Качества Араханта (будды) — Аджан Паютто
Достопочтенный Аджан Паютто (Phra Payutto), —
Пробужденные существа, раздел «Атрибуты араханта».
Учение буддизма практично и уделяет особое внимание вещам, которые ведут к прозрению и благополучию. Буддизм не поощряет концептуализирование и обсуждение вещей, которые должны быть осуществлены через применение на практике, если только это не является необходимым для элементарного понимания. Относительно изучения Ниббаны, вместо того, чтобы обсуждать непосредственно состояние Ниббаны, здесь может быть более полезно, изучать личностей, осуществивших Ниббану, а так же пользу от ее осуществления, которая очевидна в жизни и характере таких личностей.
Мы можем получить некоторое понимание природы арахантов (пробудившихся существ) через рассмотрение эпитетов использующихся для них в писаниях. Здесь приводится выборка таких эпитетов, которые выражают высокую ценность их добродетели, непорочности, совершенства и степени их духовного достижения.
Anuppatta-sadattha – тот кто достиг благоденствия.
Arahant – «достойный» личность находящаяся вдали от умственных омрачений.
Asekha – тот, кто закончил обучение, личность, которой не требуется обучение. Личность, владеющая качествами сведущего, знатока (asekha-dhamma).
Kata karaṇīya – личность, которая выполнила то, что должно было быть выполнено.
Khīṇāsava – личность свободная от умственных влечений (āsava).
Mahā-purisa – личность, безупречная в добродетели. Тот, кто трудится для благоденствия, благополучия людей. Тот, у кого есть умение владеть собой.
Ohitabhāra – тот, кто скинул ношу, бремя.
Parama-kusala – личность, владеющая исключительными благодетельными, благотворными качествами.
Parikkhīṇa-bhava-saṁyojana – тот, кто разорвал путы (saṁyojana), привязывающие людей к существованию.
Sammadaññā-vimutta – человек освободившийся посредством совершенного знания, постижения.
Sampanna-kusala – личность безупречная в благотворности.
Uttama-purisa – высшая личность. Превосходнейшая личность.
Vusitavant or vusita brahmacariya – личность, осуществившая святую жизнь.
Чтобы понять природу архата необходимо рассматривать качества в контексте учений, в которых они упоминаются, например, три влечения (āsava), три тренировки (sikkhā), десять качеств сведущего (asekha-dhamma), десять пут (saṁyojana), и святая жизнь (brahmacariya) как Восьмеричный путь.
Многие буддисты склонны описывать качества араханта и других святых личностей с позиции отрицания, методом определения тех омрачений, которые были отброшены или рассеяны. Например, Вошедший-в-поток устранил первые три путы (saṁyojana), Возвращающийся-один-раз устранил эти три путы и кроме того ослабил алчность, отвращение и заблуждение. Не-возвращающийся устранил первые пять пут. Арахат устранил все десять пут.
С другой стороны они кратко определяю араханта, как того «у кого отсутствует алчность, отвращение и заблуждение» или «он тот, кто свободен от омрачений». Такие определения полезны в том, что они ясны и дают простые стандарты оценки. Тем не менее, они ограничены, и не показывают отчетливо исключительные характеристики и выдающиеся свойства Пробужденных личностей, будд, — они не описывают, как такие личности живут добродетельной жизнью и как они приносят благо всему миру.
Текст: Аджан Паютто
Перевод: Цветкова Павла
и Виктории Коптяевой
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Чем Арахант (Савака-будда) отличается от будды (Самма-сам-будды) ?
Нас часто спрашивают — чем же в действительности, по большому счету, — отличается Будда (Самма-Сам-Будда) — от Араханта (от Савака-Будды) ? Посмотрите сами, как это интересно. Рассмотрим их различия на простом и понятном для всех примере.
Тхеравада, древнейшая форма буддизма — доктор Тан Хэн Ху
Тхеравада означает «учение старших». Термин «Хинаяна» также использовался для этой формы буддизма, но это неправильное употребление. Этот термин использовался буддистами Махаяны, которые считали, что они являются последователями «Великой колесницы». Махаянисты, отличающиеся от тхеравадинов, называли последнюю Хинаяной «Малой колесницей».
Признательность — Бханте Шравасти Дхаммика
Когда мы видим сами или слышим от кого-то о безмятежном состоянии ума, хороших качествах или о доброжелательности других людей или о добре, совершённом ими, всё это может наполнить нас признательностью и желанием следовать их примеру.