Чем Арахант (Савака-будда) отличается от будды (Самма-сам-будды) ?
Нас часто спрашивают — чем же в действительности, по большому счету, — отличается Будда (Самма-Сам-Будда) — от Араханта (от Савака-Будды) …?
Посмотрите сами, как это интересно. Рассмотрим их различия на простом и понятном для всех примере. До того, как Будда стал, собственно, в полном смысле этого слова Буддой (Татхагатой) — он ещё НЕ знал Верного пути. Он только искал его. В этот период своей жизни он называл себя бодхисаттой, то есть существом НЕпробудившимся. Когда он искал Путь к Пробуждению, он шёл буквально в потемках и на ощупь, — перебирая все существующие варианты, перепробовав множество различных духовных путей и мистических практик.
Представьте себе компьютерную игру — типа видео-приставки Dendy или SEGA. В игре всегда есть одна-единственная окончательная задача, Главная Цель, — это «найти выход». Но помимо этой цели есть различные бонусы, дополнительные уровни и даже ложные лазейки, тупики. Некоторые игроки стараются собрать все бонусы или открыть все секреты, однако же, — только Главная Цель является обязательной, тогда как любые другие задачи — опциональны и необязательны, на вкус, цвет и желание игрока. Таким образом, при одной и той же финальной Задаче — в любой игре всегда есть «быстрое» прохождение, а есть — «полное» …
Мы уже знаем, что Будда играл впервые, без «прохождения», без читов и возможности где-то что-то подсмотреть, спросить кого-то ему помочь, — и поэтому он прошёл в Игре под названием «самсара» все-все-все закоулочки, все тайные уголки, открыл все-все секреты, нашёл и добыл все бонусы, и вышел даже на закрытый необязательный секретный уровень.)) И всё почему? Он играл в игру (!) впервые и он ещё НЕ знал, где находится Выход. Его прохождение было самым долгим и самым престижным, наиболее тщательным. Будда шёл буквально вслепую, наощупь, наугад… Он всё делал впервые, пробовал, экспериментировал.
Он искал его всюду и везде — и был вынужден перерыть и перевернуть всё, каждую кочку, каждый холмик, постучать в каждую секретную дверцу. Но пройдя Всю Игру до самого Конца — Будда имеет на руках все хинты, все читы и всё Прохождение! И Араханты, его ученики, могут закончить игру уже горааааздо быстрее, — НЕ собирая всех-всех приятных, но совершенно необязательных бонусов. Просто как можно скорее пройдя все обязательные уровни — до конца.
Теперь самое главное! — Конец у игры — если только ты НЕ проиграл — всегда один и тот же, он одинаковый для всех. Игра просто НЕ может завершиться как-то по-другому, если только мы видим на экране НЕ надпись GAME OVER. Разница только в том, все-все бонусы мы успели собрать и все-все секреты открыть, или же не совсем все. Других отличий нет — и Путь, и Выход, и Конец игры и все-все действия в игре — и для Будды, и для Арахантов, проходящих Игру Жизни вслед за ним по уже открытому им Пути — одни и те же, те же самые. Всегда. Для всех.
…
________P.S.: В понимании буддийской традиции Тхеравада ( = колесница Буддаяна) — так называемый «Путь Бодхисаттвы» (или, точнее можно сказать, «Прохождение Бодхисаттвы», так как сам Путь всегда один и тот же самый ) — это самый-самый долгий и трудный из путей, ведущих в Нирвану (Ниббану).
Согласно сутрам, сам Будда НЕ учил этому Пути, потому как для становления Буддой нужно будет ооооочень много трудиться в течении многих махакальп, — и за это время нужно будет много раз переродиться в неблагих мирах. И так как Ниббана Архата и Будды совершенно одинакова, — то обучение такому «Пути Бодхисатты» будет только еще бОльшим страданием, а не избавлением от него. Таковы различия.
Источники и материалы для изучения:
https://dhamma.ru/faq.htm#arahant
https://dhammawiki.com/index.php?title=6_types_of_Buddhists
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_58-sammasambuddha-sutta-sv.htm
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_65-nagara-sutta-sv.htm
Авторы текста и составители:
Сергей Чернявский и Олег @NiMa Шашков
….
Об авторе
Вам также может понравиться
О материализме — Бханте У. Локанатха
Откуда мы знаем, что есть жизнь после смерти? Какая у перерождения научная основа? Что происходит со страстным желанием умирающего человека? Материализм по своей сути антинаучен, и чтобы доказать это он снова говорит о том, что если человек умер, мертв, с ним покончено. Нового рождения нет.
Критика — Шравасти Дхаммика
Я утверждаю, что тот, кто критикует то, что заслуживает критики, и восхваляет то, что заслуживает похвалы, и делает это в нужное время, говоря то, что основано на фактах, то, что является правдой, – поступает наилучшим образом из всех.
Сборник наставлений — Дост. У Локанатха
Двадцать пять лет назад я был католиком. Сегодня я буддийский миссионер, ревностный Буддха-путта – сын нашего благородного Будды, пылко стремящийся основать монашескую общину на Западе. Одна книга – Дхаммапада полностью изменила мою жизнь. Если бы не прочитал её, то сегодня я был бы католиком.