Эклектизм как отсутствие умелого выбора духовной традиции — Бхиккху Бодхи

Эклектизм как отсутствие умелого выбора духовной традиции — Бхиккху Бодхи


(избранные отрывки)


Как только произошло осознание потребности в духовном пути, мы обнаруживаем неоднородность и несовместимость друг с другом доступных нам духовных учений.


Одним из популярных ныне подходов решения данной проблемы является эклектика — выбирать из разных традиций то, что выглядит соответствующим нашим потребностям, смешивая различные практики и техники в единое целое, удовлетворяющее лично нас. Так некоторые сочетают буддийскую медитацию памятования с индуистским повторением мантр, христианскую молитву с суфийским танцем, еврейскую Каббалу с тибетскими упражнениями по визуализации.


Однако, хотя эклектика иногда помогает сделать переход от преимущественно мирского и материалистического образа жизни к такому, который имеет налёт духовности, со временем она изнашивается. Хотя эклектика и создаёт временное укрытие, она не удобна в качестве окончательного и долговременного средства.

В данном подходе есть два взаимозависимых недостатка, по причине которых он в конечном итоге оказывается неудовлетворительным. Первый заключается в том, что эклектика компрометирует традиции, от которых она питается. Крупные духовные традиции не позиционируют свои дисциплины как независимые техники, которые можно извлечь из их среды и свободно сочетать с чем-нибудь другим, дабы улучшить испытываемое качество нашей жизни.


Они наоборот представляют их как часть единого целого, как элементы законченного мировоззрения, касающегося фундаментальной природы реальности и конечной цели духовного поиска. Духовная традиция — это не мелкий ручеёк, в котором можно слегка намочить ноги и потом быстро вернуться на берег. Это могучая и бурная река, которая будет течь среди всего ландшафта жизни человека, и если он действительно желает плыть по ней, человеку следует быть достаточно смелым, чтобы спустить лодку и отправиться в глубокие места.

Второй недостаток вытекает из первого. Поскольку духовные практики строятся на основе взгляда на природу реальности и конечное благо, эти взгляды не совместимы друг с другом.

Если мы честно исследуем учения этих традиций, то обнаружим, что нам раскрываются значительные различия во взгляде на мир, которые нельзя так просто отбросить под видом разного способа выражения одного и того же.

Наоборот, они указывают на совершенно разный опыт, представляющий собой высшую цель, и путь, который необходимо пройти для её достижения.


Следовательно, из-за разницы во взглядах и способах практики, предлагаемых различными традициями, как только мы решили, что выросли из эклектики и чувствуем готовность приложить серьёзные усилия на одном из конкретных путей, мы сталкиваемся с испытанием выбора пути, который поведёт нас к подлинному просветлению и освобождению.

Одной подсказкой в решении данной дилеммы является прояснение для себя
истинной цели, определение того, что мы ищем в подлинно освобождающем пути.

После тщательного размышления станет ясно, что главным требованием является путь к прекращению страданий.

Все проблемы в конечном итоге могут быть сведены к проблеме страдания, следовательно, нам нужен именно путь, который покончит с этой проблемой окончательно и полностью.

Важны оба эти определения. Путь должен вести к полному прекращению страданий, к прекращению всех его форм и оно должно быть окончательным, дабы привести страдание к необратимому концу.


Следование духовному пути совсем не похоже на выбор нового костюма. Дабы выбрать новый костюм нам нужно всего лишь перемерить несколько вариантов, посмотреться в зеркало, и выбрать тот, в котором мы выглядим наиболее привлекательно. Выбор духовного пути больше похож на вступление в брак — человек хочет партнёра на всю жизнь, чьё присутствие рядом окажется столь же надёжным и заслуживающим доверия как полярная звезда на ночном небе.



Автор текста: Бхиккху Бодхи
Перевод: Московской общины буддистов Тхеравады 
Источник: Бхиккху Бодхи. Благородный восьмеричный
путь: путь к прекращению страданий
(фрагмент статьи)

________

Особое примечание редактора материала:


ЭКЛЕКТИЗМ -[и также «не-сектарный» экуменизм]- КАК ОТСУТСТВИЕ
умелого выбора ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ. — дост. Бхиккху Бодхи Тхера

Меч Будды. Скальпель Оккама. Разделяет

Бхиккху Бодхи, безусловно, бесспорно, во многом прав. В плане логики, отталкиваясь от исходной точки Бханте Бхиккху Бодхи Махатхеры, — можно пойти и дальше.

Есть, скажем так, «эклектизм Первого уровня» — это когда комбинируются между собой те или иные полноценные самодостаточные религиозные учения и духовные течения, —

например, христианство и йога, шиваизм и буддизм,
каббала и восточ. медитация, чань/дзэн и тхеравада…

Получается этакий типичный суп-компот, —
сборная солянка, поп- New Age, шызотерика.

Объединять. Впитывать. Поглощать. Перемешивать


Но есть и своего рода «эклектизм Второго уровня», — когда из различных направлений и традиций внутри, в рамках какой-то одной мировой религии — сознательно выбирается наиболее общедуховное,

вбирающее-в-себя, эклектическое (nānāmatuddhāraka, satthantaruddharana), наиболее синкретичное, когда выбор производится по принципу —
«… вот это течение уж точно вбирает в себя всё-всё остальное, содержит в себе самый широкий и разнообразный диапазон учений и практик.

Выбрав его, я точно ничего не упущу и не потеряю! Практикуя его, я тем самым стану (опять-таки) практиковать сразу Всё Вместе! …» — и такое, быть может, Вам также знакомо? Здесь есть о чем подумать, на самом деле. Бхиккху Бодхи оставляет нам пищу для самостоятельного мышления, изучения и понимания.
….


Previous О круге рождения и смерти - Саядо У Джотика
Next О пользе самоисследования - Аджан Сумедхо

Об авторе

Вам также может понравиться

Лекции

Чему на самом деле учил Будда? (обзор)

Для буддийских историков уже более ста лет известно, что независимо от того, что Махаянские сутры могут заявить о себе, они не записывают исторические события, а принадлежат к какому-то другому жанру. Они не являются высказываниями исторического Будды, несмотря на их каркасные истории, которые напоминают истории более старых сутт.

Цитаты

Эмоции и разум — Бханте Пуннаджи

Появление различных школ буддизма ознаменовало вхождение догматизма в буддизм и зависимость от авторитетных интерпретаций. Существующие сегодня различные школы мысли возникали в буддизме из-за безоговорочного принятия …

Обзоры и разное другое

Скользкий путь Махаяны. Краткий обзор

Последователи Махаяны считали, что Дхамма Будды должна быть «переработана» вследствие смены времён. Однако они не учли, как могут абсолютные и объективные законы мира открытые Буддой, быть «переработаны» или «исправлены»?…