Абсолютное и относительное счастье в буддизме — Сергей Чернявский
(авторская компиляция буддийских учений)
Относительное счастье – это временная радость или удовлетворение, которое в конце концов видоизменяется в грусть и страдания (дуккха). Это так называемое мирское счастья, знакомое большинству людей. Оно не отрицается и не порицается в буддизме, если его достижение не связано с намеренным причинением вреда другим существам.
Что такое абсолютное счастье? Японский буддийский учитель Синран называл его «путем без препятствий» (the path of no hindrance). Это неразрушимая ничем радость, которой нет помех даже перед смертью. Другими словами — это свобода от страданий (дуккха).
…
Слово дуккха обычно переводят как «страдание», что не совсем адекватно передает смысл этого термина.. В действительности, дуккха имеет глубокий психологический смысл, и слово «страдание» только частично отражает его смысл. Чтобы понять лучше значение этого термина, следует вспомнить некоторые иллюстрации Будды, например, завязывание узла. Чем сильнее завязывается узел, тем сильнее напряжение. При ослаблении узла, напряжение ослабляется. Дальнейшее ослабление узла ведет к развязыванию – разрядке, нирване.
Таким образом, дуккха – это что-то вроде напряжения (напряженность), которое присутствует во всех видах чувственного опыта. Временами это напряжение ослабляется, и существо испытывает временное облегчение – радость, счастье. Затем напряжение возвращается. Не удивительно, почему в мире существует столько методов снятия напряжения – алкоголь, наркотики, разные виды «опиума для народа». Они в той или иной степени иногда срабатывают, но не гарантируют полной разрядки.
…
Буддизм центрируется на идее страдания. Но из этого не следует того, что буддизм пессимистичен. Он ни абсолютно пессимистичен, ни абсолютно оптимистичен. Напротив, буддизм учит истине, которая находится посередине.
Можно было бы назвать Будду пессимистом, если бы Он только провозгласил Истину страдания, не предлагая средство положить конец ему. Будда осознал всеобщность страдания и предписал панацею от этой универсальной болезни человечества. Самое высшее мыслимое счастье, согласно высказываниям Будды — это Ниббана, характеризующаяся полным отсутствием страдания.
Обычно наслаждения чувственными удовольствиями считаются наивысшими и являются единственным счастьем для заурядного человека. Несомненно, что своего рода преходящее счастье состоит в предвкушении, наслаждении и размышлениях о прошлом таких мимолетных материальных удовольствий, но они все иллюзорны и временны. Согласно словам Будды, большее счастье — непривязанность.
Будда не ожидает, что Его последователи будут постоянно размышлять о страдании и вести печальную, несчастную жизнь. Напротив, Он увещевает их, чтобы они были всегда радостными и энергичными для одного из факторов Просветления — радости (Piti).
Истинное счастье находится внутри и не может быть измерено богатством, детьми, почестями или славой. Если владение этим всем достигнуто неправильно — с использованием насилия, несправедливости, если они рассматриваются с привязанностью, то эти вещи становятся источником страдания и печали для его обладателя.
Вместо попыток рационализировать страдание, буддизм принимает страдание как должное и стремится к его искоренению. Страдание существует до тех пор, пока существует и жажда. Оно может быть искоренено через следование Благородному Восьмеричному Пути и достижение высшего счастья — Ниббаны.
Рубрика: «Особое мнение» (компиляция)
Автор и ред. текста: Сергей Чернявский
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Саядо У Джанака — Освобожденный ум
Ум – это нечто очень важное. Ум гораздо важнее тела. Вот почему Будда говорил вимуттачитто (vimuttacitto). Он не говорил вимуттакая (vimuttakāya). Вимуттачитто означает освобожденный ум.
Кто такой будда? Кто такой арахант? Кто такой бодхисаттва? (обзор)
Часто возникают вопросы, — такие, как например, кто такой будда? Кто такой арахант? Чем они отличаются от обычных людей? Как различаются они между собой, чем они отличаются друг от друга? Кто такие бодхисаттвы, и чем они отличаются от будд и архатов? Постараемся разобрать эти вопросы и дать на них простые ответы.
Формы женского монашества в буддизме Тхеравады
Представительницы различных форм женского монашества в буддизме Тхеравады принимают на себя различное количество обетов, есть ряд объединяющих их признаков. Таковыми являются: неукоснительное соблюдение целибата; подаяние как единственно возможная форма добывания средств существования.