Какие бывают разновидности веры — Па Аук Тоя Саядо

Какие бывают разновидности веры — Па Аук Тоя Саядо


Существует четыре вида веры — саддхи (saddhā)[1]:

1) Религиозная вера (āgamana-saddhā) – это глубокая вера
в Учение Будды, которой обладали Благородные Ученики.

2) Приобретённая вера (adhigama-saddhā).

Обретение этой веры происходит после
достижения Пути и Плода (Magga-Phala).

3) Твёрдая вера (okappana-saddhā)[2] – абсолютная убеждённость, благодаря которой практикующий опирается и полагается на Будду, Дхамму и Сангху. Это непоколебимая (acala) вера в качества Будды, Дхаммы и Сангхи, с отношением «Это так (evam-etaṁ)». Такого рода вера необходима для полной отдачи себя тройному обучению (т.е. обучению нравственности, сосредоточению и мудрости).

4) Вдохновенная вера (pasāda-saddhā) – это ни к чему не обязывающее расположение и уважение к Учению Будды. Она не настолько сильная, чтобы не чередоваться со скептическими сомнениями, а также с симпатией и уважением к учениям других учителей. Хоть эта вера и не может способствовать полной отдаче тройному обучению, она может стать основой для великих подношений и даже для посвящения в монахи[3].

Таким образом, «вера» – это единственно правильное слово, обозначающее термин саддха. Однако в некоторых кругах слово «вера» стало сводиться либо к обозначению слабого и вредного психического состояния, сродни суеверию, слепой доверчивости, либо только к обозначению теистической веры. В этом случае саддха переводится как «доверие».

Значение cаддха по смысловому разнообразию простирается от понятия отказа от реальности и догм определённой религии, которые оказывают влияние на поведение и мысли верующего (поэтому этот термин зачастую и не может переводиться как просто «доверие») и до сохранившегося уважения к таким догмам, некоторым из которых верующий следует в большей или меньшей степени в тех или иных обстоятельствах (как раз в таком случае её можно перевести как просто «доверие»).

Поэтому слово саддха может быть понято как верование, слепая доверчивость, убеждённость, доверие, приверженность, знание, суеверие, надежда и т.д. В русском языке это слово «вера». Таким образом, у человека может быть доверие ко многим учителям, но вера – только в одного.

Единственное существенное отличие русского слова «вера» от палийского саддха состоит в том, что «верой» можно назвать веру в религии, основанные на неправильном воззрении, — в то время как саддха относится только к вере в религию, основанную на воззрении Полностью Пробуждённого Будды. У такой веры восемь объектов: Будда, Дхамма, Сангха, тройное обучение, прошлые жизни, будущие жизни, прошлые и будущие жизни, и (обусловленное) зависимое возникновение.


Примечания:

1. В ответ на вопрос одного принца Бодхи о том, сколько времени потребуется монаху, проходящему обучение, чтобы достичь Ниббаны, Будда перечисляет пять факторов старания, необходимых для успеха.

Во-первых, это вера, которая также является первым из пяти качеств. Остальные четыре старания это:

  • хорошее здоровье/пищеварение;
  • искренность по отношению к учителю и сотоварищам;
  • усердие в отказе от неблагого и принятии благого;
  • высшее знание о возникновении и исчезновении формаций.


(см. раздел «Шестнадцать прямых знаний», с. 109). Каждый из этих факторов объясняется в MA.II.iv.5 ‘Bodhi-Rāja-Kumāra-Suttaṁ’ (сутта «Принц Бодхи»).

2. Комменатарий к D.ii.3’Mahā-Parinibbāna-Suttaṁ’ (сутта «Великое Окончательное Освобождение») описывает твёрдую веру, как погружение (ogāhetvā) и вступление (anupavisitvā) в основы веры (saddheyya-vatthuṁ), возникающую с отношением «Это так» (evam-etan’ti).

3. DhSA.12 ‘Kām-Āvacara-Kusalaṁ Niddesa-Vāra-Kathā’ («Беседа
о главе, повествующей о благом в мире чувств») E.IV.ii.191-192.



Текст: Па Аук Тоя Саядо
Перевод: Мария Миронова
Источник: The Workings of Kamma (Second
Revised Edition). The Pa-Auk Tawya Sayadaw, 2009.
….

Previous Он не передавал выпечку - Аджан Сумедхо
Next Практика буддийской жизни - Бханте Пуннаджи

Об авторе

Вам также может понравиться

Араханты

Ньянатилока Тхера — Слово Будды

Слово Будды — первое строго систематизированное описание всех основных принципов Учения Будды, представленных словами самого Учителя в Сутта-питаке буддийского Палийского канона. Впервые книга была опубликована на немецком в 1906 г., и в 1907 г. издана первая английская версия. В настоящее время книга выдержала 14 переизданий.

Дхамма Будды

Памятование о смерти — Дхаммасами Бхиккху

К сожалению, все эти теории мало способны помочь человеку, столкнувшемуся со смертью. Подумайте, смогли ли мы наслаждаться жизнью, если бы нам пришлось постоянно жить под тенью страха смерти? Может ли тогда возникнуть истинное спокойствие ума?

Наука и жизнь

Полезное сравнение — Аджан Джаясаро

Я считаю, что материнская осознанность (памятование) по отношению к своему ребенку аналогична тому осознаванию ума, которое практикующий стремится развить в своей повседневной жизни.