Быть светильником самому себе — Сергей Чернявский
(авторская компиляция буддийских учений)
В текстах Тхеравады описано два типа людей: пуггала (puggala) и манусса (manussa). Быть пуггала означает то, что у вас есть человеческое тело, но возможно вы не полностью человек, так как внутренне вы возможно больше действуете как животное или как голодный дух. Если вы манусса, то вы в полном смысле слова являетесь человеком.
В буддийской космологии миры делятся на мир божеств – дэвов (devas), завистливых полубогов – асуров (asuras), животных, голодных духов – пета (petas), обитателей ада (niraya) и людей. Родиться в человеческом мире, который входит в шесть сфер обитания сансары означает, что вы являетесь манусса.
Манусса – это тот, кто живет как минимум в соответствии с пятью правилами поведения. Другими словами, главная особенность того, кто является настоящим человеком, заключается в том, что у него присутствует качество добродетели, прекрасного поведения. Я обнаружил, что такое размышление полезно и это то, что мы можем проверить на себе.
Когда мы ведем себя дурным образом, эгоистично, бессердечно или алчно, то на что же это похоже? В такие моменты мы становимся менее людьми, мы выпадаем из гармонии с жизнью, мы чувствуем себя плохо. Здесь присутствует нарушение баланса в системе. Сердце не может открыться посреди такого хаоса.
Мы также можем увидеть по себе, что происходит, когда мы ведём себя с добротой и умелым образом. На что это похоже? Мы чувствуем себя хорошо и переживаем чувство гармонии со всем. Сердце открыто и восприимчиво ко всему великолепию жизни. Мы во многих отношениях всё ещё можем быть невежественными и по-прежнему подвержены всем видам страдания, но обладание такой хорошо развитой чувствительностью и благородством поведения является синонимом подлинной человечности.
Когда люди живут вместе в группе, они естественным образом влияют друг на друга. Люди сильно подвержены влиянию их собственного окружения. В буддизме мы называем это «паратогхоса», что дословно означает «звук со стороны», и это относится к влиянию внешних факторов или социального окружения, которые могут быть либо благотворными, либо вредоносными.
C благотворной стороны у нас есть калаяна-митта — хорошие друзья. Хороший друг — это один из видов внешнего влияния. Будда особо подчёркивал важность наличия хороших друзей, даже говорил, что общение с хорошими друзьями является самой сутью Святой Жизни.
Признаком влияния хорошего друга является возрастание ваших благих качеств и уменьшение неблагих; причем это становится заметно и другим людям (а не только вам).
Признаком деструктивных отношений является подверженность
негативным эмоциям — гневу, раздражению, зависти, вражде, и т.д.
Выявить деструктивные отношения сложнее, так как здесь задействуется то, чего не хватает многим людям: «йонисо манасикара» (умелое рассмотрение) — способность распознать ошибочные практики в себе и в обществе, и искать способ исправить их. Помимо этого, духовная деградация и подверженность неблагим дхаммам может прикрываться некими абстрактными идеалами и благими с виду целями.
Здесь следует помнить, что в Учении Будды нет причин, оправдывающих подверженность неблагим состояниям ума (акусала дхамма) или совершение неблагих деяний. Либо мы следуем Дхамме, либо нет. И если кто-то скажет вам, что «праведный гнев», неблагая речь или подлость делаются им во благо, то можете быть уверены, что такой человек во власти невежества.
Наставление Будды — «быть самому себе светильником, быть самому себе прибежищем» подразумевает наличие осознанности и рефлексии, особенно во взаимоотношениях с другими людьми; во времена всеобщей глобализации и увеличения возможностей коммуникации, это наставление актуально как никогда.
Рубрика: «Особое мнение» (компиляция)
Автор и ред. текста: Сергей Чернявский
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Качества Араханта (будды) — Аджан Паютто
Мы можем получить некоторое понимание природы арахатов через рассмотрение эпитетов использующихся для них в писаниях. Здесь приводится выборка таких эпитетов, которые выражают высокую ценность их добродетели, непорочности, совершенства и степени их духовного достижения.
Есть ли различия между Ранним буддизмом и школой Тхеравада (Буддаяна) ?
В отличие от школ Махаяны в Тхераваде НЕ упоминается о Будде Амитабхе, Бодхисаттве Авалокитешваре и т.д. и Чистой Земле. Тхеравада делает упор на исторического Будду и Его ранние учения, применяя термин «Бодхисаттва» только к предыдущим инкарнациям Будды Шакьямуни.
Аспекты традиции Тхеравада — Аджан Чатри Хемапандха
Тхераваду можно смело назвать цитаделью сохранения и поддержания древнейшей, первоначальной формы буддийского учения, донесённой до нас в чистом виде. Это произошло благодаря допущениям только таких добавлений, которые лишь усиливали строгость оригинального учения.