Нирвана  (Ниббана)  — Бханте Пуннаджи

Нирвана (Ниббана) — Бханте Пуннаджи


Данный перевод является конспектом аудио-лекции Достопочтенного Бханте Пуннаджи. Лекция приведена в литературный вид, некоторые повторы убраны.

Namo Tassa Bhagavato
Arahato Sammāsambuddhassa

Почтение Благословенному,
Достойному, Истинно Самопробуждённому

 

Сегодняшняя тема разговора – нирвана. Нирвана – это санскритское слово. На пали – ниббана. Это понятие, которое обсуждают многие буддисты и небуддисты. Люди смущены этим термином, т.к. он не может быть объяснён: некоторые говорят, что он не может быть выражен словами. Но я хочу сказать, что он был полностью объяснён Буддой и выразить его словами возможно. Слово нирвана, как я понимаю, состоит из двух частией: нир и вана. Нир означает «не». А ­вана означает «движение». Наиболее близкое по смыслу, к примеру, вайо – воздух. Иными слова нирвана – это состояние ума, которое не может быть ничем побеспокоено. Это идеальная невозмутимость ума. Вот как я понимаю нирвану (Ниббану).

Теперь, когда мы говорим о нирване, у неё имеются три аспекта. Первый аспект я назвал бы познавательным, второй – эмоциональным, третий – активным аспектом.

Прежде чем мы углубимся в подробное обсуждение этого, мы должны для начала понять, что называют сансарой, потому что нирвана связана с сансарой. Будда говорил о нирване как о способе выбраться из сансары. Сансара – это цикл перерождения. Это означает, что люди рождаются и всегда, когда они рождаются – они умирают. И всегда, когда они умирают – они перерождаются. Это становится циклом, т.е. мы жили бесчисленное количество жизней в прошлом и будем жить бесчисленное количество жизней в будущем, пока этот процесс не остановится. Важно понять, почему мы хотим остановить этот процесс. В учении Будды, процесс продолжения жизни в форме перерождений не является приятным. Потому что мы возрождаемся не только в человеческом мире, не только в качестве человеческих существ. Перерождение происходит в разных сферах, в разных мирах. Существо может родиться на небесах, может родиться в аду, духами, хорошими или плохими, может переродиться животным или человеческим существом.

Но проблема в том, что то, где мы переродимся зависит от нашей кармы. Карма относится к нашему эмоциональному состоянию. Это важная вещь, вот почему Будда сказал: «Cetana aham bhikkhave kammam vadami». Четана относится к нашему эмоциональному состоянию. То состояние, с которым мы живём – это настрой, который мы поддерживаем в течение жизни. Если мы поддерживаем хороший настрой в нашей жизни, в момент смерти мы умрём с хорошим настроем и переродимся в хорошей ситуации.

Если у вас развит плохой настрой, например, постоянное беспокойство, гнев или жадность, такое состояние приведёт к плохому настрою в момент смерти и плохому перерождению. Вот почему однажды Будда взял немного песка под ногти и спросил учеников, чего больше, этого песка или песка на всей земле. Ученики ответили, что в сравнении с песком на всей земле, песка под ногтями очень мало. И Будда продолжил, что человеческих существ, которые переродятся в хороших уделах, также мало как песка под ногтями, а тех, кто переродятся в плохих уделах – как песка на всей земле.

Это означает, что большую часть времени мы перерождаемся в плохих мирах, потому что большую часть времени живём в плохом настрое, мы эмоционально взбудоражены и движимы эмоциями. С другой стороны, если мы очистить наш ум с помощью медитации и других благих способов жизни и в результате переродимся в хорошем мире, например, на небесах – случится следующее. Небеса не являются вечным местом в буддизме, небеса также непостоянны и там есть смерть. И когда кто-то умирает, он может снова пасть и переродиться в плохих мирах. Так что даже простое очищение ума и попадание на небеса – это не решение проблемы.

Будда указал, что единственный выход – достижение нирваны, которая остановит этот процесс перерождения. Это очень важная вещь, но даже если мы стремимся к нирване, хотим достичь её, мы не можем этого сделать, пока не очистим свой ум. А очищение ума – это не только наличие благих мыслей, но также означает быть свободными от одной иллюзии, которая у нас есть. Это иллюзия, что мы существуем. Существуем как личность. И пока мы думаем в терминах личности, «я» или «себя» – подобным способом – невозможно достичь нирваны (Ниббана). Так что мы должны начать думать по-другому.

И что это за новый способ мышления? Мы должны понять три вещи о жизни, три характеристики жизни. На пали это аничча, дуккха и анатта. Аничча я перевожу не как «непостоянство», а как «нестабильность». Нестабильность – важное понятие, которое следует постичь. Первое, что нужно понять, что в мире нет объектов, сущностей. Это то, что сегодня открыла современная наука. Что есть лишь активности, процесс, а не объекты. Первоначально люди и даже учёные думали, что всё состоит из атомов, и они не могут быть разрушены. Но с течением времени и научного прогресса они начали открывать, что даже атомы состоят из частиц, а сегодня люди осознали, что и частицы представляют собой скорее формы волн, нежели сами частицы. Другими словами, всё оказалось процессом.

Когда мы в буддизме говорим о существовании, мы не говорим о статичных объектах, которые не двигаются. Мы говорим о непрерывности процесса, возьмём, к примеру, пламя. Когда мы смотрим на него, оно может выглядеть как некий объект. Но на самом деле пламя – это процесс, который длится, и его непрерывность зависит от ряда условий. Когда одно из условий прекращается, процесс останавливается, и вы не можете спросить, куда это пламя ушло, потому что пламя не объект, который куда-то уходит. Это просто процесс, который остановился.

Подобным же образом, когда мы думаем о человеке или личности, мы говорим в основном о теле и уме. То, что мы называем телом — это также процесс, который всё время длится. И пока мы живём, он продолжается. Когда мы говорим о смерти, мы говорим только об остановке этого процесса. Когда мы говорим об уме – это тоже не объект, а процесс. Другими словами, когда идёт речь о человеке, который переродился и продолжил жить в следующей жизни, мы на самом деле говорим о непрерывности процесса, а не о постоянной сущности. Вот почему, когда мы говорим о постоянстве, мы предполагаем объект, который длится, а когда говорим о нестабильности, то имеем в виду процесс, который никак не является стабильным, наоборот, он нестабилен. Это как кусок льда: когда температура меняется, он перестаёт быть куском льда и становится водой. А когда температура повышается, она превращается в пар и становится невидимой.

Таким образом всё в мире нестабильно – вот что значит аничча. Но эта нестабильность порождает несчастье. Мы не любим видеть вещи нестабильными, не любим, когда наша жизнь нестабильна. Мы видим, что тот, кто родился, стареет, заболевает и умирает – в этом нестабильность жизни. Такое свойство жизни неприятно, оно не делает нас счастливыми. Но реальная причина этого несчастья – не нестабильность. Реальная причина – наша жажда стабильности. Это жажда – слепа, она не понимает трёх характеристик существования, не понимает, что жизнь – нестабильный процесс активности, она мыслит в терминах объектов, сущностей и желает остаться такой сущностью. Поэтому, только отказавшись и избавившись от этой слепой эмоции, несчастье прекратится.

Вторая характеристика существования – это несчастье. Если всё нестабильно и порождает страдания, всё не так, как мы хотим, а мы не можем ничего с этим поделать, значит оно не находится под нашим контролем. Но если оно нам не подчиняется, это нельзя назвать моим. Так, всякий раз, когда мы говорим об обладании, мы говорим о контроле над тем, чем обладаем, например, о доме или машине: мы можем сделать, что захотим с ними, можем продать их или сломать. Но если мы не имеем власти над ними, это значит, что по-настоящему они нам не принадлежат.

Таким же образом, если тело стареет, а мы не можем остановить это, если оно болеет, а мы не можем прекратить это, если оно умирает и мы не можем ничего с этим поделать, значит мы не имеем власти над телом. Мы можем только двигать им или его конечностями, но такой контроль ограничен. Если тело сильно заболело, порой мы даже не можем двигаться, если конечность парализована, не можем пошевелить ей.

Другими словами, мы не имеем реального контроля над телом, и то, что мы называем своим умом, также полностью нам не подчиняется. Если мы захотим перестать думать, мы не сможем этого сделать: все виды мыслей наполнят ум даже без нашего ведома. Всё это указывает на то, что в мире ничего нам не принадлежит, мы ничем не обладаем. И если мы не обладаем телом и умом, их нельзя назвать моими или «мной».

Если вы понимаете эти три характеристики существования: нестабильность, страдание, которое ей порождается, и безличность или не-обладание вещами, мысль «я есть» прекращается. Когда она прекращается, все наши желания, ненависть, страхи и беспокойства лишаются основы и ум успокаивается. Ум действительно не вещь, а процесс, активность и эта активность есть реакция на внешние раздражители. Когда мы говорим об уме – это просто реакция организма на стимуляцию. Такая реакция может быть эмоциональной, когда мотивом к действию выступает гнев, приводящий к драке, ссоре или убийству. Или жажда, например, сексуальная, когда страсть запускает действие, направленное на завладение тем, чего мы желаем. Или страх – эта эмоция приводит нас к убеганию от того, чего мы боимся. Таким образом, наши эмоции приводят к действиям, но если мы можем сохранять состояние спокойного неподвижного ума, тогда все эти эмоциональные действия прекратятся. И цель в буддизме – остановить такую реакцию, которая является причиной всего этого несчастья. В современных методиках по управлению стрессом говорят о том же.     

Итак, настоящее значение слова нирвана – это сделать ум неподвижным, чтобы остановить реагирование. И если мы захотим действовать – это будет то, что я называю, «ответом», а не «реакцией» – действием без эмоционального вовлечения. Это спокойное, неподвижное состояние ума, которое приводит к разумному действию. Таким образом, нирвана, о которой часто говорят, что она не может быть полностью объяснена, всё же может быть объяснена. И есть три её аспекта: познавательный – понимание того, что здесь нет себя; эмоциональный аспект, который заключается в спокойствии и неподвижности ума; и активный аспект, заключающийся не в эмоциональной реакции, а ответе – спокойном, продуманном и разумном действии. Вот что значит нирвана (Ниббана).


Автор текста: Бханте Мадавила Пуннаджи
Перевод выполнен: Sharmath
Традиция Тхеравада. Буддаяна
Оригинальный источник: https://www.youtube.com/watch?v=xxMti1GZueU
….

Previous Опасности в практике Випассана (ложная Ниббана)
Next Украсьте себя внутренне - Аджан Маха Бува Ньянасампанно

Об авторе

Вам также может понравиться

Аджан Брахм

Аджан Брахм — Осознанность, блаженство и за их пределами (аудио-книга)

Полная сюрпризов, с отличным юмором, вдохновляющими историями, подробными и ясными практическими инструкциями, эта аудио-книга окажет неоценимую помощь новичкам в медитации.

Samadhi. Продвинутый уровень

Искусство исчезать. Глава 3. Развитие осознанности — Аджан Брахм

Согласно Анапанасати сутте, первое, что должен сделать медитирующий – это установить осознанность в качестве «приоритета». Поэтому, прежде чем пытаться наблюдать за дыханием, сделайте осознанность основой. Весь смысл занятий сканированием, осознаванием тела или медитацией при ходьбе заключается в том, чтобы усилить осознанность.

Медитация

Разрушающее спокойствие: что не так с медитацией «осознанности»?

Удалив религиозно-этическую составляющую из медитаций, современные «учителя» предлагают просто избавление от стресса и беспокойства, улучшение общего самочувствия и повышение работоспособности. Все это, бесспорно, очень симпатичные достижения, но какова их конечная цель, и есть ли она вообще?