Что такое пустота?  —  Тханиссаро Бхиккху

Что такое пустота? — Тханиссаро Бхиккху


Пустота — это режим восприятия, способ смотреть на опыт — когда вы ничего не добавляете и ничего не изымаете из необработанных данных физических и психических событий. Вы наблюдаете явления сознания и чувственный опыт, не думая об их подоплёке. 

Такой режим называется пустотой, потому что он свободен от предположений, которые мы обычно делаем, чтобы придать своему опыту смысл — мы создаём элементы личной истории и мировоззрения, чтобы объяснить, кто мы есть и описать мир, в котором мы живем. Хоть личная история и мировоззрение до некоторой степени небесполезны, Будда обнаружил, что более абстрактные вопросы, которые рождаются на их почве — наша истинная природа, реальность внешнего мира — отвлекают внимание от прямого опыта, от видения взаимовлияния событий непосредственно в настоящем. Поэтому они мешают, когда мы пытаемся понять и решить проблему страдания. 

Предположим например, что во время медитации у вас появляется чувство гнева по отношению к вашей матери. Ум сразу же понимает этот гнев как «мой» гнев, или говорит —  «я» злюсь. Затем он начинает разрабатывать это чувство, сводя его к истории ваших взаимоотношений с матерью, или к некоему общему мнению о том, как и почему человек вообще может злиться на свою мать. С позиций Будды, проблема здесь в том, что такие истории и мнения влекут за собой многие страдания. Чем больше вы вовлечены в это, тем дальше уходите в сторону от действительной причины страдания: категорий «Я» и «моё», которые запустили весь этот процесс. В результате вы не видите причину и не можете привести страдание к окончанию.

Однако если вы усвоили режим пустоты — не действуете под влиянием гнева, не реагируете на него, но просто наблюдаете его как серию событий-самих-по-себе — вы обнаруживаете, что гнев пуст от чего-либо такого, с чем стоит отождествляться, чем стоит обладать. Осваивая пустоту более последовательно, вы увидите, что это верно не только по отношению к таким грубым эмоциям как гнев, но даже к самым тонким событиям сферы опыта. Именно в этом смысле все вещи пусты. Когда вы видите это, вы понимаете, что категории «я» и «моё» неуместны, излишни и причиняют только боль и страдание. Поэтому их можно отбросить. Когда вы избавляетесь от них окончательно, вы приходите к более глубокому режиму опыта, который лежит неподвижно, тот который совершенно свободен. 

Освоение режима пустоты требует упражнения в непреклонной добродетели, сосредоточении и различении. Без такой подготовки, ум склонен оставаться в режиме, который не прекращает создавать истории и мировоззрения. С позиций этого режима, учение о пустоте  выглядит как ещё одна история или мировоззрение, просто с другими основными правилами. С т.з. ваших взаимоотношений с матерью, будет казаться, что в действительности нет ни матери, ни вас. С т.з. мировоззрения, будет казаться, что и мир не существует, или иначе, что пустота — великая неоформленная основа бытия, от неё мы происходим, к ней когда-нибудь вернёмся. 

Такие интерпретации не только неверно толкуют пустоту, но и не дают сознанию войти в правильный режим восприятия. Если и мир, и люди из вашей личной истории в действительности не существуют, то и все причины и следствия в этой истории подобны математическим действиям с нулями — конечно, вы сомневаетесь, что в практике добродетели может быть хоть какой-нибудь смысл. С другой стороны, если вы понимаете пустоту как основу бытия, к которой мы все вернёмся, то что за надобность упражнять ум в сосредоточении и различении, раз мы всё равно придём к пустоте? А даже если это упражнение и нужно, чтобы вернуться к нашей основе бытия, то что охранит нас от того, чтобы вновь отдалиться от неё и снова страдать? В общем, все подобные сценарии предполагают, что сама идея тренировки сознания — бесполезна и бессмысленна. Сосредотачивая внимание на вопросах стоит или нет в действительности что-либо за опытом, они вовлекают сознание в проблемы, препятствующие вхождению в режим пустоты. 

Теперь о том, каким целям служат личные истории и мировоззрения. Будда использовал их при обучении людей, но он не применял слово пустота, когда использовал эту методику. Он пересказывал истории жизни людей, чтобы показать как от неумелого восприятия, определяющего поступки, возникает страдание; и как приходит свобода от страдания, когда человек становится более восприимчив. Он описывал принципы, лежащие в основе круга перерождений, чтобы показать, как плохие намеренные поступки приводят к боли в рамках этого круга, хорошие — к удовольствию, и как действительно умелые поступки могут вообще вывести за пределы круга. Во всех случаях, его учения были направлены на то, чтобы сосредоточить внимание людей на качестве их восприятия и на намерениях их ума в настоящем; другими словами, он приводил их к режиму пустоты. Войдя в него, люди могли использовать учение о пустоте по прямому назначению: чтобы ослабить привязанности к мировоззрению, историям, предубеждениям, чтобы освободить сознание от жадности, гнева и заблуждения — и т.о. от страдания и стресса. Когда вы приходите к этому — это и есть действительно ценная пустота.



Автор текста: Тханиссаро Бхиккху
Перевод: ае
Источник: https://www.dhammatalks.org/books/NobleStrategy/Section0013.html
Традиция Тхеравада. Буддаяна


Это перевод статьи из сборника «Noble Strategy — Essays on the Buddhist Path».
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии. В остальном, права принадлежат автору оригинала.
….

Previous Руководство к медитации - Тханиссаро Бхиккху
Next Правильная речь - Тханиссаро Бхиккху

Об авторе

Вам также может понравиться

Ниббана

Махаяна и Тхеравада — досточтимый Махаси Саядо

Учение Махаяны отличается от доктрины Тхеравады, которая является Истинной Дхаммой — и эта доктрина основана на учении Будды Гаутамы в Палийском Перво-Каноне. Согласно этой системы воззрений, среди медитирующих, достигающих последней ступени святого пути (арьямагга), есть те, кто стремятся быть …

Наука и жизнь

Эмоции и разум — Бханте Пуннаджи

Появление различных школ буддизма ознаменовало вхождение догматизма в буддизм и зависимость от авторитетных интерпретаций. Существующие сегодня различные школы мысли возникали в буддизме из-за безоговорочного принятия …

Аудиокниги

Восемь восьмёрок Дхаммы. Шахматы Будды

Буддисты древности любили выделять ключевые пункты Учения Будды и группировать их тем или иным образом — для лучшего запоминания и усвоения — в особые списки, так называемые маттики (матрика). Переводится как «таблица», «список». Слово это, кстати, имеет общий корень со словом «Матрица» …