Два лица Дхаммы Будды  —  Бхиккху Бодхи
05.05.2019 2864 Views

Два лица Дхаммы Будды — Бхиккху Бодхи


Наша первая встреча с буддизмом ставит перед нами неожиданный парадокс. В интеллектуальном плане это учение кажется нам восторгом свободного мыслителя: трезвый, реалистичный, недогматический, почти научный, по своей структуре и методу.


Но если мы вступим в тесный контакт с живой Дхаммой, мы скоро обнаружим, что у него есть также другая сторона, которая кажется противоположностью всех наших рациональных предпосылок. Даже здесь мы не находим жестких слепых вероучений или отвлечённой спекуляции, но мы не можем не найти религиозные идеалы отречения, созерцания и преданности; совокупность доктрин, связанных с темами которые выходят за пределы чувственного восприятия и мышления; и — может быть это больше, чем что угодно другое сбивает нас с толку — программа обучения, в которой вера выглядит как кардинальное достоинство и сомнение как препятствие, барьер и оковы.


Когда мы пытаемся определить наши собственные отношения с Дхаммой Будды, нам нужно раскрыть смысл этих двух лиц казалось бы, непримиримых: эмпирическое лицо, лицом к миру, которое говорит нам исследовать и проверять вещи самим и для себя; и религиозное лицо, которое обращаясь к запредельному, советует нам рассеять наши сомнения и сдать их на хранение, доверять Наставнику и его Учению.


Один из способов решить эту дилемму — принять только одно лицо Дхаммы как подлинный, отвергая другой как ложный или лишний. Таким образом, в русле традиционного буддийского пиетизма, мы можем принять религиозную сторону веры и преданность, но это не избавит нас от необходимости более реалистичного взгляда на мир и задачи критического расследования; или же, вместе с современной буддийской апологетикой, мы можем превозносить эмпиризм Дхаммы и её сходство с наукой, но здесь мы сталкиваемся с некоторой неловкостью в религиозном плане. Тем не менее, трезвое размышление о требованиях подлинной буддийской духовности, дает нам возможность понять, что оба лица Дхаммы одинаково подлинны, и что оба они должны быть приняты к рассмотрению. Если мы этого не сделаем, мы рискуем не только остаться с лишь частичным фрагментарным видением учения, но и самой нашей практике Дхаммы, вероятно, будет мешать такое частичное и противоречивое отношение.

Проблема, однако, остается: как объединить две стороны Дхаммы, не впадая в противоречие? Мы предлагаем ключ к достижению этого примирения — и, таким образом, возможность обеспечить внутреннюю согласованность нашей собственной перспективы и практики заключаются в рассмотрении двух основных моментов:
— во-первых, руководящая цель Дхаммы;
— во-вторых, применяемая стратегия для достижения этой цели. Цель состоит в том, чтобы достичь освобождения от страданий.


Дхамма не предназначена для получения фактической информации о мире, и, следовательно, несмотря на совместимость с наукой, её цели и проблемы обязательно отличаются от проблем науки. Прежде всего, изначально, по сути, Дхамма — это путь духовного освобождения, свобода от колеса многократного рождения, смерти и страдания. Предложенная нам как незаменимое средство освобождения, Дхамма не ищет простого интеллектуального согласия, но требует ответа, который изнутри должен быть полностью религиозным. Он зовет нас из самых глубин нашего существа; и оттуда он пробуждает веру, преданность и убеждённость, когда конечная цель нашего существования поставлена на карту.

Но для буддизма вера и преданность — это всего лишь стимулы, которые способны побудить войти и продолжать путь; сами они не могут обеспечить освобождение. Основная причина тюремного заключения и страданий — как Будда учит нас — это незнание истинной природы существования, неведение. Таким образом, в буддийской стратегии освобождения, основным инструментом должна быть мудрость, знание и видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Изучение и критические исследования, спокойные и бескомпромиссные, составляют первый шаг к мудрости, позволяющий нам рассеять наши сомнения и получить концептуальное понимание истин, от которых зависит наше освобождение.


Но вопросы и сомнения не могут продолжаться до бесконечности. Как только вы решили, что Дхамма будет нашим средством духовного освобождения, мы должны оставить наши колебания позади и войти в курс обучения, который приведет нас от веры — до освобождающего видения. Для тех, кто приближается к Дхамме с целью заполучить интеллектуальное или эмоциональное удовлетворение, она неизбежно предъявит оба своих лица, и одно из них навсегда останется неизвестным. Но если мы готовы подходить к Дхамме в соответствии с её собственными условиями, как пути освобождения от страданий, — для нас ни в коем случае не будет двух лиц. Напротив, мы увидим то, что было с самого начала: уникальное лицо Дхаммы, которое, как и любое другое лицо, имеет две взаимодополняющие стороны.


Автор текста: Бхиккху Бодхи Махатхера
Перевод: Олег Шашков aka @NiMa
Источник: https://nalanda.org.br/incompreensoes/duas-faces-do-dhamma
….

Previous Лекция по Абхидхамме - Бхиккху Ньянасиха (аудио-лекция)
Next Состояние Будды и Араханта (Архата) - Пиядасси Тхера

Об авторе

Вам также может понравиться

Panna. Высокий уровень

Оригинальный Буддизм. Тхеравада: первоначальное учение Будды. Буддаяна

Так вот, здесь, наконец-то, вы найдете ясность среди путаницы — здесь вы найдете принципы, которым учил сам Будда, так как это записано в Сутрах. Мы хотим пойти к Источнику, к Первоисточнику.

Panna. Высокий уровень

Махаяна и Тхеравада — досточтимый Махаси Саядо

Учение Махаяны отличается от доктрины Тхеравады, которая является Истинной Дхаммой — и эта доктрина основана на учении Будды Гаутамы в Палийском Перво-Каноне. Согласно этой системы воззрений, среди медитирующих, достигающих последней ступени святого пути (арьямагга), есть те, кто стремятся быть …

Медитация

Практика прощения — Бханте Вималарамси

В точных формулировках брошюра открывает путь к духовному очищению и избавлению от психических загрязнений. Книга поможет читателям в чудесной практике медитации Принятия, ведущей к успеху в практике медитации Любящей Доброты.