Истина  (правда)  —  Шравасти Дхаммика

Истина (правда) — Шравасти Дхаммика


Истинными (sacca или taccha, правдивыми) называются устная или письменная речь, понятия или понимание, которые соответствуют действительности, и которые при правильном постижении могут привести к более точному и полному восприятию реальности. Существует два типа истины: мирская (относительная) и надмирская (абсолютная). Если кто-то говорит «Идёт дождь», и дождь действительно идёт, можно сказать, что это утверждение истинно.

Однако это только относительная истина, поскольку её ценность ограничена. Если, с другой стороны, кто-то говорит: «Страстное желание чего-либо вызывает неудовлетворённость», и на самом деле так и происходит, можно сказать, что это абсолютная истина, поскольку, если понять её и принять во внимание, она может привести к радикальным изменениям в чьём-либо отношении, в чьей-либо жизни и, в конечном счёте, в чьей-либо судьбе.

Некоторые истины могут быть частичными, неполными в том смысле, что они соответствуют только некоторым аспектам реальности и не соответствуют остальным. Однако одна истина не может противоречить другой. Если человек говорит: «Два плюс два равняется четырём», а другой говорит: «Два плюс два равняется пяти», — значит, одно из этих двух утверждений должно быть ложным.


Таким образом, Будда сказал:
«Истина одна. Нет двух истин». — (Ekaṃ hi saccaṃ, Sn. 884).

Самые важные абсолютные истины, которым учил Будда – это Четыре благородные истины. Касательно важности понимания этих истин в одной Джатаке говорится: «Тот, кто оставил бы богатство ради спасения конечности, или пожертвовал бы конечностью ради спасения своей жизни, должен быть готов оставить богатство, конечность, жизнь, действительно всё – ради Истины». (Ja.V, 500)

Будда уделял особое значение правдивой речи. Первая и наиважнейшая характеристика Правильной речи – быть правдивой настолько, насколько это позволяет собственное понимание. О речи, согласующейся с Дхаммой, он говорил:

«Нужно воздерживаться от неправильной речи. Если человека вызвали в суд, на расследование, семейный сбор, на совет или к царю, и попросили: «Итак, добрый человек, скажи нам то, что ты знаешь» – если он не знает, то он говорит: «Я не знаю».
Если он знает, то он говорит: «Я знаю». Если он не видел, то он говорит: «Я не видел», а если он видел, то он говорит: «Я видел». Он не лжёт намеренно ради собственной пользы или пользы другого, или ради незначительной выгоды». (M. I, 288).*


Аббревиатуры:

Sn. – Sutta Nipāta 
Ja. – Jātaka (с комментариями) 
M. – Majjhima Nikāya 

________

Примечания:
* дост. Шравасти Дхаммика использовал для этой статьи отрывок из
данной книги: The Early Buddhist Theory of Knowledge. K.N. Jayatilleke. 1963.

Автор: Бханте Шравасти Дхаммика
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Перевод: Another Story
Источник: «Guide To Buddhism A To Z», Bhante Shravasti Dhammika
Ссылка: http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=427
….

Previous Альтруизм - Шравасти Дхаммика
Next Критика - Шравасти Дхаммика

Об авторе

Вам также может понравиться

Обзоры и разное другое

Личности и безличное («Я» и «не-Я») — Тханиссаро Бхиккху

Как объясняет сам Будда утвердительный ответ на вопрос «Есть ли я?» это подтверждение неправильных воззрений об этернализме, т.е. бессмертном вечном неизменном Я. Утвердительный ответ на «Нет я?» это подтверждение других неправильных воззрений об аннигиляционизме, уничтожении я и души при смерти.

Panna. Высокий уровень

Буддийские размышления о смерти — В.Ф. Гунаратна

В соответствии с буддийской мыслью, смерть далеко не та тема, которую стоит избегать и пренебрегать, это ключ, который открывает кажущуюся тайну жизни. Именно понимая смерть, мы понимаем жизнь; поскольку смерть является частью жизненного процесса. Понимая смысл смерти, мы также понимаем смысл жизни.

Sila. Начальный уровень

Аджан Чаа — Нектар для сердца (аудио-книга)

Долгожданная аудиокнига удивительного учителя. Аджан Чаа — Нектар для сердца (аудио-книга). Перевод с английского Антона Мускина. Текст читает Пётр Маркин. Выражаем благодарность Орловой Юлии.