как о литературной правильности, так и о дхаммической правильности. Автор приводит нестандартное написание терминов: он дополняет английские термины не палийским вариантом, а, видимо, его транслитерацией, потому в оригинале книги можно встретить такие непривычные для русскоязычного читателя термины как «dhammaa», «Nibbaana», «sukhaa vedanaa», «aahaara ruupa» и многие другие, которые приходилось «переводить» на пали, чтобы точно понимать, о чём говорит автор. В переводе транскрипции и английские термины по возможности были заменены на русскоязычные термины в том виде, в котором они используются в разговорной речи, и сделаны ссылки на словарные статьи, где можно найти палийские эквиваленты.

Кроме того довольно свободно, тоже учитывая устоявшуюся практики, переведены некоторые термины. Так «The Earth element (pa.thavi dhaatu) = solidity» было переведено просто как «Твёрдость», так как классический термин «первоэлементы», к которым относится элемент Земли, уводит нас от корректного содержания терминов «дхамма» и «pathavi».

Переводчик постарался вернуться к палийским источникам, чтобы нивелировать возможные ошибки при двойном переводе пали-английский-русский. Из-за этого перевод не везде является дословным.

Ссылки на сутты на английском были заменены на переводы сутт с сайта http://www.theravada.ru

Развёрнутый комментарий переводчика можно прочитать тут. С вопросами и предложениями обращайтесь в Телеграм.

Константин

Содержание

Часть 1

Предисловие

Введение

Читта

Четасики

Часть 2

Рупа

Уровни существования

Причинно-следственная связь

Ниббана

Об авторе

Предисловие

Эта книга не является конспектом Абхидхаммы, которая сама по себе включает семь томов Палийского канона. Здесь представлены некоторые аспекты Абхидхаммы,  связанные с практикой. Если эта небольшая книга поможет читателю понять, что учение Просветленного не просто теории, но всегда обосновано и может быть проверено на собственном опыта, тогда ее цель будет достигнута.

Автор желает отметить:

  1. Вдохновение, полученное в ходе обсуждений Дхаммы с Достопочтенным D. Piyananada Mahaathera и Достопочтенным H. Gunaratana Mahaathera, бывшим и нынешним руководителями Вашингтонской буддийской Вихары в США, соответственно.
  2. Самая глубокая благодарность Достопочтенному Бхиккху Бодхи из той же Вихары, который с большим терпением и состраданием дал наставления и рекомендации, чтобы верно изложить факты и представить их в удобочитаемом стиле.
  3. Благодарность миссис Норме Кук, которая с преданностью Дхамме напечатала рукопись.

Д-р Н. К. Г. Мендис 

Айзекс Харбор

Новая Шотландия,

Канада

Введение

Namo Sammaasambuddhassa

Namo Saddhammassa

Namo Buddhasanghassa

Почтение Саммасамбудде

Почтение Дхамме

Почтение Сангхе

Абхидхамма составляет третью часть палийского канона, Типитаки. Две другие части — это Виная-питака, кодекс дисциплины для монахов и монахинь, и Сутта-питака, которая содержит проповеди Будды. Слово «Абхидхамма» означает высшее учение, потому что оно рассматривает предметы исключительно с точки зрения абсолютной истины, в отличие от Сутта-питаки, где часто используются выражения правильные только с точки зрения общепринятой, относительной истины. В «Абхидхамме» философская точка зрения Будды представлена ​​в чистой форме без примесей рассказов о личностях, без историй или дискуссий. Она подробно описывает дхаммы в деталях и состоит из многочисленных классификаций. Сначала это может отпугнуть обучающегося. Однако, если человек будет настойчивым, он сможет получить большую пользу в обыденной жизни от практического применения знаний, полученных в результате изучения Абхидхаммы.

Происхождение

Традиция тхеравады утверждает, что Будда обдумывал Абхидхамму на четвертой неделе после своего просветления, все ещё сидя под деревом Бодхи. Предание также гласит, что он сначала проповедовал Абхидхамму собранию дэв на небесах Таватимсы; его мать, переродившаяся в божество, присутствовала на этой проповеди. Это можно понимать как, что Будда посредством интенсивного сосредоточения превзошел земной ум и мысленно поднялся в мир дэв, что стало возможным благодаря его достижению высших сил через высшее совершенство в умственном сосредоточении. Проповедовав Абхидхамму дэвам, он вернулся на землю, то есть к нормальному человеческому сознанию, и проповедовал её достопочтенному Сарипутте, ученику-араханту, наиболее мудрому ученику.

С древних времен высказывались сомнения относительно того, действительно ли Будда учил Абхидхамме. Для нас важно понять дхаммы, описанные в Абхидхамме. Поняв их человек осознает для себя, что такие глубокие истины могут исходить только из источника высшего просветления, от Будды. Многое из того, что содержится в Абхидхамме, также можно найти в Сутта-питаке, и такие проповеди никто никогда не слышал, пока их не произнес Будда. Поэтому те, кто отрицает, что источником Абхидхаммы был Будда, должны будут сказать, что эти беседы также не были произнесены Буддой. В любом случае, согласно традиции Тхеравады, сущность, основа и структура Абхидхаммы приписываются Будде. Таблицы и классификации, возможно, были работой более поздних ученых. Важна суть, именно её мы должны попробовать испытать на себе.

Также возникает вопрос, важна ли Абхидхамма для практики Дхаммы. Ответ на это будет зависеть от человека, который занимается практикой. Люди различаются по уровню понимания и духовного развития. В идеале все различные духовные способности должны быть гармонизированы, но некоторые люди вполне довольны религиозной практикой, основанной на вере, в то время как другие стремятся развивать проницательное понимание. Абхидхамма наиболее полезна для тех, кто хочет понять, кто хочет знать Дхамму глубоко и подробно. Это помогает развитию понимания трех характеристик существования: аничча, дуккха и анатта. Это будет полезно не только в периоды, посвященные формальной медитации, но и в остальное время, когда мы заняты мирскими делами. Когда мы ощущаем дхаммы, мы получаем пользу от изучения Абхидхаммы. Обширное знание Абхидхаммы также полезно тем, кто занимается обучением и объяснением Дхаммы другим.

Истинные реальности

Абхидхамма имеет дело с дхаммами, существующими в высшем смысле, называемом на пали paramattha dhamma . Таких групп дхамм четыре:

  1. Читта, ум или сознание, определяемая как то, что знает или переживает, ощущает объект. Читта проявляется в виде отдельных мгновенных состояний сознания.
  2. Четасики, психические факторы, которые возникают и длятся вместе с читтой.
  3. Рупа, физические явления или материальная форма.
  4. Ниббана.

Читта, четасики и рупа — обусловленные дхаммы. Они возникают из-за условий и исчезают, когда условия перестают их поддерживать. Следовательно, они непостоянны. Ниббана — это безусловная дхамма. Она не возникает и поэтому не пропадает. Эти четыре группы дхамм могут быть воспринимаемы независимо от того, как мы их назовем. Все остальное — будь то внутри нас или снаружи, прошлое, настоящее или будущее, грубое или тонкое, низкое или высокое, далекое или близкое — это концепции, а не истинная реальность.

Читта, четасики и ниббана также называются нама. Две обусловленные намы, читта и четасики, вместе с рупой составляют нама-рупа, психофизический организм, любое живое существо. Каждый из нас в высшем смысле этого слова — нама-рупа, соединение психических и материальных явлений, и ничего более. Помимо этих трех групп дхамм, которые образуют сочетание нама-рупа, нет эго, «я» или души. Нама — это то, что ощущает. Рупа ничего не ощущает. Когда тело ранено, боль чувствует не тело, которое является рупой, а нама, психическая часть. Когда мы голодны, голод чувствует не желудок, а нама. Однако нама не может есть пищу, чтобы утолить голод. Нама, сознание и психические факторы, заставляют рупу, тело, поглощать пищу. Таким образом, ни нама, ни рупа не обладают собственной действенной силой. Одно зависит от другого; одно поддерживает другое. И нама, и рупа возникают из-за причин и немедленно погибают, и это происходит каждый момент нашей жизни. Изучая и переживая эти дхаммы, мы сможем понять: 

(1) то, что мы есть на самом деле; 

(2) что мы видим вокруг себя; 

(3) как и почему мы реагируем на то, что находится внутри и вокруг нас; и 

(4) к чему мы должны стремиться как к духовной цели.

Читта

Осознание — это процесс, в котором читта переживает объекты. Чтобы читта возникла, у нее должен быть объект. Объект может быть цветом, звуком, запахом, вкусом, чем-то осязаемым или мысленным объектом. Это шесть внешних объектов. Строго говоря, мысленный объект может быть внутренним феноменом, таким как чувство, мысль или идея, но, поскольку они образуют объективную сферу опыта, все они классифицируются как внешние. Этим внешним объектам соответствуют шесть внутренних чувственных способностей, называемых «дверями», поскольку они являются порталами, через которые объекты входят в поле познания. Это глаз, ухо, нос, язык, тело и ум. Каждое из пяти физических чувств может получить только соответствующий объект; однако ума может воспринимать как свои собственные ментальные объекты, так и объекты пяти физических чувств. Когда дверь воспринимает свой объект, возникает соответствующее состояние сознания, такое как сознание глаза, сознание уха и т. д. Объединение объекта, двери или способности восприятия и сознания называется «контактом«. Без контакта не может быть опознания, узнавания. Для контакта должны присутствовать все три компонента — объект, дверь и сознание. Если один из них отсутствует, контакта не будет. Процесс возникновения сознания и последующий цикл событий подробно анализируется в Абхидхамме. Изучение этого анализа покажет, что имеют место только «голые явления» и что в этот процесс не вовлечено «я». Это безличностная характеристика существования.

Возникновение читты

Читта классифицируются по-разному. Одна такая классификация основана на их происхождении. В этой классификации мы имеем:

  1. Читты, которые являются результирующими состояниями сознания, следствиями предыдущей каммы.
  2. Читты, которые являются причиной действия посредством тела, речи или ума. Мы можем назвать их «причинными читтами». Благие читты проявляется в благом действии, а неблагие  — в неблагом.
  3. Читты, которые не являются ни каммой, ни ее результатом. Это называется крия-читта. Они каммически неэффективны, просто функциональны. Некоторые крия-читты выполняют простые функции в процессе сознания, другие представляют действия и мысли арахантов, которые больше не генерируют новую камму.

Когда мы видим форму, слышим звук, ощущаем запах, вкус или прикосновение, это випака-читта, результирующее сознание, которое функционирует как актуальное чувственное сознание. Эта читта — результат какой-то предыдущей каммы. Так, например, когда мы слышим неприятный звук, сознание уха, которое на самом деле слышит этот звук, является результатом неблагого поступка, ранее совершенного этим континуумом опыта, называемым «человеком»; это акусала-випака читта. Если человек видит приятное зрелище, это результат благого поступка; сознание глаза, которое видит это, является кусала-випака читта. Это «голый феномен», который имеет место, и нет силы, которая может остановить возникновение этой читты. Однако возникшая в результате читта мгновенно погибает.

Осознавание этой випака-читты имеет большое практическое значение. Если человек не распознает исчезновение этой читты — а это можно сделать только с помощью практики внимательности — тогда последующие когнитивные процессы, имеющие тот же объект, что и випака-читта (которая уже прошла), могут произойти в дверях ума, что приведет к созданию омрачений. Если у випака-читты был неприятный объект, может возникнуть отвращение; и если у випака-читты был приятный объект, может возникнуть привязанность. Чтобы достичь прогресса в практике, нужно стараться избегать возникновения тех причинных читт, которые связаны либо с отвращением, либо с привязанностью, которые являются неблагими психическими факторами, создающими дальнейшую неблагую камму. Осознание мгновенного исчезновения випака-читты после того, как она возникла, имеет огромное практическое значение. Одновременно может существовать только одна читта. Таким образом, читта с осознанностью, проходящая через дверь ума, принимая в качестве объекта погибшую випака-читту, предотвращает возникновение неблагих камма-читт, которые приводят к будущим страданиям.

Когда ум не воспринимает объекты через пять дверей чувств — глаз, ухо, нос, язык и тело — он все еще может быть активен через «дверь ума», используя в качестве объекта либо то, что ранее было испытано через пять дверей чувств, только что или давно, или какую-то идею, созданный умом образ. Прошлый опыт регистрируется в бхаванге в подсознательной форме, где время от времени он может выходить на поверхность через дверь ума, чтобы служить объектом читты. Каммически активные читты могут следовать за этой умственной деятельностью, и здесь снова практика внимательности, то есть осознания наличия мышления, предотвратит возникновение неблагих причинных читт. С другой стороны, если внимательность отсутствует, возможна неблагая умственная деятельность, такая как тоска по прошлому, беспокойство, раскаяние, сожаление, обида и сомнения.

Читта имеет и другие интересные особенности, о которых говорится в Абхидхамме. Вот некоторые из них:

Ассоциация с «корнями». Читта может быть связана с определенными умственными факторами, называемыми «корнями», или может быть не связана с корнями. Первый вид читт называется корневыми, второй — бескорневыми читтами; это, соответственно, корневые и бескорневые состояния сознания. Корни — это особые четасики, которые возникают вместе с читтой, часто придавая ей определенное этическое качество. Поскольку читта и сопровождающие ее факторы, четасики, возникают вместе, и поскольку оба имеют один и тот же объект и основу, трудно оценить тонкие различия в их характеристиках, если внимательность и проницательность не очень остры.

Всего шесть корней. Три из них каммически неблагие; остальные три могут быть каммически благими или неопределенными, в зависимости от типа сознания, в котором они возникают. Неблагие корни — это алчность, ненависть и заблуждение. Три корня, которые благие с одними читтами и ​​неопределенные с другими, — это бескорыстие, отсутствие ненависти и отсутствие заблуждений. Хотя эти последние три корня выражены в виде отрицания 1, они имеют положительные проявления. Бескорыстие проявляется в щедрости и самоотречении, отсутствие ненависти — в любящей доброте, и отсутствие заблуждений — в мудрости или понимании.

У обычного непросветленного мирянина эти шесть корней могут встречаться в различных комбинациях. Когда человек вступает на путь ведущий к просветлению, неблагие корни постепенно искореняются, пока не будет достигнуто окончательное освобождение. У араханта читты, которые возникают в нем, больше не могут быть связаны с какими-либо неблагими корнями. Читты, которые испытывает арахант, не являются ни благими, ни неблагими, поскольку он не порождает никакой дальнейшей каммы; его читты исключительно неопределенные. Эти неопределенные читты могут быть функциональными, например, в тех случаях, когда он умственно активен, или результирующими, когда он испытывает плоды прошлой каммы или пребывает в медитативном достижении плода.

Для духовного прогресса важно осознавать корни читты, которые мы переживаем в каждый конкретный момент. Это возможно только с помощью практики внимательности, изложенной в Махасатипатхана сутте. Осознание помогает нам избавиться от неблагих корней и взрастить благие корни. Эта практика позволит очистить нравственность, развить концентрацию и достичь прозрения.

Ассоциация с ощущением. Читты различаются в зависимости от связанных с ними ощущений. У каждой читты есть сопутствующее ощущение, но качество этого чувства различается от читты к читте. Некоторые читты сопровождаются приятным ощущением, некоторые — болезненным ощущением, некоторые — нейтральным ощущением.

Важно распознать ощущение, которое сопровождает каждую читту, поскольку чувства служат условием возникновения омрачений. Естественная склонность ума — развивать привязанность к приятным ощущениям и отвращение к неприятным. Любая привязанность в конечном итоге вызовет страдание: всё внутри и вокруг нас непостоянно, поэтому, когда имеет место неизбежное расставание, если есть привязанность, результатом будет печаль, скорбь и отчаяние. Отвращение, если не считать дополнительной подпитки неблагими корнями, является совершенно бесполезной реакцией. Мы не можем изменить основную неудовлетворительную природу сансары, но мы можем изменить наши реакции на наши переживания в сансаре. Следовательно, самым разумным подходом было бы не привязываться к чему-либо приятному и не реагировать отвращением на что-либо неприятное. Это называется равностным отношением. Однако равностность бывает двух видов. Один из них — это бездушное безразличие, то есть полное пренебрежение к собственному благополучию и благополучию других. Этот тип равностности порожден неблагими корнями и, очевидно, не должен культивироваться практикующим буддистом. Другой тип равностности — это в высшей степени утонченное психическое состояние, которое лучше было бы назвать невозмутимостью. Это отношение, рожденное мудростью, относящейся к реальной природе явлений, является отношением душевного спокойствия среди всех превратностей жизни. Это тот вид равностности, который мы должны стараться культивировать.

Сознательные и непроизвольные читты. Сознательная читта — это акт сознания, который возникает либо в результате размышлений и преднамеренных действий с одной стороны, либо по наущению других. Если это неблагая читта, приводящая к нежелательным действиям, то результат такого действия будет отражаться на деятеле пропорционально степени вовлеченности; для того, кто спровоцировал на это, его неблагие читты также отразятся на нем, причиняя ему будущие страдания. Поэтому важно не только самому воздерживаться от неблагих поступков, но и воздерживаться от подстрекательства других к совершению таких поступков.

Если сознательная читта является благой и проистекает из собственной мудрого внимательности, то действия, исходящие из такой читты, принесут хорошие результаты для деятеля; если это было вызвано кем-то с добрыми намерениями, его благие читты принесут ему хорошие результаты. Поэтому, когда это возможно, мы должны не только способствовать нашему собственному благополучию, совершая добрые дела, но, когда это возможно, также должны стараться выявить добро в других.

Непроизвольная читта возникает спонтанно, без обдумывания или преднамеренности с нашей собственной стороны и без побуждения со стороны других. Эти непроизвольные читты тоже могут быть неблагими или благими.

Есть люди, в которых жадность и ненависть настолько сильны, что возникающие в них читты не нуждаются в побуждении изнутри или извне. Они спонтанно цепляются за то, чем, по их мнению, обладают, и пытаются увеличить свое имущество, эксплуатируя других. Они не знают, что такое щедрость, они легко осуждают других; если у них будет шанс, они уничтожат все, что стоит на пути их попыток увеличить собственное эго. С другой стороны, есть и другие, которые жертвуют охотно и радостно, без колебаний помогают нуждающимся собратьям и даже рискуют своей жизнью, чтобы спасти тех, кто попал в беду.

Эти разнообразные люди — скряги, тираны, убийцы, герои и благодетели — являются тем, кем они являются из-за своих прошлых склонностей, заложенных в предыдущих жизнях. Однако закон каммы и ее плодов существует во все времена и всегда, и изменения могут происходить в лучшую или худшую сторону, как в случаях Ангулимаалы и Девадатты. Первый начинал как порочный убийца, но позже стал просветлённым святым; последний, двоюродный брат Будды, вступил в Сангху как монах, но позже попытался убить Будду и взять под свой контроль всю Сангху.

Ум в пассивной и активной формах

Ум бывает как в пассивной, так и в активной форме. Пассивное уступает место активному, когда стимул поступает через одну из дверей чувств. Пассивное состояние ума в зависимости от ситуации называется бхаванга, сознание смерти или сознание рождения.

Бхаванга. Бхаванга-читта, упомянутая ранее, является первичной формой ума. Он течет от зачатия к смерти, за исключением случаев, когда он прерывается стимулом через одну из дверей чувств. Когда входит стимул, сознание становится активным, запускается мыслительный процесс. Мыслительные процессы подробно проанализированы в Абхидхамме.

Полный мыслительный процесс, происходящий через двери физических чувств, состоит из семнадцати мысленных моментов:

  1. Бхаванга, которая течет в пассивном состоянии, когда один из пяти физических органов чувств входит в контакт со своим объектом.
  2. Бхаванга, которая вибрирует одно мгновение мысли.
  3. Бхаванга, перекрывающая поток.
  4. Читта, которая поворачивается к объекту через стимулированную дверь чувств.
  5. Соответствующее чувственное сознание; в случае глаза, например, сознание глаза.
  6. Затем наступает момент мысли, которая выполняет функцию восприятия объекта.
  7. Когда объект воспринят, возникает еще один момент мысли, выполняющий функцию исследования объекта.
  8. Сам акт восприятия, случающийся если исследование состоялось.

С 9 по 15

После определения объекта следует наиболее важный с этической точки зрения этап. Эта стадия, называемая джавана, состоит из семи последовательных мысленных моментов, имеющих одинаковую природу. Именно на этой стадии совершается благой или неблагой поступок, в зависимости от того, имеют ли читты благие или неблагие корни. Следовательно, именно эти мыслительные моменты джаваны имеют корни, а также порождают новую камму.

16 и 17

После седьмой джаваны наступает этап регистрации, состоящий из двух моментов мышления. Когда вторая регистрирующая читта исчезает, следует бхаванга, пока не будет прервана следующим мыслительным процессом.

Эти мыслительные моменты следуют один за другим с чрезвычайно быстрой скоростью; каждый зависит от предыдущего, и все они имеют один и тот же объект. Нет «я» или души, управляющих этим процессом. Этот процесс происходит так быстро, что внимательность должна быть бдительной и острой, чтобы распознать по крайней мере определяющий момент мысли так, чтобы можно было управлять моментами джаваны с помощью благотворной воли.

Когда дверь ума получает объект ума, последовательность событий немного отличается от той, которая происходит при работе физических двери чувств. Читта, открывающая дверь в сознание, — это читта того же типа, что и определяющий момент, который возникает в сенсорном процессе. Этот мысленный момент, открывающий дверь разума, может познать объект, который ранее видел, слышал, нюхал, пробовал или касался, тем самым делая возможными воспоминания. Поскольку объект ума здесь уже получен и исследован, эти функции не нужно выполнять снова, и мысленный момент, открывающий дверь ума, немедленно уступает место джаванам. Они снова имеют большое этическое значение. Например, неприятные слова, услышанные ранее, могут внезапно прийти в голову и, если не будет должной осознанности, вызовут джавана читты, коренящиеся в ненависти, т. е. неблагую камму.

Ум в момент смерти

Когда человек собирается умереть, бхаванга прерывается, вибрирует в течение одного момента и проходит. Прерывание вызывается объектом, который представляет себя дверям ума. В результате этого возникает читта, открывающая дверь ума. Затем следуют пять мысленных моментов джаваны, которые являются слабыми, лишенными создающей силы и служат только для определения природы сознания перерождения. За джаванами могут следовать или не следовать два момента регистрирующих мыслей. После этого следует сознание смерти, которое идентично по своему строению и объекту бхаванге. Сознание смерти просто служит сигналом о конце жизни. Важно понимать разницу между сознанием смерти и джаванами, которые ей предшествуют. Сознание смерти — это конец потока бхаванги и она не определяет природу перерождения. Джаваны, возникающие непосредственно перед сознанием смерти, образуют каммический процесс и определяют природу сознания перерождения.

Объект, который предстает перед дверью ума непосредственно перед смертью, определяется каммой на приоритетной основе следующим образом:

  1. Какое-то важное действие, совершенное ранее умирающим. Это может быть заслуга, такая как джхановый восторг, или же это может быть неблагой проступок. Любой из них будет настолько мощным, что затмит все другие каммы в определении перерождения. Это называется весомая камма.
  2. Если не будет таких серьезных действий, созреет то, что делалось привычно — хорошее или плохое. Это называется камма привычки.
  3. Если привычная камма не созревает, то приносит плоды то, что называют приближающейся к смерти каммой. В этом случае мысль, которая была пережита во время благого или неблагого поступка в недавнем прошлом, возвращается в момент смерти.
  4. Если первых трех не хватает, созреет какая-то камма из накопленной в прошлых жизнях.

В зависимости от одного из вышеупомянутых четырех типов каммы, объект, который предстает перед дверью ума, может быть одного из трех видов:

  1. Сам акт создания каммы, особенно если он был этически значимым.
  2. Какой-то признак действия; например, мясник может увидеть нож, охотник может увидеть ружье или убитое животное, благочестивый мирянин может увидеть цветы у святыни или даяние даны монаху.
  3. Знак места, где умирающий переродится, видение рая, ада и т. д.

Этот краткий пересказ того, что случится с нами в момент смерти, должен убедить нас в безотлагательной необходимости избегать все неблагие поступки телом, словом или мыслью и совершать благие, достойные поступки. Если мы не сделаем этого сейчас, мы не сможем сделать это в момент смерти, которая может наступить совершенно неожиданно. Как сказано в Дхаммападе в стихах 288 и 289 (перевод с английского: Volovsky):

Ни сыновья, ни отцы, ни родственники не защитят того, кто одолеваем [Марой,] Созидателем Кончины. Близкие не дадут ему укрытия.

Зная это, пусть мудрый, обузданный нравственным поведением, поспешит очистить путь, ведущий к ниббане.

Сознание рождения

Это сознание называется patisandhi citta, что буквально означает «восстановление связи между сознанием». Сознание рождения — это акт сознания, который возникает в первый момент жизни, в момент зачатия. Он определяется последней каммической читтой предыдущей жизни.

Этот каммический фактор возникновения существа действует через сознание рождения. Накопленные склонности прошлых жизней переносятся на сознание рождения, и таким образом продолжается процесс рождения, смерти и рождения далее. Каждое сознание рождения является новой, а не продолжением старой в предыдущей жизни. Таким образом, в перерождении нет места для концепции души. В течение одной конкретной жизни существует только одно сознание рождения. Как только функция соединения двух существований была выполнена с помощью сознания рождения, сознание во вновь сформированном эмбрионе немедленно переходит в состояние бхаванга. Оно протекает в новом существовании с бесконечными прерываниями из-за различных стимулов и заканчивается, сознанием смерти этого конкретного существования.

Практика пения буддийских писаний в присутствии умирающего призвана пробудить в нем кусала камма-читты, чтобы последний мыслительный процесс был благим и привел к благому перерождению.

Независимо от условий, в которых рождаются люди, независимо от того, являются ли они инвалидами или одарёнными в чём-то, рождение на человеческом плане является результатом благой каммы. Только в человеческом мире можно положить конец всем страданиям. Будда сказал нам, что, покинув это человеческую жизнь, немногие смогут к нему вернутся ещё очень долго. Поэтому наша задача — максимально использовать эту возможность, которая у нас есть как у людей.

Джхана читты

Читты, которые проходят через пять дверей физических чувств, и читты, проходящие через двери ума, принимающие объекты чувств, принадлежат к чувственному плану сознания. Их называют kāmāvacara citta. Джхана читты — это медитативные состояния сознания. Их объект — не чувственное ощущение, а объект медитации, переживаемый через дверь ума. Джхана читта может зависеть от рупа-локи или, если она более уточнённая, может быть независимой от материальности (арупа).

Есть пять стадий рупа-джханы и четыре стадии арупа-джханы. Мы не будем пытаться анализировать эти этапы, за исключением того, что скажем, что каждый из них более уточнённый, чем предыдущий.

Достичь даже первой джханы чрезвычайно сложно. Для этого нужно хорошо утвердиться в добродетели и устранить пять умственных препятствий, по крайней мере, временно. Эти пять препятствий: чувственные желания, недоброжелательность, лень и апатия, беспокойство, и сомнения.

Хотя это и трудно, но стоит попытаться достичь джханы с помощью регулярной и усердной практики успокоения ума, то есть медитации сосредоточения. Даже если мы не достигаем первой джханы, даже краткое устранение пяти умственных препятствий даст нам вкус счастья, которое намного превосходит то, что исходит от чувств. Когда неугомонность, страх и беспокойство пытаются одолеть нас в повседневной жизни, нам будет полезно некоторое время сидеть и развивать концентрацию. Мы поймем, что нет ничего более приятного, чем способность держать под контролем легкомысленный, непостоянный ум.

Локутара читта

Слово локуттара происходит от слов loka и uttara. В этом контексте loka относится к пяти совокупностям; uttara означает за пределами. Таким образом, локуттара относится к тем состояниям сознания, которые выходят за пределы мира ума и тела, то есть они надмирские.

Этими состояниями надмирского сознания обладают те, кто развил понимание трех характеристик существования — аничча, дуккха, анатта. В результате этого прозрения человек выходит за пределы уровня мирского человека и становится благородным. Эта трансформация коренным образом меняет жизнь и природу человека, потому что ряд омрачений полностью искореняется и никогда больше не возникает. Эти омрачения образуют десять оков, которые привязывают человека к колесу существования. Они искореняются поэтапно по мере того, как человек последовательно становится сотапанной, сакадагамином, анагамином и арахантом. Мы еще вернемся к этим состояниям надмирного сознания, когда будем обсуждать ниббану.

Четасика

Вторая реальность или параматтха-дхамма — это четасики. Четасики — это психические факторы или сопутствующие факторы, которые возникают и исчезают вместе с сознанием, разделяя его объект и основу.

Абхидхамма перечисляет 52 вида четасик. Одна из них — это ощущение, вторая — восприятие. Остальные 50 сгруппированы под термином sankhara.

Ощущения

В контексте Абхидхаммы слово «ощущение» означает эмоциональное переживание объекта; это не подразумевает самих эмоций, которые попадают в другой категорию. Ощущения связаны с каждым типом сознания. Как и сама читта, они кратковременны, возникают и исчезают в одно мгновение. Это возникновение и исчезновение происходят так быстро, что создают иллюзию компактности и стабильности, скрывающую мгновенность. Но сиюминутность можно почувствовать с помощью практики внимательности. Тогда будет осознано, что нет «я» или агента, который испытывает это чувство. Есть только возникновение и исчезновение безличного процесса. Пока мы не видим, как происходит этот безличный процесс, мы будем убеждены, что ощущения — это «я», или «я» обладает ощущением, или ощущение находится в «я», или «я» находится в ощущении. Эти убеждения заставляют нас страдать — испытывать тоску, скорбь, боль, горе и безысходность.

Ощущения обычно делятся на три типа: приятные, неприятные и нейтральные. Приятное чувство при отсутствии мудрой внимательности приводит к привязанности, неприятное чувство —  к отвращению, а нейтральное чувство — к неведению. Приятное ощущение приятно, пока оно длится, но когда оно заканчивается, а оно должно закончиться, оно уступает неудовольствию, т. е. неприятному ощущению. Неприятное ощущение неприятно, пока оно длится, но когда оно проходит, возникает поверхностное удовлетворение, которое вводит обычного человека в заблуждение, заставляя думать: «Теперь я в порядке». Нейтральное чувство при отсутствии мудрой внимательности может способствовать невежеству и черствому безразличию к собственному благополучию и благополучию других. Однако, если человек развил благое осознавание, основанное на постижении, когда возникает нейтральное чувство, ум остается в невозмутимости, невозмутимым при любых обстоятельствах. Это уравновешенное состояние ума — одна из высших форм счастья.

В связи с Абхидхаммой следует упомянуть две другие классификации веданы.

Пять видов:

  1. телесные приятные ощущения;
  2. телесные неприятные ощущения;
  3. умственное приятное чувство;
  4. умственное неприятное чувство;
  5. безразличное или нейтральное чувство.

Шесть видов:

Ощущения, возникающие при зрительном контакте, контакте с ухом, с носом, с языком, с телом и контакте с умом.

Восприятие

Восприятие — это осознание отличительных особенностей объекта. Существует шесть вариантов восприятия в связи с пятью физическими объектами чувств (цвет, звук, запах, вкус, осязание) и ментальным объектом. Именно восприятие позволяет нам распознать ранее воспринятый объект.

Как и в случае с ощущениями, восприятие — это безличный процесс, который возникает и исчезает в мгновение ока. Если сиюминутность и безличностная природа восприятия не оцениваются мудрой внимательностью, то опять же неправильные представления приведут к мнению, что восприятие — это «я», или «я» обладает восприятием, или восприятие находится в «я», или «я» находится в восприятии.

Существуют четыре заблуждения, искажающие восприятие, — заблуждения относительно того, что воспринимается:

  1. непостоянное как постоянное;
  2. неприятное как приятное или приносящее счастье;
  3. отсутствие «я» как «я»;
  4. нечистое как чистое;

Эти заблуждения, порожденные невежеством, усиливают влечения, цепляния и страдания. Только практикуя внимательность, можно увидеть сквозь эти заблуждения и избежать их.

Восприятие и память. Память возникает не с помощью какого-то одного фактора, а как сложный процесс, в котором восприятие играет самую важную роль. Когда разум впервые познает объект через ощущения, восприятие «выявляет» отличительный знак объекта. Когда тот же объект встречается в следующий раз, восприятие снова замечает отличительный знак, который идентичен предыдущему. Оно «улавливает» идентичность отличительных знаков. Это «схватывание» представляет собой сложную серию мыслительных процессов, один из которых связывает настоящий объект с предыдущим, а другой присоединяет к настоящему объекту имя предыдущего. Память будет хорошей, если это «захват» работает хорошо, а «захват» будет работать хорошо, если первоначальное «выделение» отличительных знаков объекта было четким, не затмевалось ненужными мыслями. Ясное восприятие приходит через внимание. Как говорит Будда: 

«В том, что видимо, должно быть только увиденное, в том, что слышимо, должно быть только слышимое, в том, что ощущается, должно быть только ощущение, в том, что мыслится, должна быть только мысль.»

Санкхара

Санкхара — собирательный термин для остальных пятидесяти четасик, психических факторов. Они делятся на четыре группы:

  1. Универсальные четасики.
  2. Особые четасики.
  3. Неблагие четасики.
  4. Благие четасики.

Универсальные четасики. Есть семь психических факторов, которые называются универсальными, потому что они общие для каждого состояния сознания. Два из них — это ощущение и восприятие, упомянутые выше. Порядок, в котором даны остальные пять, не имеет значения, поскольку все они сосуществуют в любом состоянии сознания. Они таковы:

  1. Контакт, соединение органа чувств, объекта и соответствующего сознания.
  2. Концентрация, умственное сосредоточение на одном объекте, исключая все остальные.
  3. Внимательность, спонтанное обращение ума к объекту, которое привязывает к нему соответствующие психические факторы.
  4. Психическая жизнь, жизненная сила, поддерживающая и поддерживающая другие психические факторы.
  5. Воля, акт воли. С психологической точки зрения воля определяет деятельность связанных состояний; с этической точки зрения она определяет неизбежные последствия. Воля приводит к действия тела, речи и ума и, таким образом, становится основным фактором каммы. Поэтому Будда сказал: «Cetanāhaṃ, bhikkhave, kammaṃ vadāmi» — «Волю, о монахи, я провозглашаю каммой». Таким образом, умышленно совершаемые благие или неблагие действия в какой-то момент вызывают соответствующие последствия. Но если кто-то непреднамеренно наступает на насекомое и убивает его, такой поступок не имеет морального или каммического значения, поскольку отсутствует воля. Позиция Будды здесь контрастирует с позицией его современника, основателя джайнизма Джина Махавира. Он учил, что даже непроизвольные действия производят камму, поэтому освобождение от сансары может быть достигнуто только путем воздержания от любой деятельности.

Особые четасики. Шесть психических факторов называются особыми, поскольку, в отличие от универсальных, они не обязательно должны присутствовать с каждой читтой. Шесть:

  1. Первоначальный контакт, который применяет другие ментальные факторы к объекту, когда он попадает во внимание.
  2. Удержание внимания, заставляющее психические факторы задерживаться на объекте.
  3. Решительность, которая предотвращает колебание психических факторов и принимает решение.
  4. Усилие, которое активизирует психические факторы и препятствует праздности.
  5. Радость, вызывающая интерес к объекту, придающая уму бодрость.
  6. Желание сделать, желание действовать, желание достичь цели.

Универсальные и особые четасики сами по себе этически нейтральны, но становятся благими, неблагими или ни тем, ни другим, в зависимости от состояния сознания, в котором они возникают.

Неблагие четасики. Есть четырнадцать неблагих психических факторов. Первые четыре из перечисленных ниже присутствуют во всех неблагих состояниях сознания. Остальные вариативны.

  1. Заблуждение является синонимом незнания Четырех Благородных Истин.
  2. Бесстыдство — это отсутствие совести, отсутствие не таинственного внутреннего голоса, а отвращение к злым поступкам.
  3. Безрассудство — это нравственное безрассудство, проистекающее из незнания морального закона.
  4. Беспокойство — это состояние возбуждения, которое характеризует все неблагие действия, в отличие от покоя, сопровождающего благие действия.
  5. Привязанность, синоним вожделения, является одним из трех неблагих корней, проявляющихся как в грубой, так и в тонкой форме.
  6. Ложный взгляды — это искаженное понимание вещей. Есть несколько видов ложных взглядов:
    1. истинно существующее «я»;
    2. этернализм или нигилизм;
    3. воззрение, отрицающее эффективность или плоды каммы, причинности и морального закона.
  7. Самомнение — это оценка, которая возникает при сравнения себя с другим, себя как лучшего, равного или неполноценного.
  8. Ненависть, еще один неблагой корень, представляет собой отрицательную реакцию на объект, варьирующуюся от легкого отвращения до разрушительной ярости.
  9. Зависть — это неспособность вынести благополучие других; она связано с ненавистью.
  10. Эгоизм — это желание исключить других из собственного процветания; он тоже связан с ненавистью.
  11. Сожаление — это грусть, размышление и раскаяние по поводу злых поступков, совершенных в прошлом, или добрых дел, которые остались невыполненными.
  12. И 13. Апатия и лень: эта пара указывает на лень или скуку, частые препятствия на пути духовного прогресса.
  13. Сомнения — это нерешительность ума.

Прекрасные четасики. Есть двадцать пять прекрасных факторов. Девятнадцать присущи всем прекрасным мыслям, шесть — не всем. Последние — это три «фактора воздержания», два «безграничных» и фактор мудрости.

Универсальные прекрасные факторы следующие:

  1. Уверенность, также называемая верой, что для буддиста означает доверие к Трем Драгоценностям — Будде, Дхамме и Сангхе, а также к принципам учения Будды.
  2. Памятование: это бдительность, которая заставляет нас осознавать, что происходит с нами, от момента к моменту, через пять физических чувств и ум. Памятование необходимо для медитации прозрения, когда она должна сочетаться с ясным пониманием полезности, цели и соответствия реальности любого действия. Тогда это называется правильной осознанностью. Обычно средний человек действует без всякой внимательности; его действия продиктованы привычкой. Правильная осознанность выполняет две функции: одна — усиливать способность вспоминать, а вторая — оценивать, что полезно, а что нет. Правильная осознанность — это духовная способность, которая поддерживает надлежащий баланс других способностей — веры, энергии, концентрации и мудрости.
  3. & 4. Страх перед злом и стыд перед злом являются противоположностями второй и третьей неблагих четасик, о которых уже говорилось.
  1. Бескорыстие сдерживает привязанности и способствует щедрости.
  2. Отсутствие ненависти синоним любящей доброты. Избавляет человека от обиды и гнева.
  3. Невозмутимость — это баланс ума, качество нейтральности, свободное от привязанности и отвращения.
  4. -19. Остальные двенадцать общих прекрасных четасик делятся на шесть пар, один из которых влияет на «тело» ментальных факторов, а другой — на сознание в целом. Эти шесть пар следующие, сами термины указывают на их природу:
    1. безмятежность психических факторов и сознания
    2. легкость психических факторов и сознания
    3. гибкость психических факторов и сознания
    4. податливость  психических факторов и сознания
    5. владение  психических факторами и сознанием
    6. правильность  психических факторов и сознания

Факторы воздержания удерживают человека от совершения неблагих действий. Их всего три:

  1. Правильная речь — это воздержание от лжи, клеветы, ненормативной лексики и пустословия.
  2. Правильное действие — это воздержание от убийства, взятия того, что не дано, и неправильного поведения в отношении чувственных удовольствий.
  3. Правильный образ жизни — это воздержание от любых средств к существованию, которые причиняют вред другим живым существам.

Безграничные факторы — это сострадание и сорадование; их называют безграничными, потому что они бескрайние и распространяются на всех живых существ.

  1. Сострадание по своей природе движимо страданиями других. Печаль, которую мы можем испытать из-за страдания или потери любимого человека, — это не настоящее сострадание. Такая грусть сентиментальна, проявление горя. Настоящее сострадание возникает, когда ум, оторванный от заботы о себе, возбуждается страданиями других, чувствуя чужое страдание как свое собственное.
  2. Сорадование имеет природу радоваться счастью других. Обычно люди радуются успеху кого-то, кто им близок, но они редко радуются, когда успехом и процветанием наслаждается кто-то неизвестный, не говоря уже о противнике. Сорадование касается всех существ и не может сосуществовать с неблагим психическим фактором ревности.

Сострадание и сорадование вместе с любящей добротой  и невозмутимостью образуют Четыре Возвышенные Обители, которые упоминались как общие прекрасные факторы.

  1. Мудрость позволяет человеку видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, то есть в свете аниччи, дуккхи и анатты.

Важно знать неблагие и благие четасики, которые действуют в нашем сознании. Если мы не узнаем их такими, какие они есть, мы не сможем распознать их, когда они возникнут. Но когда наше понимание разовьется, мы сможем понять, что это не «я» совершает неблагие и благие действия, а только эти психические факторы.

В практике Дхаммы нашей целью должно быть избавление от неблагих факторов и взращивание благих. Это было описано Буддой в разделе «Правильное усилие», пятом факторе Благородного Восьмеричного Пути, в терминах четырех практик. Ученик пробуждает свою волю, делает усилие, возбуждает энергию, напрягает ум и стремится:

  1. предотвращать возникновение не возникших злых, неблагих мыслей;
  2. отбросить возникшие злые, неблагие мысли;
  3. создавать благие мысли, которые еще не возникли;
  4. поддерживать возникшие благие факторы и не позволяйте им исчезнуть, но приводить их к росту, зрелости и полному совершенству развития.

Что касается неблагих мыслей, чтобы предотвратить их возникновение или отказаться от них, как только они возникнут, мы должны помнить о состоянии ума, то есть о том, находится ли ум в жадности, ненависти и заблуждениях или нет. Путем постоянной практики внимательности мы можем научиться улавливать неблагие четасики, как только они возникают. Этого простого узнавания часто бывает достаточно, чтобы помешать им утвердиться, привести к действию телом, словом или мыслью. Если это делать на регулярной основе, эти неблагие мысли могут ослабнуть и в конечном итоге исчезнуть.

Однако иногда неблагие мысли повторяются, и простого наблюдения за состоянием ума может быть недостаточно, чтобы справиться с ними. В таких ситуациях Будда предлагает пять методов, описанных в 20-й беседе средней продолжительности ( Маджхима Никая ), MN 20 . Вкратце они следующие:

  1. уделить внимание другому объекту благого характера;
  2. размышлять об опасности этих неблагих мыслей;
  3. стараться не обращать на них внимания;
  4. обратить внимание на устранение источника этих мыслей;
  5. стиснуть зубы, прижать язык к нёбу и сдерживать, подчинять и подавлять ум умом.

Медитация — важный аспект буддийской практики. Существует сорок предметов медитации самадхи, подходящих для людей с разным темпераментом, а также множество видов медитации прозрения. Для выбора подходящего предмета медитации лучше всего обратиться за помощью к грамотному учителю. Если такого учителя нет, тогда нужно искренне и честно изучить свой темперамент и характер и найти руководство в стандартной книге по медитации. Ниже приведены несколько примеров:

  1. Четыре брахма-вихары — любящая доброта к тем, кто недоброжелателен; сострадание к тем, у кого есть доля жестокости; сорадование для тех, кто испытывает зависть, ревность, отвращение и скуку; невозмутимость к тем, у кого есть похоть и жадность.
  2. Для тщеславных: медитация на отсутствие постоянного «я» во всех телесных и психических феноменах жизни.
  3. Для тех, кто страдает сексуальной одержимостью: медитация на непривлекательную природу тела.
  4. Для тех, кто колеблется, находится в неуверенности: медитация на Будду, Дхамму и Сангху.

Конечной целью должно быть развитие мудрости. Это достигается с помощью медитации прозрения, которая приводит к полному постижению на прямом опыте трех характеристик существования — аничча, дуккха, анатта.

1На пали, они являются отрицанием неблагих корней: alobha, adosa, amoha (перев.)

Previous Может ли Учение Будды развиваться? Дхарма. Прогресс. Эволюция
Next Абхидхамма в практике. Часть 2

Об авторе

Вам также может понравиться

Лекции

Тхеравада и Махаяна — Кхеманандо Бхиккху

Различные формы буддизма будет проще понять, познакомившись с двумя главными ветвями, возникшими из основных учений Будды: две основные ветви буддизма, тхеравада и махаяна, нам следует понимать эти ветви как различные выражения одного и того же учения исторического Будды Гаутамы.

Panna. Высокий уровень

Чему учил Будда? — Шри Валпола Рахула

Пожалуй, наиболее полное, предельно лаконичное, краткое, но фундаментально значимое Введение в Учение Будды Гаутамы. Ламрим Тхеравады.

Sila. Начальный уровень

Может ли Учение Будды развиваться? Дхарма. Прогресс. Эволюция

Среди современных буддистов часто встречается мнение, что поздние формы буддизма, называемые Махаяной и Ваджраяной — это своего рода эксперимент. Эксперимент, в котором за основу была взята Дхамма Будды.