Хорошее и плохое — Бханте Шравасти Дхаммика

Хорошее и плохое — Бханте Шравасти Дхаммика


Руководство к Буддизму от А до Я


«Хорошим» или «правильным» (kusala) называется то, что наделено следующими качествами: полезно в этическом смысле, умело и способствует пробуждению, в то время как «плохим» или «неправильным» (akusala) является то, что противоположно этому. Буддизм использует три принципа, чтобы определить этическую ценность любого поведения.


Инструментальный принцип – это идея о том, что что-либо является хорошим, если это помогает достичь определённой цели, а плохим – если не помогает. Цель буддизма – это пробуждение, Ниббана, таким образом, хорошим является то, что благоприятствует реализации этой цели.


Принцип логического следствия – это идея о том, что можно определить ценность действия по последствиям, которые оно вызывает. Воровство, например, приводит к неудобствам, злости и нарастающему недоверию у жертвы. Оно усиливает несдержанность вора (если он не пойман) и может закончиться наказанием (при поимке). Всё это негативные последствия, и, следовательно, воровство – это неправильное действие.


Принцип универсализации – это идея о том, что мы можем определить ценность чего-либо, зная, как мы чувствуем себя в такой ситуации, и применяя это к другим. Я хотел бы, чтобы кто-то помог мне, когда я нахожусь в беде, и я могу сделать вывод, что другие чувствуют то же самое, поэтому, когда я вижу, что кто-то оказался в беде, я стараюсь оказать помощь. В христианстве эта концепция называется «золотое правило».


Ни один из этих принципов сам по себе не достаточен для определения хорошего или плохого, но взятые вместе, они образуют заслуживающее доверия руководство к этическому поведению.




Автор текста: Бханте Шравасти Дхаммика
Перевод: Another Story
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Источник: «Guide To Buddhism A To Z»,
Bhante Shravasti Dhammika
GOOD AND BAD http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=155
The Nature of Buddhist Ethics, Damien Keown, 1992.
….

Previous Признательность - Бханте Шравасти Дхаммика
Next Разрушить мифы о буддизме. Немного о Хинаяне

Об авторе

Вам также может понравиться

Дхамма Будды

Популярные заблуждения о буддизме (авторское исследование)

Здесь разобран ряд заблуждений о буддизме, которые довольно глубоко проникли в головы даже хорошо образованных людей, в том числе из-за того, что первые переводы буддийских текстов содержали много ошибок. Набор заблуждений и их разбор сделан на основе англоязычной статьи, но с существенными изменениями в области аргументации.

Лекции

Цели памятования — Тханиссаро Бхиккху

Палийское слово, означающее медитацию — bhavana, развитие. Имеется в виду развитие умелых качеств ума. Бхавана — это тип кармы, целенаправленная деятельность приводящая, в конечном итоге, к прекращению кармы — но, тем не менее, карма.

Мьянма. Бирма

О пяти совокупностях, счастье и страдании — Махаси Саядо

Тело, одна из кхандх — это тяжелая ноша. Бремя. Обслуживать тело — означает нести бремя. Когда мы кормим и одеваем его, мы несем бремя, — мы служим совокупности формы, рупакхандхе.