Двенадцать способов преодоления гнева — Бханте Гунаратана

Двенадцать способов преодоления гнева — Бханте Гунаратана


Недоброжелательность (отвращение)


Симптомы: Когда ваши мысли обнаруживают побуждение, которое является недобрым или агрессивным, даже в небольшой степени, значит, у вас присутствует недоброжелательность. В таком состоянии вы не способны оценить красоту чего-либо или кого-либо. Когда недоброжелательность достигает уровня неприязни или ненависти, вы похожи на кастрюлю с кипящей водой, вы очень разгорячены и запутаны. Мысли непрерывны и навязчивы. Вы не можете на чём-нибудь удерживать ум долгое время.

Подпитывание: Фокусироваться на своих гневных мыслях. Недоброжелательность может начаться с лёгкой досады или какого-нибудь незначительного раздражения. Если вы не следите за ним на этом уровне, то оно постепенно перерастает в отвращение, негодование, гнев, злобу или ненависть. Это происходит от неосознанной рефлексии на предмете вашего гнева. Вы на нём фокусируетесь. Вы размышляете о нём, думаете о нём снова и снова. Вы подпитываете его.

Решения: Поймать гнев в начале – это значит осознать его, как только он появился. Не позволяя ему укрепиться.

1. Изолировать гнев – изолировать его в уме как событие отделяют от действий, участников, ситуаций, или воспоминаний, которые его вызвали. Пусть гнев просто отражается в вашем уме, без того чтобы становиться личностью, которая испытывает гнев. Пусть будет только чистая энергия.

2. Поговорить с собой – дайте сами себе глубокое и основательное наставление.

3. Считайте вдохи – считайте свои вдохи особым образом, описанным ниже*.

*(вдох-выдох=1, вдох-выдох=2, вдох-выдох=3 и т. д.)

4. «Выражение почтения Благословенному» – выразите своё почтение Будде и его Учению следующим образом. Произнесите: «Почтение Благословенному, достойному, в совершенстве Пробудившемуся». Повторите это три раза. Вспомните бесконечное терпение, сострадание и любящую доброту Будды. Почему мы не можем прямо сейчас хорошо сосредоточиться?

5. Помните о том, что ваш характер опасен – и помните о печальных последствиях гнева.

6. Постарайтесь увидеть человека целиком – прекратите фокусироваться лишь на негативных сторонах личности или ситуации. Помните о хороших сторонах.

7. Увидьте непостоянство и обусловленное возникновение – используйте гнев для улучшения общего понимания истины. Увидьте, что гнев и его причины непостоянны. Поймите, что гнев и его причины являются непостоянными. Увидьте, что гнев возникает в зависимости от причин и условий.

8. Будьте добры к себе – иногда вы чересчур сердитесь на себя. Простите себя. Вспомните свои хорошие качества и то, что вы стремитесь стать лучше.

9. Помните о том, что вы умрёте – вы действительно хотите умереть с гневом в своём уме? Помните, что когда вы что-то делаете или говорите с гневом, чтобы кому-то навредить, то вы в первую очередь вредите сами себе. Прежде чем вы навредите другим, вы навредите самим себе.

10. Никого не вините – помните, что это лишь ситуация. Другой человек тоже имеет свою точку зрения, и она выглядит для него верной, как ваша точка зрения выглядит верной для вас.

11. Взращивайте благодарность – применяйте метту, чтобы взращивать благодарность ко всем и каждому. Она растворяет гнев и недоброжелательность.

12. Поговорите с болью – гнев причиняет боль, а боль вызывает гнев. Разговаривайте с болью, разговаривайте со своей ленью, разговаривайте со старением, разговаривайте со страхом, всё это может быть очень полезным и важным.

Недоброжелательность – это очень большая тема. Это не только гнев, который прилипает к нам. Это также такие состояния, как уныние, страх и депрессия. Вы можете испытывать недоброжелательность и неприязнь ко всему – к своей боли в спине или ноге, к вкусу своего обеда, к дому, в котором вы живете или к зарплате.
В этом разделе представлены средства, которые применимы к человеческим отношениям – вашим взаимодействиям с окружающими вас людьми. Но общие принципы, которые вы прочитали на этой странице, применимы ко всему, относительно чего у вас присутствует отвращение. Я предлагаю вам подумать о том, как вы примените то, что вы прочитали в реальных ситуациях вашей жизни – во время болезни, во время оплаты налогов, и во время смерти вашего самого дорогого друга.



Перевод: Цветков Павел
Источник: Beyond Mindfulness in Plain English: An Introductory guide to Deeper States of Meditation by Bhante Henepola Gunaratana (Author), John Peddicord (Editor).Wisdom Publications. Boston. 2009. https://www.wisdompubs.org/blog/201507/12-ways-overcome-anger
….


Previous В глазах мудрых людей - Тханиссаро Бхиккху
Next Вера в вечность и Буддизм - Махаси Саядо

Об авторе

Вам также может понравиться

Тханиссаро Бхиккху

Как справляться с отвлечениями — Тханиссаро Бхиккху

Цель практики сосредоточения – постичь процесс намерений. Лучший способ это сделать – придерживаться такого намерения изо всех сил, потому что с ним можно будет сравнивать все остальные намерения и таким образом определить направления их движения.

Лекции

Бхавана (медитация) — введение. Личный взгляд

Мы можем получить представление о том, что такое «буддийская медитация», взглянув на Путь, описанный Буддой, чтобы достичь различных ступеней Ниббаны. Ниббана — не эзотерическая концепция, как полагают многие. Вот почему мне нравятся синонимы «niveema» или «остывание». Ниббану можно ощутить даже на ранних стадиях практики.

Медитация

Развитие пяти умственных способностей — Саядо У Джанакабхивамса

У практикующего есть пять способностей, а именно: саддха, вирья, сати, самадхи и пання (saddhā, viriya, sati, samādhi, paññā). Эти пять также известны как панча индрия (Pañca Indriya) или «Пять умственных способностей» (pañca – пять, indriya – способность), так же как и панча бала (Pañca Bala) – «Пять умственных сил».