Два вида страдания  (dukkha)  — Махаси Саядо

Два вида страдания (dukkha) — Махаси Саядо


(избранные отрывки)

Существуют два вида страданий. Первый относится к невыносимой боли или мучению, второй же вид относится к неудовлетворительности, так как этот вид страдания переживается как нечто ужасающее, неприятное, вызывающее чувство отвращения и неприятия. 

Непостоянство, заключающееся в непрерывном возникновении и исчезновении, не является болезненным видом страдания, но принадлежит ко второму виду, согласно определению из комментариев: «Это страдание, потому что оно представляет собой ужасающее непрерывное возникновение и исчезновение, оно рождает страх, и, как гласит бирманское выражение, не является чем-то хорошим».


Вопрос: «То, что непостоянно, является счастьем (sukha) или страданием (dukkha)?» аналогичен тому: «Является ли это хорошим или дурным?» Пять монахов ответили: «Это является страданием», или, если использовать бирманское выражение, не является чем-то хорошим (1).


Это страдание, потому что всё то и дело появляется и исчезает. Это непостоянство, и поэтому оно и вселяет ужас. Людям, тем временем, всё представляется счастливым и хорошим, поскольку видится неизменным. Если они осознают, что всё не длится и мгновения, непрерывно исчезая, то они перестанут видеть в этом что-то приносящее счастье и нечто приятное. В нашей жизни мы зависим от пяти совокупностей, которые всё время исчезают. В том случае, если какая-то совокупность не обновится, мы просто умрём, и знать об этом довольно жутко.

Это как жить в старом, ветхом здании, готовом разрушиться в любой момент. И даже в случае с этим зданием существует возможность, что оно простоит дни, месяцы и даже годы перед своим крушением, а вот материальные и умственные составляющие не длятся и мгновения. Они подвергаются непрерывному разрушению и поэтому они ужасающи. Вот почему они являются страданием, они ненадёжны и вовсе не являются хорошими.


________

Примечание переводчика:

1. «Пять монахов ответили». Пять монахов или на пали – pañcavaggiya. То есть принадлежащие к группе из пяти. Здесь идёт речь о пяти монахах (аскетах), которые сопровождали Будду во время его аскетических практик.




Перевод: Евгения Евмененко
Источник: A Discourse on the Anattalakkhaṇa Sutta by The Venerable
Mahāsi Sayādaw.
http://www.abhidhamma.com/Mahasi_anatta.pdf
….


Previous Беседа об Анатта-лаккхана сутте - Махаси Саядо
Next Ниббана: спорные моменты - Праюдх Паютто

Об авторе

Вам также может понравиться

Австралия, США и Европа

Ересь (адхамма) — Бханте Шравасти Дхаммика

«Понятие «ересь» восходит корнями к латинскому «haresis», что означает «извлекать» или «выбирать» и обозначает любую интерпретацию религии, которая отличается от официальной или в значительной степени хранимой.

Цитаты

Два типа людей — Аджан Амаро

Мне нравится сравнивать пять правил поведения с руководством к новому автомобилю: «Поздравляю! Вы теперь счастливый владелец человеческой жизни. Позвольте мне представить вам ваше транспортное средство». Ну, возможно, вам не так сильно нравится руководство для водителя, как дорожные знаки …

Россия, Украина и Беларусь

Тхеравада в России: проблемы, препятствия и путь развития

Интервью с Олегом Шашковым получилось интересным и обширным, поэтому его решили опубликовать отдельно. Ниже представлена транскрипция оригинальной аудио-записи с незначительными сокращениями. Вопросы задаёт Айя Сучитта,
русская саманери, практикующая Дхамму в Таиланде.