Идеал Бодхисаттвы в Буддизме — Шри Валпола Рахула

Идеал Бодхисаттвы в Буддизме — Шри Валпола Рахула

Дост. Валпола Рахула
(Из: «Драгоценные камни Буддийской мудрости»,
Буддийское Миссионерское Общество, Куала Лумпур, Малайзия, 1996)

Существует широко распространенное мнение, особенно на Западе, что идеал Тхеравады, который запросто идентифицируют как Хинаяну,  –  это стать Арахантом, тогда как идеал Махаяны  –  это стать Бодхисаттвой и, в конце концов, обрести состояние Будды. Это мнение совершенно некорректно. Оно было распространено некоторыми ранними востоковедами во времена, когда Буддийские Учения только начинали проникать на Запад, и те, кто последовал им, приняли это мнение, даже не побеспокоившись вникнуть в проблему изучения текстов и живых традиций Буддийских стран. Но факт состоит в том, что и Тхеравада, и Махаяна единогласно принимают идеал Бодхисаттвы как наивысший.

Термины «Хинаяна» (Малая Колесница) и «Махаяна» (Большая Колесница) неизвестны в Палийской литературе Тхеравады. Их невозможно найти ни в Палийском Каноне (Типитаке),  ни в комментариях к ней. Нет их даже в Палийских хрониках Цейлона, Дипавамсе и Махавамсе. Дипавамса (ок. IV в. Н.Э.) и Палийские комментарии упоминают Витандавадинов, – очевидно секту особых Буддистов, имеющих некоторые неортодоксальные взгляды относительно некоторых моментов Учения Будды. И Витандавадины, и Тхеравадины цитируют одинаковые источники и обращаются  к суттам Типитаки, чтобы поддержать свои позиции, разница только в том, как они их интерпретируют. Махавамса (V в. Н.Э.) и комментарии к Абхидхамме упоминают учение Ветулья – или Ветульявадинов (Санскрит) вместо Витандавадинов. Согласно этим текстам, скорее всего, нет ошибки в том, чтобы считать оба термина – Витанда и Ветулья – представляющими одну и ту же школу или секту.

Мы узнаем из Абхидхамма-самуччая, авторитетного Махаянского текста (IV в. Н.Э.), что термины «Вайтулья» и «Вайпулья»  –  синонимы, и что «Вайпулья»  –  это Бодхисаттва-питака. Сейчас Бодхисаттва-питака   –  это определенно Махаяна. Таким образом, Вайтулья/Ветулья несомненно обозначает Махаяну. Так мы можем быть уверены, что термины «Ветанда» и «Ветулья», используемые в Палийских Хрониках и Комментариях относятся к Махаяне. Но термины «Хинаяна» и «Махаяна» им не известны, или игнорировались, или же не признавались ими.

Ученые всего мира признают, что термины «Махаяна» и «Хинаяна»  –  это более поздние изобретения. Говоря с позиции истории, Тхеравада существовала задолго до появления этих терминов. Та Тхеравада, почитаемая как изначальное Учение Будды, проникла на Цейлон и закрепилась там в III в. до Н.Э., во времена правления индийского императора Ашоки. В то время там не было ничего, что называлось бы Махаяной. Махаяна как таковая появилась намного позже, где-то в начале нашей эры. А без Махаяны не могло быть никакой Хинаяны. Буддизм, пришедший на Шри-Ланку в III в. до Н.Э.,  вместе с текстами Типитаки и Комментариями,  –  закрепился там как Тхеравада, не вступая на сцену диспута «Махаяна-Хинаяна», который развился позже в Индии. Поэтому включение Тхеравады в ту или иную категорию  –  совершенно безосновательно.

Махаяна в основном имеет дело с Бодхисаттва-яной, или Колесницей Бодхисаттв. Но она также не игнорирует и остальные две: Шравака-яну (Савака-яну) и Пратьекабудда-яну. Например, Асанга, основатель системы Йогачара, в своей наиболее всеобъемлющей и выдающейся работе, «Йогачара Бхумишастра»,  –  включает две секции, Шравака-бхуми и Пратьекабудда-бхуми, наряду с Бодхисаттва-бхуми, что показывает, что все три яны рассматриваются в Махаяне. Но состояние Шраваки (Савака-будды) или Пратьекабудды всё же уступает положению Бодхисаттвы.

Это вполне согласуется с традицией Тхеравады, в которой также содержатся упоминания о том, что человек может стать Бодхисаттвой и приобрести состояние полностью просветленного Будды; но если кто-то этого не может,  –  он может приобрести состояние Пратьекабудды или Шраваки (Савака-будды), в соответствии со своими способностями. Эти три состояния могут рассматриваться как три приобретения на одном и том же Пути. Фактически, Сандхиниирмочана Сутра (Сутра Махаяны) четко утверждает, что Шравака-яна и Махаяна составляют одну яну (экаяна) и что они не являются двумя различными «колесницами».

Иными словами, можно сказать, что действительно, существует три способа достижения самбодхи, иначе говоря, — просветление качественно различается в зависимости от возможности и способности каждого индивида, — а именно, как пробуждение Савака-будды, Паччека-будды, и как Самма-самБудды (идеально и самостоятельно полностью просветленный Будда).

Мы также принимаем в качестве наивысшего идеала это благороднейшее и героическое стремление — следовать «карьере / маршруту Бодхисаттвы» и стать Самма-самБуддой, чтобы помогать освобождению всех других существ, верно.  Но однако же это три состояния на одном и том же Пути, а не на трёх различных путях.

В самом деле, Сандхиниирмочана сутра, известная и крайне значимая сутра Махаяны, — ясно и категорично говорит нам о том, что все те, кто следуют линии Савака-яны (Шравакаяна) или линии Паччекабудда-яны (Пратьека-буддаяна) или линии Татхагаты (Махаяна / Бодхисаттваяна) — все они достигают наивысшей Нирваны / Ниббаны по одному и тому же самому Пути, —

и что и для всех них есть только один путь очищения (Висуддхи-магга) и только одно очищение (висуддхи), одно освобождение (вимутти) — и нет второго, — и что всё это не разные пути и не различные освобождения, — и что (как сказано в этой сутте) Шравакаяна («хинаяна») и Махаяна составляют одно транспортное средство (одну колесницу) — одну Яну (Эка-Яну), а не отдельные и не различные транспортные средства или Яны (традиции). 

Три типа личности

Итак, кто эти три: Шравака (Савака-будды), Пратьека-будда и Бодхисаттва? Очень кратко:

— Шравака (Слушающий Учение Самма-самбудды) – это ученик Будды. Ученик может быть монахом или монахиней, а также мирским последователем или последовательницей. Находясь на пути освобождения, он следует и практикует достижения Будды и, в конце концов, обретает Нирвану. Он также служит другим, но его возможности в этом несколько ограничены. -[в действительности выглядит несколько странным, что дост. Шри Валпола Рахула здесь пишет именно «шравака»,  а не Савака-Будда или  Арахант  –  прим. ред.]-

— Пратьека-будда (Пробудившийся для самого себя) – это человек, который реализует Нирвану в одиночку, в то время, когда в мире нет Самма-самбудды. Он также оказывает служение другим, но ограниченным способом. Он всё же не способен раскрыть Истину для других, подобно Самма-самбуддам, полностью Просветленным Буддам.

— Бодхисаттва – это человек (монах или мирской последователь), который имеет возможность достичь Нирваны как Шравака или Пратьека-будда, но из-за наличия Великого Сострадания (Махакаруна) к миру, он отказывается от нее.  Он идет на страдания в самсару на благо других, совершенствует себя в течение неисчислимого количества времени  –  и, наконец-то, реализует Нирвану, становится Самма-самбуддой, полностью Просветленным Буддой. Он познает Истину (Дхамму) и рассказывает ее миру. Его возможности служения другим не ограничены.

Определения трех «Яников» (последователей трех «ян»), данные Асангой, являются довольно конструктивными и проясняют некоторые моменты. Согласно ему, Шравака-яника (тот, кто следует колеснице учеников) – это человек, который живет в соответствии с законом учеников. По природе имеющий более слабые способности (качества), находящийся на своем пути к освобождению через культивацию отречения, зависящий от Канона Учеников (шравака-питака), практикующий основные и второстепенные качества, постепенно кладет конец страданию.

Пратьека-будда-яника (тот, кто следует колеснице «Будд для себя»)  –  это человек, который живет в соответствии с законом «Будд для себя».  По природе обладающий средними способностями, находящийся на своем пути к освобождению через культивацию отречения, имеет намерение приобрести Просветление только через самостоятельное умственное развитие, и, соответственно, не черпающий знание из Шравака-питаки,  –  практикующий основные и второстепенные  качества, он появляется, только когда в мире нет Самма-самбудды, и постепенно кладет конец страданию.

Маха-яника (тот, кто принимает «Большую Колесницу») – это человек, живущий в соответствии с законом Бодхисаттв, по природе имеющий более высокие способности.  Он находится на пути к освобождению всех живых существ, зависящий от Канона Бодхисаттв,  он воспитывает других существ, культивирует чистое устремление достичь сферы Будды, получает предсказания и наставления (Вия-Карана) от Будд  –  и, в конце концов, реализует совершенное Полное Просветление (Самма-самбодхи).

Отсюда мы видим, что тот, кто стремится стать Буддой, является Бодхисаттвой, Махаянистом, хотя он может жить в стране традиционно общепризнанной Тхеравадинской или «хинаянской». Точно также, тот, кто стремится достигнуть Нирваны как ученик, является Шравака-яником, или «хинаянцем», хотя он может принадлежать стране или сообществу, которое считается Махаянским. Таким образом, неправильно полагать, что Бодхисаттв нет в Тхеравадинских странах, или, что все Бодхисаттвы существуют только в Махаянских странах. Немыслимо, чтобы Шраваки
(Савака-будды) и Бодхисаттвы были бы сосредоточены в раздельных географических областях.

Далее, Асанга говорит, что когда Бодхисаттва наконец приобретает Просветление (Бодхи), он становится Арахантом, Татхагатой (то есть Буддой). Здесь нужно ясно понять, что не только Шравака (Савака, ученик), но также Бодхисаттва — становится Арахантом, когда приобретает Буддовость. С позиции Тхеравады точно так же: Будда – это Арахант – «Araham Samma-SamBuddha»  –  что значит «Арахант, полностью и совершенно пробудившийся Будда».

Махаяна безошибочно утверждает, что Будда, Пратьека-будда и Шравака (ученик),  –  все три они совершенно одинаковы касательно их очищения или освобождения от всех загрязнений (Килесаварана-висуддхи).

Это также называется Вимукти-кая (Тело освобождения), и в нем нет разницы между указанными тремя. Это означает, что нет трех различных Нирван или Вимукти (освобождений) для трех различных последователей. Нирвана или Вимукти одинакова для всех. Но только Будда (Самма-СамБудда)  достигает полного освобождения от всех препятствий к познаваемому, то есть от препятствий к знанию (Джнеяварана-висуддхи). Шраваки и Пратьека-будды этим освобождением не обладают. Оно также называется Дхарма-кая (Тело-Дхармы),  и именно это и многие другие неисчислимые качества, возможности и способности, – делают Будду несравненным и превосходным по отношению к Шравакам и Пратьека-буддам.

Эти Махаянские взгляды вполне согласуются с Палийской Типитакой Тхеравады. -[здесь, очевидно, дост. Шри Валпола Рахула излагает свою глубоко субъективную личную и всё же достаточно спорную точку зрения – прим. ред.]-   В Самьюта-Никае Будда говорит, что Татхагата (т.е. Будда) и бхиккху (т.е. шравака, ученик), освобожденный через мудрость,  –   равны в своей Вимутте (свободе), но Татхагата отличается от освобожденных бхиккху тем, что он (Татхагата) открывает и показывает Путь (Магга), который не был известен ранее, который ранее не был открыт.

Эти три состояния: Шравака (Савака-будда), Пратьека-будда и Будда,  –   упомянуты в  Нидхикана Сутте Кхуддакапатхи, первой книге Кхуддака-Никаи, одном из пяти Собраний Типитаки Тхеравады. Она утверждает, что практикуя такие достоинства как щедрость, мораль, самоограничение, и так далее, можно достичь, среди прочего, «Совершенство Ученика» (Савака-Парами), «Просветление Пратьека-будды» (Паччека-бодхи) и «Сферы Будды» (Буддха-бхуми). Они не называются Янами (колесницами).

В традиции Тхеравады они известны как Бодхи, а не Яны. Упасака-джаналанкара, Палийский трактат, имеющий дело с этикой для мирских последователей, написанный в XII в. неким Тхерой, называемым Анандой в традиции Тхеравады, в монастыре Махавихара, что около Анурадхапуры, Шри Ланка,  –  говорит, что есть три вида Бодхи: Савака-бодхи (Санскр.: Шравака-бодхи), Паччека-бодхи (санскр.: Пратьека-бодхи) и Самма-самбодхи (санскр.: Самьяк-самбодхи). Целая глава этой книги посвящена детальному обсуждению этих трех видов Бодхи. Она говорит далее, что когда ученик приобретает Бодхи (Просветление), его называют Савака-Будда (Санскр.: Шравака-Будда).

Бодхисаттвы

Также как и в Махаяне, Тхеравада ставит Бодхисаттву на высшую ступень. Комментарий к Джатакам, в традиции монастыря Махавихара, приводит точный пример: в невероятно далеком прошлом, много эонов назад, Готама Будда, во время своего пути Бодхисатты, был аскетом, которого звали Сумедха. В то время в мире был Будда Дипанкара, которого он встретил, и у ног которого имел возможность реализовать Ниббану как ученик (Савака-Будда). Но Сумедха отказался от неё и решил, из великого сострадания к миру, стать Буддой как и сам Дипанкара, чтобы помогать спасать других. Тогда Дипанкара Будда объявил и предсказал, что этот великий аскет когда-нибудь сам станет Самма-СамБуддой и предложил восемь букетов цветов Сумедхе. И ученики Будды Дипанкары, которые были с ним и достигли Арахантства, также предложили цветы Бодхисаттве. Это история о Сумедхе четко показывает, какую позицию Бодхисаттва занимает в Тхераваде.

Хотя, Тхеравада утверждает, что каждый может стать Бодхисаттвой, она не постулирует такую необходимость и не настаивает на том, что все без исключения должны быть Бодхисаттвами. Это считается непрактичным. Решение остается за каждым последователем индивидуально, выбрать ли ему Путь Савака-Будды, Путь Пратьека-будды или же Самма-самбудды. Но, вместе с тем, в Тхераваде всегда ясно объясняется, что состояние Самма-самбудды является превосходным, а два других – более низкими. Тем не менее, они не игнорируются и не отбрасываются.

В XII в. Н.Э., в Мьянме (это строго Тхеравадинская страна), Король Алаунгситху из Пагана, после постройки Храма Швегугйи, написал Палийский стих, чтобы сохранить этот акт благочестия,  –  в котором он публично объявляет о своем решении стать Буддой, а не Шравакой. В Шри-Ланке, в X веке, Король Махинда IV (956-972 н.э.) объявил в письменном виде, что  «никто, кроме Бодхисаттвы, не станет королем Шри-Ланки (Цейлона)». Таким образом, считалось, что короли Шри-Ланки были бодхисаттвами.

Тхера по имени Маха-Типитака Чулабхая, написавший Милинда-Тику (ок. XII в Н.Э.), в традиции Тхеравады Махавихары, что близ Анурадхапуры,   –  говорит в конце своей книги, что он стремится стать Буддой:  Buddho Bhaveyyam  «Пусть я стану Буддой»  –  что означает, что автор был Бодхисаттвой.

Мы натолкнулись, наконец, в некоторых буддийских манускриптах, записанных на пальмовых листьях в Шри-Ланке,  на имена нескольких преписчиков, записавших свое желание стать Буддами, и они также считаются Бодхисаттвами. В конце религиозной церемонии или акта благочестия, монах, дающий благословения, обычно увещевает прихожан принять решение достичь Нирваны, реализуя одно из трех Бодхи –  Шравака-бодхи, Пратьека-бодхи или Самма-самбодхи – сообразно их способностям.

Есть множество буддистов, бхиккху и мирян, в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде и Камбодже, – они традиционно считаются Тхеравадинскими странами, – которые дают клятву стать Буддами на благо других, чтобы помогать им в их освобождении. На самом деле они Бодхисаттвы на разных стадиях развития. Таким образом, видно, что в Тхеравадинских странах  отнюдь не все следуют путем Шраваки. Там также есть и Бодхисаттвы.

Есть значительная разница между Тхеравадой и Махаяной относительно идеала Бодхисаттвы. Тхеравада, хотя и считает идеал Бодхисаттвы наивысшим и благороднейшим, не содержит отдельной литературы касательно этой проблемы.  Различные учения касательно идеала и пути Бодхисаттвы находятся разбросанными в соответствующих местах  обширной Палийской литературы. Махаяна же по определению посвящена идеалу Бодхисаттвы, и она не только произвела значительную литературу по данной проблеме, но также создала увлекательный класс мифических Бодхисаттв.



Автор текста: дост. д-р Валпола Рахула
Источник текста  —  http://www.budsas.org/ebud/ebdha126.htm
см. также — https://www.budsas.org/ebud/ebdha310.htm


Перевод с англ.: Татьяна Ремизова
….

Previous Буддадаса Бхиккху — Основы буддизма и медитация развития осознанности с дыханием (аудио-книга)
Next Буддийские писания. Какими они бывают? - Махаси Саядо

Об авторе

Вам также может понравиться

Дхамма Будды

Формы женского монашества в буддизме Тхеравады

Представительницы различных форм женского монашества в буддизме Тхеравады принимают на себя различное количество обетов, есть ряд объединяющих их признаков. Таковыми являются: неукоснительное соблюдение целибата; подаяние как единственно возможная форма добывания средств существования.

Sila. Начальный уровень

Искажения буддийского прибежища — Бхиккху Бодхи

Искажения прибежища – это факторы, делающие его принятие осквернённым, неискренним и неэффективным. В комментариях сказано, что существует три таких фактора. Давайте проясним, по каким же причинам происходит искажение или же полное разрушение и утрата Прибежища?

Sila. Начальный уровень

Критика — Шравасти Дхаммика

Я утверждаю, что тот, кто критикует то, что заслуживает критики, и восхваляет то, что заслуживает похвалы, и делает это в нужное время, говоря то, что основано на фактах, то, что является правдой, – поступает наилучшим образом из всех.