Буддизм это не философия  —  Праюдх Паютто

Буддизм это не философия — Праюдх Паютто

(избранные фрагменты из лекции досточтимого учителя)

Перед тем как продолжить разговор о Палийском Каноне, необходимо провести различие между философией и религией. Философия в первую очередь относится к умозрительным построениям, она пытается обрести понимание сути какой-то вещи посредством умозаключений или через систему доказательств. Предмет философии или то, что ей изучается, может не иметь ничего общего с реальной жизнью. Например, философы могут обсуждать вопрос возникновения и конца Вселенной, Судный день или происхождение жизни.

Кроме того, образ жизни, который ведут эти философы, не обязательно соответствует каким-то принципам или даже согласуется с тем, что они исследуют. Пока они занимаются своими философскими размышлениями, их личная жизнь может быть совершенно иной. Например, некоторые философы могут быть крайне неспокойными и непредсказуемыми, некоторые могут дурно себя вести, иметь пристрастие к выпивке или азартными играми, а другие могут быть настолько несчастными и подавленными, что совершают самоубийства.

В противоположность этому религия включает в себя практику, образ жизни или полезное применение в реальной жизни. Путь религии – это практика, которая должна опираться на определенный Канон, или основополагающий принцип, принятый как не требующий доказательств, вместе с ясно поставленной целью.

Поэтому практикующие данную религию должны вначале соблюдать принципы этой религии, заложенные её основателем, которые называются его учениями. По этой причине религиозный практик будет уделять своё внимание учениям основателя, которые собранны, сохранены и поданы в виде священных текстов.

С этой точки зрения буддизм – это не философия, а религия. Готама Будда был её основателем, в Пробуждение которого верят все буддисты и буддизм учит такому образу жизни, который, в конечном счете, приводит к цели полного избавления от страданий. Многотомное собрание текстов, в которых можно найти принципы буддизма, называют Палийским каноном. Чтобы получить максимальную пользу от религии, настоящий буддист должен практиковать учение надлежащим образом, а чтобы обеспечить безошибочную практику, требуется элементарное понимание Палийского канона.

Слово Будды – квинтэссенция буддизма (Дхаммы)

Вообще говоря, у термина Буддасасана (Buddhasаsana), то есть «буддизм» (буддийское учение), — очень широкое семантическое поле, которое охватывает всё – начиная с учения, общины монахов, организаций, институтов, совета по делам религии и заканчивая религиозными местами и объектами. Однако, если мы копнем глубже в его подлинное значение, то исходя из его буквального смысла этот термин относится к «Учению Будды». Оно действительно представляет собой квинтэссенцию буддизма, нежели чем просто его распространение или его ответвления.

Как только уяснено подлинное значение буддизма, можно увидеть, что в действительности его выживание заключается в существовании учений Будды. Если учения исчезнут, то больше нельзя будет сказать, что буддизм существует, независимо от того сколько людей, советов по делам религий, религиозных мест и объектов будет существовать. И наоборот, если учения выживут, то буддизм всё ещё будет существовать, даже если вышеупомянутым, внешним вещам придется исчезнуть. По этой причине подлинное сохранение буддизма сводится к поддержанию учений Будды.

Если быть более конкретным, то учение Будды относится к слову Будды или к тому, что Будда сказал (Buddhavacana). Тогда по существу, поддерживать буддизм – это значит оберегать само слово Будды.

Под «словом Будды» имеются в виду Учение (Dhamma) и Свод правил монашеского поведения (Vinaya), которые были им сформулированы и установлены. Незадолго до своей окончательной Ниббаны Будда сказал, что после его ухода ни один монах не может быть назначен его преемником в качестве Учителя.

Вместо этого он объявил всем буддистам, что его место займут Учение и Свод правил монашеского поведения. Многие буддисты даже помнят это высказывание на пали:

«Yo vo, ānanda, mayā dhammo ca vinayo ca desito paññatto, so vo mamaccayena satthā».

«Ананда, после моего ухода вашим Учителем будет Учение и Свод правил
монашеского поведения, которые я для вас изложил и установил».*


В связи с этим, слово Будды это то, чему учил сам Будда, и то место, где проживает определённый Учитель, который поддерживает, соблюдает и провозглашает от имени Будды его Учение и Свод правил монашеского поведения.

На фотографии можно увидеть дост. П.А. Паютто (в центре) с дост. Аджаном
Джаясаро (слева) и Аджаном Сирипанно (справа)

________

* прим. пер.: Полную версию этого отрывка
можно прочесть в Махапариниббана сутте.

«Глава 6. Последнее слово Татхагаты
И Благословенный обратился к почтенному Ананде: «Может быть, Ананда,

кто-то из вас подумает: смолкло слово Наставника, более нет у нас Учителя!
Нет, Ананда, не так вы должны думать. Та Дхамма, та Виная, что я провозгласил,
установил для вас – да будут они вашим Учителем после того как я отойду».

Пеpевод с англ.: Ешея Дорже по переводу с пали сестры Ваджиры и
Френсиса Стори. Ред. на основе палийского оригинала Д.А. Ивахненко


Автор текста: Праюдх Паютто
Традиция Тхеравада. Буддаяна. Саддхамма

Перевод: Павел Цветков
Источник: The Pali Canon: What a Buddhist Must Know
P.A. Payutto. The English version first published 2002.

….

Previous Буддизм в двух словах - Нарада Махатхера
Next Семеричная польза от медитации осознанности - Саядо У Джанакабхивамса

Об авторе

Вам также может понравиться

Лекции

Созерцание чувств — Ньянапоника Махатхера

«Чувствовать — значит жить!» — воскликнул немецкий поэт, и хоть его слова могут показаться преувеличением, они указывают на ключевую роль, которую чувства играют в человеческой жизни.

Книги

Практика прощения — Бханте Вималарамси

В точных формулировках брошюра открывает путь к духовному очищению и избавлению от психических загрязнений. Книга поможет читателям в чудесной практике медитации Принятия, ведущей к успеху в практике медитации Любящей Доброты.

Цитаты

Место, где царит прохлада — Аджан Чаа

Некоторые вещи, которые мы считаем неправильными, могут быть верными, и наоборот. Почему так происходит? Потому что наш ум пребывает в темноте. Он не видит реальность. Мы обмануты… Люди говорят о правдивом, что оно ложно, и мы верим этому. Они говорят о ложном, что оно правдиво… На самом деле, мы не хозяева сами себе.