Две ветви буддизма  —  дост.  Ситагу Саядо
22.06.2019 3978 Views

Две ветви буддизма — дост. Ситагу Саядо


Вопрос гостя: Существуют ли в буддизме разные ветви (школы) ?

Ситагу Саядо: Да, есть две основные школы. А именно:
школа буддизма Махаяны и школа буддизма Тхеравады.

Вопрос гостя: Пожалуйста, объясните их различия.

Ситагу Саядо: Есть беседы Будды, касающиеся учений и дисциплины, включающие в себя изучение и практику, которые были даны при жизни Будды. Все первоначальные учения и своды дисциплины оберегались, не искажались, им следовали, и их поддерживали поколения старших монахов. Всё это известно как учение старейшин (Тхеравада). Буддистские монахи Тхеравады следовали след в след за старшими монахами.
Буддизм Тхеравады доминирует в Юго-восточных странах Азии: Бирме (Мьянма), Таиланде, Лаосе, Камбодже и Шри-Ланке. Буддизм Махаяны мигрировал из Индии на север в Китай, Тибет, Японию и Корею. Буддизм Махаяны вносил в первоначальные учения Будды – в понятия, концепции, идеи и практики, понемногу и постепенно многочисленные изменения и заменил их понятиями и практиками новых учителей Махаяны.

Вопрос гостя: Вы обнаруживаете изменения
и дополнения в буддизме Тхеравады и буддизме Махаяны?

Ситагу Саядо: В вашей христианской религии ведь есть Ветхий и Новый Завет? Что собой представляет Ветхий Завет — и что Новый Завет?

Ответ гостя: Старый Завет – это Библия, отражающая то, чему учил Бог до того, как родился Христос. Новый Завет – это Библия, отражающая то, как учил Иисус Христос и христианские учителя.
-[Иудаизм и христианство, таким образом, — это две разные религиозные традиции. — прим. ред.]-

Ситагу Саядо: Точно так же и буддизм Тхеравады сохраняет и несёт более чем 2500 тыс. лет самые ранние учения Будды и своды дисциплины. Мы практикуем в соответствие с 2500-летней традицией, не внося изменений или дополнений. Мы поддерживаем их подлинность. С другой стороны традиция Махаяны вносила постепенные изменения в течение этих 2500 тыс. лет в зависимости от страны, местных учителей – в соответствие с их интерпретациями и представлениями.
Можно сказать, что традиция Махаяны похожа на протестантов, которые внесли в учение римского католицизма поэтапные изменения, сделанные в первоначальных текстах и практиках. Христианским монахам, когда они приезжают в Америку, позволяется вести семейную жизнь. Похожим образом махаянским монахам, попадающим в Японию позволяется иметь жену и детей.

Вопрос гостя: Чем отличается дисциплина у вас в буддизме Тхеравады? Могут ли монахи вести семейную жизнь? Откуда вы берете деньги на строительство монастырей?

Ситагу Саядо: Все тхеравадинские монахи придерживаются чётко установленных 227 дисциплинарных правил Винаи. Хотя страны Тхеравады имеют различия по национальности и языку, но в них все монахи обязуются следовать тем же самым 227 правилами Винаи. Согласно правилам Винаи монахам запрещено жениться, им нельзя заниматься мирской работой, им также запрещено участвовать в свадебных церемониях, и им запрещено взымать деньги за деятельность связанную с похоронами. Вся наша еда, кров, одежда и обучение буддизму зависят от пожертвований буддистов из буддистских стран.

Вопрос гостя: Осуществление буддистом Ниббаны это
то же самое, что и восхождение христианина на небеса?

Ситагу Саядо: Нет. Это совсем разные вещи. Царство небесное в Христианстве располагается где-то на небесах. Согласно Абхидхамме Будды, если есть становление в новом месте где-нибудь на небесах, тогда это не является ни конечной истиной, ни конечным умиротворением (Ниббаной). Если есть оставшееся «имя» (психическая составляющая) и «форма» (телесная составляющая), тогда у вас есть равное им страдание.
Ниббану в буддизме сравнивают с масляным светильником, с маслом и фитилём, и вот когда масло и фитиль сгорают, то пламя гаснет. Но, если кто-нибудь попытался бы найти, куда ушло пламя, то вы не назвали бы такого человека сумасшедшим? Ниббана подобна гаснущему пламени, которое полностью прекращается. Нет каких-либо остающихся «имени» и «формы» или существа. Так же как фитиль и масло выгорело, так же и здесь нечему больше гореть. Это и есть окончательный покой (Ниббана).

Вопрос гостя: Являются ли идентичными Трипитака (буддийские канонические тексты) Махаяны — и Типитака Тхеравады? Они различаются?

Ситагу Саядо: Даже при том, что Типитака Тхеравады появилась в Индии, а затем получила своё распространение на Шри-Ланке, в Бирме (Мьянма), Таиланде, Лаосе, Камбодже, на протяжении этих 2500 тыс. лет в различные периоды, при различных учителях, — первоначальные тексты не были видоизменены и в них не вносились дополнения. Тексты Трипитаки на Собраниях представителей Сангхи (Соборах) из различных тхеравадинских стран вновь получали подтверждение в том, что они отражают первоначальное учение Готамы Будды.

С другой стороны, школа Махаяны и Трипитака Махаяны получила распространение в Тибете, Китае, Японии, Корее и Вьетнаме. Но Собрания махаянской Сангхи традиционно не проводились, и поэтому никакого тщательного сравнения текстов не делалось. Поэтому махаянские Трипитаки в разных странах имеют свои отличительные особенности, и в разных странах имеют распространение различные практики.

Вопрос гостя: Даже при том, что в буддизме есть деления на школы, являются ли одинаковыми самые фундаментальные учения Будды?

Ситагу Саядо: Это примерно как в христианстве. При том, что в христианстве есть разделение, но всё же в самой своей основе все христиане верят в Бога, в учение Иисуса Христа, и обладают верой в Библию. Также и в буддизме, даже при том, что в Буддизме есть разделения на ветви, но в основе у всех буддистов есть вера в Будду как в учителя, все буддисты верят в Восьмеричный благородный путь, все верят в Четыре благородные истины, и все полагают, что Ниббана – это конечная цель, являющаяся освобождением от страданий (подлинное освобождение) для всех буддистов.


Ашин Ньяниссара (Ситагу Саядо) является председателем, высшего мьянманского монашеского народного органа, Комитета Сангха Маха Найака. Носитель высшего, по существующей в государстве Мьянма системе монашеских титулов, звания Абхиджа-джамаха-раттхагуру. Духовный наставник Президента Мьянмы. 


Автор текста: Ситагу Саядо (Ашин Ньяниссара)
Перевод: Павел Цветков
Традиция Тхеравада. Буддаяна
Источник: Susan Hart and Sitagu Sayadaw. Ashin Mahosadha
Pandita. Sitagu Buddhist Vihara. Austin, Texas, USA. 2008.
….

Previous Абсолютное и относительное счастье в буддизме - Сергей Чернявский
Next Буддизм и наука. Сборник очерков (Буддизм и научная революция)

Об авторе

Вам также может понравиться

Наука и жизнь

Как можно практиковать в повседневной жизни? — Бханте Прамоте Памоджо

Я поделюсь с вами несколькими практическими примерами того, как практиковать осознанность в повседневной жизни. Когда вы сидите и ожидаете кого-то и при этом ощущаете скуку, знайте (осознавайте), что присутствует скука…

Panna. Высокий уровень

Концепция пустоты в палийской литературе — Дхаммаджоти Тхеро

Основное различие, которое нынешний исследователь видит между Ранним буддизмом Тхеравады и Мадхьямакой Махаяны в ​​их подходе к суннье состоит в том, что первый делает больший акцент на личных экспериментах в понимании пустоты всех явлений, а последний делает упор на логике и рассуждениях.

Лекции

Тхеравада в России: проблемы, препятствия и путь развития

Интервью с Олегом Шашковым получилось интересным и обширным, поэтому его решили опубликовать отдельно. Ниже представлена транскрипция оригинальной аудио-записи с незначительными сокращениями. Вопросы задаёт Айя Сучитта,
русская саманери, практикующая Дхамму в Таиланде.