Две основные школы (ветви) буддизма  —  Шри Дхаммананда

Две основные школы (ветви) буддизма — Шри Дхаммананда

«Настоящие последователи Будды могут практиковать
эту религию не придерживаясь какой-либо школы или секты.»

— Шри Дхаммананда Махатхера

Несколько сотен лет после смерти Будды, возникло восемнадцать различных школ или сект, каждая из которых утверждала, что представляет настоящее Учение Будды. Различия между этими школами были в основном из-за различных толкований Учения Будды. Со временем, эти школы постепенно объединились в две основные школы: Тхеравада и Махаяна. Сегодня, большинство последователей Буддизма относятся к этим двум школам.

Буддизм Махаяны в основном возник из учения Будды о том, что каждый человек носит в себе потенциал Буддовости. Тхеравадины говорят, что этот потенциал может быть реализован посредством индивидуальных усилий. Махаянисты, с другой стороны, считают, что могут искать спасение посредством вмешательства других высших существ, называемых Бодхисаттвами. По их мнению, Бодхисаттвы  –  это будущие Будды, которые из сострадания к своим собратьям  –  человеческим существам,  откладывают свое собственное достижение Буддовости, пока не помогут другим прийти к освобождению.

Однако, несмотря на это основное отличие, следует подчеркнуть, что доктринально нет никаких существенных разногласий, касающихся Дхаммы, содержащейся в священных текстах Трипитаки,  по той причине, что Буддисты вольны интерпретировать священные тексты в соответствии со своим пониманием. Но, прежде всего, и Махаяна и Тхеравада едины в их почтении к Будде.

Точки соприкосновения между двумя школами
заключаются в следующем:

1.  Обе традиции принимают Будду Шакьямуни как своего учителя.

2.  Четыре Благородные Истины одинаковы в обеих школах.

3.  Благородный Восьмеричный Путь одинаков в обеих школах.

4.  Патичча-Самуппада или Учение о Взаимозависимом Возникновении одинаково в обеих школах.

5.  Обе ветви отрицают идею о высшем существе, создавшем этот мир и управляющим им.

6.  Обе принимают Аничча, Дуккха, Анатта
и Сила, Самадхи, Паннья без различий.

Некоторые люди считают, что Тхеравада эгоистична, поскольку она учит, что люди должны самостоятельно искать своего спасения. Но как эгоистичный человек может достичь Просветления? Обе школы принимают три Яны или Бодхи и рассматривают Идеал Бодхисаттвы как высший. Махаяна создала много мистических Бодхисаттв, а Тхеравада считает, что Бодхисаттва  –  это человек, посвятивший всю свою жизнь достижению совершенства, и в конечном итоге ставший полностью просветленным Буддой для благополучия и счастья всех в мире.

Термины «хинаяна» (Малая Колесница) и «махаяна» (Великая Колесница) не известны в литературе Палийской Тхеравады. Их нет в Палийском Каноне (Типитаке) или в комментариях к Типитаке.

Буддисты Тхеравады следуют ортодоксальной религиозной традиции, которая преобладала в Индии две с половиной тысячи лет назад. Они представляют свои религиозные службы на языке Пали. Они также стремятся достичь конечной цели (Ниббаны), став Высшим Просветленным Буддой, Паччека-Буддой (Безмолвным Буддой), или Архатом (Савака-Будда,  высшая ступень святости). Большинство из них предпочитают Архатство. Буддисты в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде принадлежат к этой школе.

Махаянисты изменили старые религиозные обычаи. Их практики осуществляются в соответствии с обычаями и традициями страны, в которой они живут. Махаянисты совершают свои религиозные службы на родном языке. Они стремятся достичь конечной цели (Ниббаны), став Буддами. Следовательно, они почитают и Будду и Бодхисаттву (того, кто должен стать Буддой) с одинаковым почтением. Буддисты в Китае, Японии и Кореи принадлежат к этой школе. Большинство людей из Тибета и Монголии следуют другой школе Буддизма, которая известна как Ваджраяна. Буддийские ученые считают, что эта школа больше склонна к секте Махаяны.

Ученые признают, что термины «хинаяна» и «махаяна» являются поздним изобретением. С исторической точки зрения, Тхеравада уже существовала задолго до появления этих терминов. Именно Тхеравада считается первоначальным аутентичным учением Будды, которое было принесено в Шри-Ланку и обосновалось там в III веке до н.э., во времена императора Индии  –  Ашоки. В то время не было ничего, что называлось бы  «махаяной». Махаяна как таковая появилась позже, примерно в начале Христианской Эры. Буддизм, который был принесен в Шри-Ланку, с его Типитакой и Комментариями в III веке до н.э., остался там изначальной нетронутой Тхеравадой, и не вступал в споры между хинаяной и махаяной, которые происходили позже в Индии.

Поэтому, было бы неразумно включать Тхераваду в любую из этих двух категорий. Таким образом, после собрания Всемирного Братства Буддистов в 1950 году, хорошо информированные люди, как на Востоке, так и на Западе, используют термин Тхеравада, а не термин «хинаяна». В самом деле, Сандхиниирмочана Сутра (Сутра Махаяны) ясно говорит, что Шравакаяна -[Тхеравада, Буддаяна]- – и Махаяна  –  являются одной Яной (экаяна) и что они не являются двумя различными «колесницами». И несмотря на то, что разные школы Буддизма принимают различные мнения об Учении Будды, они никогда не совершали насильственного кровопролития уже более двух тысяч лет. В этом заключается уникальная буддийская терпимость.

Автор текста: дост. д-р К. Шри Дхаммананда,
Брикфилдс,  Куала Лумпур

Перевод:   Леонид Александрович
Источники:
http://www.budsas.org/ebud/ebdha120.htm
http://vulturepeak.narod.ru/index/0-140
….

Previous Искушение для Пратьекабудды. Палийский роман Пелевина
Next Бессмертное — Аджан Маха Бува

Об авторе

Вам также может понравиться

Медитация

О правильном сосредоточении, факторах джханы, архатах — Бханте Топпер

Учитывая, что джханы – вещь субъективная и точной проверке извне не подаётся, это порождает массу спекуляций на тему того, что есть джханы. Этому также способствует и позиция некоторых азиатских мастеров медитации, которые заявляют о лёгкости достижения джханы.

Лекции

Благими намерениями вымощена дорога к нирване (ниббане) — Тханиссаро Бхиккху

В этой лекции Тханиссаро Бхиккху, обличает ошибочность популярного высказывания: «Благими намерениями дорога в ад вымощена» и указывает на корень неумелого взгляда, ведущего к дурным последствиям.

Лекции

Джхана не по номерам — Тханиссаро Бхиккху

Идеальным для возникновения прозрения будет такое состояние сосредоточения, которое, даже при нахождении в нём, можно проанализировать с точки зрения страдания и отсутствия страдания.