Как справляться с отвлечениями — Тханиссаро Бхиккху

Как справляться с отвлечениями — Тханиссаро Бхиккху


Одна из стратегий заключается в том, чтобы научиться очень быстро справляться со своими отвлечениями. Ведь так легко запутаться в сюжетных линиях и мыслях, уводящих далеко в сторону! Если отвлекающие факторы исходят изнутри, то в голове возникает маленький мысленный пузырь и как бы говорит: «Давай это исследуем и посмотрим, куда это нас приведёт». И вот вы уже (ого!) в галактике Андромеды. Другими словами, всё это может забросить вас очень далеко, в другие миры, в новые истории.

Иногда трудно вытащить себя из этих историй, потому что хочется увидеть, чем они закончатся – и вы как будто подвержены всему этому, втянуты во что-то. И так происходит всё время, каждый раз. Вы просто проходите мимо телевизора, и вот вы уже в центре какой-то дурацкой истории. Вы знаете, что рассказы из телевизора глупы, но всё равно втягиваетесь в них, потому, что стали присоской, готовой снова и снова залипать на этих бестолковых историях в своём уме.

Поэтому лучше научиться развивать определённый скептицизм по отношению к таким историям. Так уж ли важно знать, чем именно закончится каждая из них? Научитесь пресекать их хотя бы с середины. Персонажи не будут возражать.

Бывают случаи, когда, сюжетные линии начинаются не с внутренних отвлекающих факторов, а с внешних раздражителей, которые тоже засасывают, втягивают вас. Другие люди говорят или делают что-то такое, что вас раздражает, и вот, внезапно, вы уже сосредоточены на том, как сильно вам не нравится то, что они говорят или делают. Вы расстраиваетесь, потому что они разрушают ваше сосредоточение. И, конечно, можно насоздавать огромную кучу рассказов о том, как они не должны были этого делать, не должны были разрушать вашу собранность.

Но, на самом деле, это не они уничтожили ваше сосредоточение. Вы просто бросили его, побежали за ними, а затем нашли удовлетворение, обвинив их. Таким образом, лучше научиться вытаскивать себя из такого мышления. Независимо от того, кто что говорит или делает, дыхание продолжает существовать прямо здесь. И только вы выбираете – уходить или не уходить. Вот за этим нужно следить очень внимательно.

Цель практики сосредоточения – постичь процесс намерений. Лучший способ это сделать – придерживаться такого намерения изо всех сил, потому что с ним можно будет сравнивать все остальные намерения и таким образом определить направления их движения.
Далее, когда отвлекающие факторы будут становиться всё менее привлекательными, вы сможете видеть каждое намерение, которое пытаетесь удержать.

Из чего оно сделано? В основном всё это вербальное конструирование и умственное построение. Вербальное конструирование – это направленная мысль и оценка, два фактора джханы. Направленная мысль – это когда вы фокусируете своё намерение на объекте; оценивание – это когда вы исследуете объект, отмечая, нравится вам он или нет, какие комментарии создаются по этому поводу. Эти два процесса лежат в основе каждого предложения в уме, которое произносится вслух. Вот почему это называется фабрикой слов (вербальным конструированием).

Что касается умственного конструирования: чувств и восприятий, в них также содержится элемент намерения. Даже когда вы отпускаете направленную мысль и оценивание, чтобы перейти от первой джханы ко второй, вы продолжаете чувствовать и воспринимать. На самом деле, восприятие (восприятие дыхания) с вами на протяжении всего пути к четвёртой джхане. Попытайтесь придерживаться этого восприятия до тех пор, пока энергия дыхания в теле не успокоится.

Затем вы останетесь с неподвижным дыханием как восприятием (распознаванием). Постепенно граница между вашим телом и тем, что снаружи, начнёт стираться. И вы поймёте, что восприятие – это и есть граница, которая подкреплялась движением дыхания. А когда дыхание утихомирилось, то нет больше ничего, что могло бы её укреплять. Таким образом вы сможете настроить своё восприятие на пространство или сознание и уже не будет никаких границ, препятствующих этому.


Buddha Green Leaf, Bodhi Tree leaf with sun bright.



Перевод: Натальи Ляпкиной
Источник: The Karma that Ends Karma.
Thanissaro Bhikkhu October 12, 2005.
….


Previous Прямое знание и видение - Саядо У Пандита
Next Правда это красота - Саядо У Джотика

Об авторе

Вам также может понравиться

Австралия, США и Европа

Смятение – и безмятежность — Тханиссаро Бхиккху

Вот что мы хотим, или по крайней мере так нам было сказано людьми, которые стараются продать нам буддизм, измененный в соответствии с современными господствующими тенденциями. Но это ли то, в чем мы нуждаемся? И буддизм ли это?

Дхамма Будды

Как не расставаться с любимыми? Муж и жена — Ашин Кундалабхивамса

Муж и жена, обладающие добрыми и благородными сердцами, живущие вместе, хотят быть вместе на всем протяжении своей нынешней жизни, и они желают, вплоть до достижения ниббаны, и в будущих воплощениях снова встречаться друг с другом.

Австралия, США и Европа

Основы Общины — Бханте Шравасти Дхаммика

Будда называл четыре Основы Общины: щедрость (dàna), доброжелательную речь (piyavàcà), хорошие поступки по отношению к другим (благодетельное поведение) (atthacariyà) и беспристрастность (равностность) (samànattatà). Четыре Основы Общины для мира позволяют обществу продвигаться дальше и вращаться плавно (без помех).