Апологетика
Подробная карта сайта МИР Тхеравады
- Апологетика. Традиция (284)
- Buddha. Будда. Татхагата (283)
- Аджан Брахм (14)
- Аджан Буддадаса (10)
- Аджан Джаясаро (5)
- Аджан Ман Буридатта (3)
- Аджан Сумедхо (13)
- Аджан Сучитто (3)
- Аджан Чаа Субато (11)
- Аясма Аггачитта (1)
- Бханте Дхаммика (15)
- Бханте Пуннаджи (12)
- Бханте Топпер (4)
- Бхиккху Бодхи (17)
- Бхиккху Песала (3)
- Дхаммавуддхо Тхера (1)
- Кхантипало Бхиккху (3)
- Махаси Саядо (11)
- Нарада Махатхера (2)
- Остальные учителя (120)
- Па Аук Тоя Саядо (6)
- Пемасири Тхера (3)
- Пийя Тан Бенг Син (2)
- Праюдх Паютто (7)
- Сантидхаммо Бхиккху (2)
- Сантикаро Бхиккху (2)
- Саядо У Джотика (7)
- Тханиссаро Бхиккху (17)
- Хенепола Гунаратана (9)
- Шри Валпола Рахула (3)
- Dhamma. Дхамма. Учение (283)
- Sangha. Сангха. Бхиккху (283)
- Австралия, США и Европа (123)
- Мьянма. Бирма (48)
- Россия, Украина и Беларусь (27)
- Таиланд и Лаос (56)
- Шри Ланка и Малайзия (74)
- Дхамма Буддаяна (25)
- История школ (58)
- Обзоры и разное другое (45)
- От редакции (13)
- Путь Бодхисаттвы (26)
- Buddha. Будда. Татхагата (283)
- Библиотека (284)
- Аудиокниги (29)
- Видео (7)
- Книги (33)
- Лекции (113)
- Самое важное сегодня (10)
- Цитаты (104)
- Учение. Статьи и книги (267)
- Араханты (42)
- Дхамма Будды (114)
- Медитация (87)
- Метта и каруна (14)
- Наука и жизнь (72)
- Ниббана (25)
- Пустота и дуккха (34)
Почему Тхеравада в нашем понимании — это Буддаяна?
8.1. Всё очень просто. А чем же ещё другим она может являться, друзья? Махаяной она не является. Но и хинаяной — не является также ни в коем случае, это ясно любому. Вместе с тем, мы глубоко убеждены, что Тхеравада — это учение самого Будды, Путь Будды, метод Будды.
Путь, который он сам прошёл и которому учил других он сам. Путь к становлению буддой (к Пробуждению). Будда-яна. Будда-сасана. Будда-дхамма. Его цель — полное и окончательное непоколебимое освобождение ума, и других целей или путей Будда не давал, он не учил ничему иному.
8.2. Как соотносятся между собой понятия «вада» и «яна»? Примерно как зеленое и горячее, мягкое и острое. То есть некая точка, одновременно занимающая те или иные координаты по горизонтали и по вертикали. С традиционной точки зрения классической Тхеравады, Махаяна является ветулла-вадой, вайпулья-вадой. Если представить себе стандартную сетку координат, где X — это та или иная вада, а Y — это та или иная яна, тогда Махаяна — является «ветуллавадой» по горизонтали и «маха-яной» по вертикали. Тхеравада является «тхера-вадой» по горизонтальной оси и «Будда-яной» по вертикальной оси координат. Тхеравада — это Буддаяна для Махаяны. Махаяна — это вайпульявада для Тхеравады.
8.3. Мы убеждены, что в учении Будды (Буддасасана) нет и не не может быть «малых» и «больших» колесниц (и уж тем более, низших и высших) — есть лишь одна Единственная Колесница, переправляющая на другой берег (Буддаяна).
Любое учение, реально переправляющее на другой берег, — является воплощением и выражением этой колесницы. Если же на тот берег она не переправляет, то неважно, какого она размера, — тогда это бесполезная колесница, это не путь Будды, не Дхамма.
8.4. В диалогах с брахманами (духовная элита того времени) в целях пропедевтики, педагогически, сам Будда называет своё учение, свой Путь «Брахмаяной». В другой сутте «Дхаммаяной». Он буквально утверждает — я знаю путь к Махабрахме, как крестьянин знает путь из дома к своей калитке у забора.
(и дальше знаю, и ещё дальше, дальше… — подразумевает он. Это изложено в суттах ПК ). В ПК Будда сам говорит брахманам: «Моё учение это Брахмаяна, Дхаммаяна». Также Будда говорит, например: я называю брахманом того, я называю брахманом сего… — а говорит он на самом деле об Араханте. Также и в других суттах ПК: он говорит с брахманом, обращает его в Дхамму, и ДЛЯ НЕГО называет своё учение дословно, буквально: брахмаЯНА. Не сомневаемся, что буддистам он сказал бы: Буддаяна. )
8.5. Буддаяна — это широкая, большая Тхеравада. Многообразие форм и методов Учения Будды. Но также это Тхеравада строгая, не центробежная, а центростремительная. Поиск объединяющей сущностной основы Дхаммы Будды в русле бережного сохранения и защиты традиции. Этому интересу и посвящён наш сайт, наш проект.
Следуя традиции «радикального буддийского консерватизма» Аджана Буддадасы и Бханте Пуннаджи, Бхиккху Сантикаро и Дхаммавуддхо Махатхеры, — и оставляя пространство для личных убеждений и своего собственного опыта и понимания, — мы полагаем, что Буддаяна — это стремление из любой точки и любой формы учения возвращаться к её первооснове, назад к истокам, обратно к самому Будде. Это присущий ей исторически импульс счищать наслоения и напластования.
8.6. Будда-яна, метод самого Будды, средства, которые дал сам Будда, путь, которым прошёл он сам (см. Нагара-сутту СН 12.65). Та единая первооснова, лежащая глубоко в основе каждого истинно буддийского учения, Сердце Дхаммы, — точка, к которой сходятся все пути, словно корень Великого Древнего древа, — общий знаменатель и единый корень всех учений (см. Брахмана-сутту СН 45.4). Мы уважаем все течения и ветви большого Дерева Буддийских традиций, и вместе с тем, — для нас, убежденных приверженцев Тхеравады и последователей раннего буддийского учения, — именно Тхеравада является самым чистым и ясным выражением Буддаяны.
Кратко и просто: этимологически, лексически
Будда-Яна = Путь [которым прошёл] сам Будда.
Для нас это и есть Тхеравада. Буддаяна — это название
нашего сайта, нашего проекта. МИР Тхеравады. Буддаяна
….