Как можно практиковать в повседневной жизни? — Бханте Прамоте Памоджо

Как можно практиковать в повседневной жизни? — Бханте Прамоте Памоджо

Я поделюсь с вами несколькими практическими примерами того, как практиковать осознанность в повседневной жизни.
Когда вы сидите и ожидаете кого-то и при этом ощущаете скуку, знайте (осознавайте), что присутствует скука. 
Когда на работе после полудня возникает лень, знайте, что присутствует лень. 

Когда вам хочется поговорить с другом, знайте, что присутствует желание поговорить. 
Если при общении вы чувствуете радость, удовольствие, то знайте, что возникло удовольствие. 
Когда появляется голод, осознавайте это. 
Когда вы выбираете еду в забегаловке, и она выглядит неаппетитной, то осознавайте, что возникла неудовлетворенность. 

Просто осознавайте это подобным образом. Осознавайте непосредственно свои переживания и замечайте, что каждый конкретный ум возникает и прекращается. Леность возникает и проходит, скука возникает и проходит, желание возникает и проходит. 

Когда вы пробуете еду, и рады от того, что на вкус она лучше, чем вы ожидали, то осознавайте, что присутствует радость. Когда вы принимаете душ, то замечайте все возникающие при этом умственные состояния. Особенно, если это холодный душ, то перемен, которые можно будет отметить, будет множество: страх возникнет и пройдёт, а когда мы будем чистые и сухие, то возникнет облегчение и удовлетворение. 

Хорошее место для наблюдения за изменениями ума, это когда вы находитесь в машине и стоите в пробке. Мы можем стоять перед длинной вереницей красных огней и чувствовать беспокойство и нетерпеливость. Осознавайте тот момент, когда эти переживания возникают. Затем зажигается зеленый свет, и мы чувствуем себя немного счастливыми, но затем зеленый, перед тем как мы уже тронулись, снова меняется на красный! 

Мы сильно расстроены. Мы можем заметить, что из-за этого мы расстроены больше, чем это было несколькими минутами назад, когда мы стояли в пробке двадцатью машинами ранее! Честно и сдержанно наблюдайте и осознавайте всё, что возникает в уме. Мы, так сказать, можем увидеть в себе демона. Мы увидим, что мы настолько же плохи как и любой другой человек. 

Мы больше никого не будем винить в своих страданиях и горестях. Зло мира – это омрачения. Гнев, алчность и неведение захватывают наши умы точно так же как и умы других людей. Все заслуживают нашего сострадания в этом отношении. Не трудно наблюдать ум, следуя тем примерам, которые я дал, но нам обязательно нужна смелость, терпение и настойчивость. 

Мы всё ещё не поняли до конца, что тело — это страдание.
Нам кажется, будто оно мучительно только лишь иногда. Будда учил, 
что все-все аспекты тела и ума являются мучительными, отягощающими. Мы не можем этого видеть.

Тело видится мучительным только на Третьей ступени Пробуждения, называемой Невозвращающийся (это Анагамин). Ум (сознание) видится мучительным только при Окончательном Пробуждении (Постижении) — когда вы уже Арахант. Все остальные видят тело и ум как иногда приносящие счастье, иногда мучительные (дуккха) .

Мы можем декламировать сутты или слушать Дхамму, наблюдая за умом. Послушали — ум отвлекся — замечайте, — послушали ещё — стало любопытно — замечайте, — послушали ещё — вы в растерянности — замечайте…

Тренируйтесь замечать почаще всё, что происходит с вашим собственным умом. Частое наблюдение за поведением ума способствует возникновению осознанности, памятования (сати). Когда мы делаем это искренне, мы становимся осознающими.

Когда ум становится спокойным естественным образом, в нем нет напряжения. Если мы чувствуем напряжение во время практики — то это и не саматха, и не випассана. Саматха достигается, когда ум становится счастливым и спокойным сам по себе.

Нам очень повезло, что мы живём во времена, когда всё ещё есть подлинные наставления Будды. И мы — одни из немногих, кто искренне интересуется их изучением. Это — особая, редкая возможность.

Перевод с англ.: Цветков Павел
Источник: To See the Truth The Teachings of Venerable
Pramote Pamojjo By Jess Peter Koffman. Edited by Bhikkhu
Korakot Kittisobhano. Suan Santidham. Thailand. 2012.

….

Previous Достижение Ниббаны в безначальной сансаре
Next Что такое Тхеравада? Буддизм Буддаяны. Дхамма Будды и Ранний Буддизм

Об авторе

Вам также может понравиться

Медитация

Искусство исчезать. Глава 4. Лекарство для ума — Аджан Брахм

Медитация углубляется, когда «вы» исчезаете. Когда испытываете неприязнь, жажду или скуку – вы по-прежнему здесь. Всё это создаёт чувство собственного «я», которое думает, что владеет этими вещами и вовлекается в них. Вы и есть проблема.

История школ

Что случается с Арахантом после смерти? — Беседа Бхиккху Бодхи и Б. Алена Уоллеса

Это одно из тех мест, где тра­диции Махаяны и Тхеравады разнятся, — в первой Ниббана приравнивается к шуньяте, или пустотности, то есть к окон­чательной действительности, без которой не может быть относительной действительности самсары.

Лекции

Не бойтесь доверять себе — Аджан Сумедхо

Аджан Маха Бува написал биографию Аджана Мана, в которой тот представлен суперменом. Это очень захватывающая книга, и сложно не впечатлиться ей. Но когда задаешь вопросы ученикам Аджана Мана, то они говорят: «О, все это не имеет значения. Просто забудьте!»