Искусство исчезать.  Глава 2.  Обращение ума к настоящему — Аджан Брахм

Искусство исчезать. Глава 2. Обращение ума к настоящему — Аджан Брахм

Глава 2. Обращение ума к настоящему


Находясь в длительном ретрите, необходимо быть очень мягкими. Вы должны расслабиться и успокоиться. Постепенно, по мере вашего пребывания на ретрите, вы сможете погрузиться в прекрасное пребывание здесь-и-сейчас. Ощутите, как это замечательно — посвятить большую часть дня себе самому.

Тем не менее, когда у вас есть идеальная ситуация и внешние факторы практически очищены от помех и препятствий, то вскоре обнаруживаете, что наибольшие помехи и препятствия находятся в уме. Вы можете ощущать скуку, беспокойство, сонливость или недовольство, когда у вас так много времени на себя самого. Однако важно посвятить это время медитации. Без уединения и встречи лицом к лицу с умом, вы никогда не поймете, что эти препятствия существуют в первую очередь в нём.

Осознанность к телу и заботливое внимание.

Одна из хороших техник медитации — особенно если вы чем-то заняты – это осознанность к телу. Когда вы встревожены, часто бывает трудно успокоиться заново. Вместо того, чтобы начать осознавать настоящий момент, тишину, дыхание, практиковать метту или любой другой тип медитации, просто сядьте и начните осознавать чувства и ощущения в своем теле. Сосредоточение на физических ощущениях – это способ их облегчить. Это особенно полезно, если вы устали или больны. И это не так сложно. Чтобы сделать этот вид практики по-настоящему эффективным, используйте заботливое внимание. Заботливое внимание — это не просто внимательность, но и взгляд на эти чувства с нежностью и состраданием. Вы не просто осознаете ощущения, но вы добры и нежны с ними. Доброта и мягкость, наряду с осознанностью, облегчают как взаимодействие с объектом, так и его успокоение и затихание. Например, если у вас болят колени или есть какое-то напряжение в теле, вы обнаружите, что осознанность и немного сострадания к себе облегчает удержание вашего внимания на теле.

Я нахожу этот вид практики весьма полезным, например, для медитации при ходьбе. Когда я практикую её, через некоторое время моему телу становится жарко, а порой, когда я сажусь, оно немного устает и болит. Физические ощущения, которые я испытываю, очень заметные и сильные, поэтому на них легко концентрироваться. Это лёгкий объект и с него можно начать медитацию, которая остановит блуждание ума. Эта практика также успокаивает тело при переходе от активной медитации ходьбы к неактивной сидячей медитации. Это прекрасный способ сосредоточиться и не потерять осознанность.

Сосредоточение на ноющей или острой боли с заботливым вниманием также помогает успокоить её. Мой собственный опыт показал мне, что фокусирование на болезненных ощущениях в теле с заботливым вниманием, как правило, уменьшает их. Кажется, что они реагируют не только на осознание, направленное на них, но и на доброту, с которой вы на них смотрите. Возьмите, к примеру, пение, которое монахи исполняют для больных людей. Если вы сосредотачиваетесь на этих людях и распространяете по отношению к ним любящую доброту или метту, это даёт положительный результат. Представьте, что эта метта может сделать для Вас самих. Поскольку вы гораздо ближе к себе, чем к кому бы то ни было, распространение такого заботливого внимания на части вашего тела может оказать огромное влияние на ваше физическое состояние. И иногда, особенно когда вы погружаетесь в глубокую медитацию и ваш ум очень силён, вы увидите, что это работает. Вы можете «захлопнуть» боль добротой и она сразу исчезнет, потому что ваш ум настолько силен.

Просто направьте свое внимание на неё с некоторой добротой, и это сработает почти сразу же. Осознанность вместе с меттой и состраданием обладает удивительной силой. Во время любого ретрита, если у вас есть какое-либо болезненное состояние, ноющая или острая боль, а её будет всё больше и больше по мере старения, применяйте заботливое внимание. Позже, когда вы будете сидеть и наблюдать за своим дыханием, эта практика принесет большую пользу. Наблюдая с заботой за чувствами в теле, какими бы они ни были в настоящий момент, вы на самом деле практикуете то, что я называю «безмолвной осознанностью в настоящем моменте».

Когда вы наблюдаете за ощущениями в теле, безмолвная осознанность в настоящем моменте происходит сама собой. Являются ли они приятными или болезненными, о них больше нечего сказать. Так как они не порождают разговоров, концепций или речи, то являются отличным объектом медитации для успокоения мыслящего ума. Вступая в контакт с чувствами, а не с мышлением, вы создаете связь между внешним миром и безмолвной осознанностью в настоящем моменте, а потом и с осознанностью к дыханию.

Использование сканирования тела для успокоения беспокойства.

Я обнаружил, что сканирование тела – полезная техника для людей, которые не могут успокоиться. Это одна из медитаций, которую я представил на недавнем ретрите и медитирующим она понравилась. В основном это были руководители, очень занятые люди. Они были настолько беспокойными, что им было необходимо дать какую-то практику. Постепенное отмечание ощущений в теле от пальцев ног до макушки головы их в итоге успокоило. Это была активная медитация, но она базировалась на настоящем моменте. Думать было не о чем и к концу отмечания они были совершенно спокойны — на удивление спокойны. Безусловно, те из участников, кто знал, что делать дальше, продолжили практику и смогли впервые достигнуть хороших результатов, чему я был очень рад.

Всегда большая радость для учителя, когда ученики в первый раз понимают, что такое медитация. Чудесно, когда кто-то говорит: «Было так легко и я был так сосредоточен. Я ничего не слышал. Я действительно был погружен в себя. Это было так здорово». Порой люди, которые достигают глубокой медитации, это те, от кого я меньше всего этого жду. Это действительно замечательно, и все начинается с медитации на теле.

Видя эти результаты, я хочу поощрять такой тип практики. Когда вы медитируете, не просто сидите, ничего не делая и засыпая. Не надо просто сидеть и повторять «осознанность в настоящем моменте», а потом начинать думать обо всем на свете. Пробуйте развивать осознанность к телу. И речь не о прозрении в природу тела. Я считаю, что этот вид рассмотрения тела не очень полезен, пока вы не войдете в глубокую медитацию. Вместо этого просто осознавайте ощущения в теле.

Используйте разные техники в вашем репертуаре медитаций, чтобы практиковать их в течение долгого дня во время ретрита. Когда у вас есть разные способы медитации, вы, скорей всего, не заскучаете, что особенно часто случается в начале ретрита. Если вы развиваете безмолвную осознанность в настоящем моменте на раннем этапе, используя такие техники, как медитация на теле, через некоторое время медитация начинает естественным образом склоняться к настоящему моменту, к безмолвию. Чем больше вы склоняетесь к чему-то и чем больше вы тренируетесь в этой практике, тем более естественной она становится. Вот что мы имеем в виду под тренировкой ума, вот как это работает. Это подобно тому, как люди тренируются в игре в теннис: их тренер бьет по мячу в одну и ту же часть корта и они отбивают снова, и снова, и снова. Они повторяют одно и то же действие бесчисленное количество раз, и поскольку они повторяют одно и то же действие снова и снова, оно становится привычным. Точно так же, путем частого развития безмолвной осознанности в настоящем моменте, она становится привычной.

Важность радости.

Как только вы достигаете безмолвной осознанности в настоящем моменте, медитация становится радостной. Эта радость – счастье, интерес, удовольствие — является одним из самых важных переживаний в медитации. Это то, что удерживает вас на подушке для медитации и то, что удерживает вас от скуки или беспокойства, от мыслей: «Господи, осталось еще два с половиной месяца ретрита, как же я выживу?» Это происходит потому, что вы не испытываете счастья от медитации. А когда оно приходит, вы думаете: «Ого, еще два с половиной месяца этого? Ах, блаженство!»

Радость в медитации не появляется за счет использования силы воли, усилий или от наличия множества устремлений и ожиданий. Радость приходит из неподвижности. Практикуя заботливое осознавание своего тела, вы генерируете способность быть бдительными к тому, что вы делаете. И так как вы заботливы, вы не столь напряжены. Вот когда может возникнуть радость.

Развивая эту заботу, вы также избегаете негатива и поиска ошибок, которые вызывают так много проблем в практике медитации. Иногда мы становимся настолько негативными, что начинаем думать: «Я не могу этого сделать. Это безнадежно: учение безнадежно, религия безнадежна, жизнь безнадежна». Весь этот негатив устраняется заботливым вниманием. Благодаря заботливому вниманию вы получаете красивый, открытый и лёгкий ум. Если вы обнаружите, что смотрите на ощущения в теле с негативом, просто «массируйте» или «гладьте» негативные мысли с заботливым вниманием. Когда вы «массируете» негативные мысли и чувства, вы не создаёте из них большую проблему.

Способность к осознаванию.

Помимо заботы, внимание также важно. Внимание – это надзиратель: вы наблюдаете за тем, что делаете и понимаете, как движется ум. Без осознанности, если вы просто фантазируете или даже засыпаете, вы не знаете, что происходит, поэтому вы просто тратите своё время. Гораздо лучше полчаса сосредоточенной медитации, при которой вы действительно удерживаете внимание, чем сидение часами, будучи вялым или рассеянным. Развивая осознанность, используя чувства в теле, этот аспект медитации, этот особый навык и сила ума стимулируются. К тому времени, когда вы отпускаете чувства в теле, осознанность стимулирована и взращена, она острая. Затем, когда вы двигаетесь дальше, чтобы наблюдать настоящий момент или безмолвие, осознанность уже здесь.

Осознанность наблюдает за дыханием. Вы замечаете, если внимание начинает уходить прочь от дыхания, и можете вернуть его обратно. Эту функцию внимательности я называю «привратником». Привратник следит за врагами. Он впускает только то, что может войти. В примере с привратником (например, в АН 7.67), привратнику города были даны указания, кому именно разрешено входить, а кому нет. Однако, если привратник наполовину спит, любые инструкции будут бесполезны. С другой стороны, если привратник полностью осознан и внимательно наблюдает за грабителями, входящими и выходящими через ворота — это тоже нехорошо. Привратник должен быть как полностью осознанным, так и иметь указания. То же самое и с осознанностью: она должна быть четкой, чтобы видеть, что происходит, и она должна следовать инструкциям о том, где и как наблюдать. Это как если бы наблюдатель следил за всем, что вы делаете. Если осознанность обнаруживает, что вам не хватает заботы или вы засыпаете, она принимает меры по исправлению положения. Это называется качеством осознанности, индрия сати, и важно развивать его.

Иногда во время медитации вы устаете и засыпаете, особенно если вы слишком много ели или были очень заняты. Иногда ваше тело проходит через циклы: высокие и низкие уровни энергии. Иногда вы просто устаете и всё. Если сейчас не время спать, просто сядьте и смиритесь со своей усталостью. Вы можете быть не настолько осознанны, но, пожалуйста, не боритесь с усталостью. Когда вы просто сидите, не сражаясь, вы не тратите свою энергию на негатив. Вместо этого вы открываете своё сердце, вы добры к своей усталости, и тогда она, как правило, не длится очень долго.

Частично усталость может быть просто ленью. Однако есть важная разница между ленью и настоящей усталостью. С ленью вы не развиваете осознанность, вы просто позволяете себе, вероятно, из-за общего негативного состояния, просто сбежать от реальной жизни. Но если вы обладаете некоторой мудростью, вы понимаете, что это не самый удачный побег, тупость не является приятным состоянием. Гораздо лучше развивать осознанность, практикуя наблюдение за телом. Когда осознанность усиливается, вы чувствуете себя намного лучше и можете наблюдать настоящий момент, безмолвие или дыхание, короче говоря, можете медитировать. И поскольку вы можете медитировать, вы обретаете больше уверенности и счастья. В самом начале всегда важно знать, что да, вы можете медитировать, вы можете это сделать. Как только вы это поймете, у вас появится стимул и мотивация, чтобы углубить её.

Самая худшая и самая трудная часть медитации – это первая часть, которая длится до того момента, пока вы не достигнете полной радостной осознанности к дыханию, которую я называю красивым дыханием. Первая часть медитации может показаться скучной и неинтересной. Порой это тяжёлая работа и вы расстраиваетесь. Но как только вы доберетесь до красивого дыхания, являющегося опорной точкой в медитации, вы преодолеете это. Так что с самого начала сделайте своей целью развитие до этой стадии и будьте уверены, что сможете этого достичь. Как только вы достигнете её, учитель уже не так важен. Всё, что ему нужно сделать теперь, это дать вам точные инструкции о том, как углубить медитацию. Вы учитесь быстро, потому что заинтересованы в медитации, и вы хотите медитировать. Вы получаете удовольствие от этого.

Осознанность важна не только во время медитации, она должна развиваться в течение всего дня. Например, когда вы едите, старайтесь быть осознанными к тому, что делаете. Не нужно думать или говорить. Полезная практика – концентрироваться на одной ложке за раз. Вместо того, чтобы жевать один кусок, а другой уже держать на ложке, как делает большинство людей, просто сосредоточьтесь на том, что вы едите прямо сейчас. Когда вы идете в туалет, не берите книгу, просто наблюдайте, каково это мочиться или испражняться. Практикуя таким образом и устанавливая осознанность к обычным вещам в течение дня, когда вы садитесь медитировать, будет намного легче быть осознанным к телу и дыханию. Таким образом, вы создаете условия, помогающие медитации возникнуть. Понемногу вы наращиваете «мускулы» ума, такие как доброта и осознанность. Медитация становится намного проще: вы просто сидите и ум успокаивается.

Успокоение проблем.

Спокойный ум – прекрасная, удивительная вещь. Когда ум полон мыслей и блуждает, рано или поздно вы становиться раздражёнными. Очень трудно иметь думающий ум, который всегда позитивен, потому что мышление имеет тенденцию вырождаться в негатив и поиск ошибок. Вы знаете, как бывает, когда у вас с кем-то долгий разговор: вы можете начать говорить о возвышенных вещах, но рано или поздно всё заканчивается обсуждением негатива. То же самое происходит и с мышлением, так что будьте осторожны с ним.

Чем тише ваш ум, тем больше у вас счастья. Поэтому все ваше внимание должно быть сосредоточено на успокоении. Не забывайте о сострадании, ведь оно тоже имеет успокаивающий эффект. Доброта и сострадание сглаживают проблемы и позволяют унять боль. Доброта создает спокойствие, поскольку несет в себе качество саматхи, убаюкивающее и умиротворяющее явления. Особенно оно успокаивает ваше тело, потому что заботливое внимание к ощущениям в нем их уравновешивает. Тупая и острая боль в мышцах и костях, а также беспокойство, исчезают. Когда вы направляете доброту и сострадание на свой ум в форме заботливого внимания, оно смягчает любые ваши трудности, проблемы и страхи. Заботливое внимание говорит: «О, не волнуйся, все будет хорошо. Не беспокойся обо всем этом». Тогда всё успокаивается, и в этом спокойствии вы свободны от тирании мышления и боли, вызванной негативом.

С негативом ужасно жить. Но у вас всегда есть возможность отвратить ум от негатива, поиска ошибок, гнева, страдания, расстройства или депрессии и направить его на что-то мирное, спокойное и энергичное. Когда вы смотрите на это с заботливым вниманием, и вы действительно заботливы к настоящему моменту, настоящий момент не так уж плох. Когда вы улыбаетесь людям, они улыбаются в ответ, и когда вы заботитесь о них, они обычно заботятся в ответ. Так что если вы заботливы к этому моменту, он становится намного приятнее. Наше состояние ума наполняет любой объект, на который мы обращаем внимание, соответствующими качествами, и это то, что мы видим в объекте. Если у вас есть негатив, все, на что вы смотрите, ужасно и негативно, и трудно оставаться с этим моментом, потому что он неприятен. Это не имеет никакого отношение к природе настоящего момента, только к тому, как мы на это смотрим. Этот аспект заботливого внимания превращает настоящий момент в приятный момент, делая его легким для наблюдения. Вам не нужно думать о прошлом или будущем, или беспокоиться, потому что вы хорошо проводите время здесь и сейчас. То же самое и с тишиной. Когда вы заботитесь о безмолвии ума, о пустоте, о пространстве между словами, оно становится прекрасным. А так как вы заботливы и это чудесно, вы можете в этом оставаться. Ваша медитация растёт и вы достигаете результатов. Вы чувствуете себя хорошо, вы чувствуете: «Ого, я действительно медитирующий!»

Получение результатов меняет все.

Никогда не медитируйте ради результатов. Даже если мы все хотим результатов, даже если мы хотим видеть, как они появляются, сам акт желания блокирует их. Вместо этого просто практикуйте путь с заботливым вниманием, создавайте причины и результаты придут сами собой. Эти результаты, в свою очередь, дают вам уверенность, что медитация работает и что вы можете это сделать. Так как есть чувство величия, чуда, красоты и удовлетворения, вы чувствуете, что чего-то достигаете. Это тоже приятно. Это своего рода эффект снежного кома.

Именно благодаря заботливому вниманию вы можете практиковать осознавание в настоящем моменте и медитировать на дыхании. Вы наблюдаете за вдохами и выдохами в течение длительного периода времени и понимаете, почему вы можете это делать. Причина не в силе воли, а в осознанности и заботливости, а также в знании того, как этот процесс работает. Вы заботливы к дыханию, вы добры к нему и к себе, вы осознанны. Тогда дыхание приятно и его легко наблюдать.

Вы видите, что характер дыхания хорошо отражает характер ума. Если вы напряжены, дыхание напряжено. Если вы злитесь, дыхание очень поверхностное и быстрое. Если мужчина видит девушку, которая ему нравится, порой он едва может дышать. Вы можете видеть, как эмоции похоти, злобы или гнева действительно влияют на ваше дыхание. Поэтому если вы наблюдаете за дыханием с заботливым вниманием, это делает медитацию значительно легче. Когда вы добры к дыханию, вы получаете доброе дыхание в ответ. Если вы улыбаетесь дыханию, дыхание улыбается в ответ и становится приятным.

Как только вы доберетесь до приятного дыхания, вы на верном пути. Дыхание становится настолько приятным, что вы просто хотите наблюдать за ним. Возможно, ранее вы только слышали об этом, но теперь действительно этого достигаете. Вы становитесь умиротворенным, и перспектива долгого ретрита больше не пугает вас – это похоже на каникулы. Медитация выстраивается, растет и расцветает, и у вас наступает самое замечательное время в вашей жизни. Чем больше вы наблюдаете, как дыхание входит и выходит из тела, тем более спокойным и умиротворенным вы становитесь. Запомните: затихание и успокоение ума – в этом весь смысл медитации.

Не ищите прозрений на этом этапе. Не погружайтесь в мышление и попытки понять природу вещей. Поймите, неподвижность – единственное, что сейчас есть. Великие мыслители в этом мире могут размышлять, но у них не обязательно есть глубокое понимание. Очень мало людей в мире, которые могут сделать свои умы недвижимыми и умиротворёнными, так станьте одним из них. Посмотрите, насколько сильной неподвижности вы можете достигнуть или, лучше сказать, позволить установиться в вашем уме. По-настоящему спокойный ум настолько неподвижен, что в нем почти ничего не происходит. Не бойтесь притуплённости, которая изначально может быть результатом неподвижности. Она вскоре исчезает, и неподвижность становится вибрирующей, мощной и полной энергии. Энергия неподвижности – вот к чему нужно стремиться. В глубокой медитации нет абсолютно никакого движения и у вас больше энергии, чем у ядерного реактора.

Это постепенная практика. Чем меньше движется ум, тем больше у него энергии, и со временем осознанность становится невероятно мощной. С мощью приходит большая яркость – истинно заботливая и полная энергии яркость. Когда у вас есть счастье и сострадание, которые приходят с ней, легко углубиться в медитацию красивого дыхания. Вы прошли опорную точку, «восхождение» закончилось. Вам не нужно прилагать усилия, медитация просто происходит, по мере того, как вы отпускаете все больше и больше. Именно на этой стадии способность действительно отпустить делающего – контролёра, думающего, создающего – становится первостепенной. Попробуйте и посмотрите, что тогда произойдёт.

Понимая Будду.

Если вы обратитесь к суттам и посмотрите, что сказал Будда, вы обнаружите, что ваш опыт соответствует тому, как Будда описывал вещи. Тогда вы становитесь настоящим буддистом, а не просто поверхностным или интеллектуальным. Вы понимаете, чему учил Будда, как он жил, как он успокоил свой ум и формации ума, чтобы стать спокойным, умиротворенным и в высшей степени счастливым. Такая практика отражается на вашем здоровье, жизненной позиции и жизни. Вы становитесь более счастливым, более эффективным человеческим существом. И, в конце концов, вы сможете поделиться всей энергией, мудростью, состраданием, пониманием и опытом, которые вы получите от своей практики. Так вы становитесь учителем или просто учите на примере того, кто вы есть. В любом случае, оно того стоит.



Перевод выполнен: Sharmath
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Оригинальный источник: The art of disappearing:
the Buddha’s path to lasting joy / Ajahn Brahm, 2011.
….

Previous Светлый тоннель - Тханиссаро Бхиккху
Next Медитация на элементы - Катукурунде Ньянананда

Об авторе

Вам также может понравиться

Медитация

Аджан Брахм — Осознанность, блаженство и за их пределами (аудио-книга)

Полная сюрпризов, с отличным юмором, вдохновляющими историями, подробными и ясными практическими инструкциями, эта аудио-книга окажет неоценимую помощь новичкам в медитации.

Книги

Палийский канон. Что должен знать буддист? — Праюдх Паютто (часть I )

Будда утверждал, что Дхамма и Винайя должны после его кончины стать вместо него Учителями, отсюда следует, что Палийский канон позволяет буддистам встречаться со своим Учителем и узнавать его Учение, несмотря на то, что покинул мир более 2500 лет назад.

Sila. Начальный уровень

Об истинной Дхамме, дуализме и монизме — Тханиссаро Бхиккху

Более поздние буддийские школы критиковали Палийский Перво-Канон за его настаивание на беспристрастном различении между верными и неверными формами пути, обвиняя его в дуализме, и утверждая в то же самое время, что учение монизма о том, что Всё едино – это более передовой и возвышенный взгляд.