Критика  —  Шравасти Дхаммика

Критика — Шравасти Дхаммика


Критика – это указание на несоответствия (недостатки) или ошибки какого-либо человека или какой-то вещи. Хотя критика часто воспринимается негативно, на самом деле она может играть важную роль, помогая отличить истину ото лжи, верное от неверного, особенно когда даётся оценка различным утверждениям (заявлениям, притязаниям) религиозного характера. Учитывая эту двойственную особенность, Будда говорил, что, несмотря на обоснованность критики, использовать её нужно осмотрительно.

Однажды один человек сказал Будде, что некоторые люди критикуют неправильное*, но не восхваляют достойное, другие хвалят достойное, не критикуя неправильное, некоторые критикуют неправильное и прославляют достойное, а остальные воздерживаются как от критики неправильного, так и от восхваления достойного. Тогда он сказал Будде, что, по его мнению, человек, который воздерживается и от критики, и от похвалы – лучший из всех четверых.

На это высказывание Будда ответил следующим образом:


«Я утверждаю, что тот, кто критикует то, что заслуживает критики, и восхваляет то, что заслуживает похвалы, и делает это в нужное время, говоря то, что основано на фактах, то, что является правдой, – поступает наилучшим образом из всех. И почему? Потому что выбрано самое подходящее время». (A. II, 100-2). 


Здесь даны две рекомендации. Прежде чем мы укажем на недостатки чего-либо или кого-либо, мы должны быть уверены в том, что мы знакомы с фактами, и что наша критика обоснована. Во-вторых, критика должна осуществляться в подходящее время, например, когда вероятность вызвать изменение в лучшую сторону более высока. 

Лучше критиковать других людей наедине, чем публично, и прямо в лицо, а не у них за спиной, а также – когда мы сами свободны от того недостатка, который мы критикуем, и когда мы честно можем сказать, что наш мотив – это желание помочь человеку. В «Вопросах Милинды» говорится о случаях, в которых Будда критиковал других:


«Как вода, даже будучи горячей, смягчает то, что может обрести гибкость, точно так же и слова Татхагаты, даже когда они резки (неприятны), они тщательно взвешены и пропитаны состраданием». (Mil. 172).


Бханте Шравасти Дхаммика


Что касается конструктивной критики, то, например, буддийский философ -[Махаяны]- Нагарджуна написал в Ратнавали: «Редко встречаются люди, произносящие любезные речи, ещё реже встречаются хорошие слушатели, но реже всего встречаются слова, которые хоть и неприятны, но полезны».

________

Прим. пер.: * «Неправильное» («the wrong») может также переводиться
как «отклонение от истины, заблуждение, ошибка, искажение».

Аббревиатуры:

A. – Aṅguttara Nikāya 
Mil. – Milindapañha 


Автор: Бханте Шравасти Дхаммика 
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Перевод: Another Story 
Источник: «Guide To Buddhism A To Z», Bhante Shravasti Dhammika
Ссылка: http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=91
….

Previous Истина (правда) - Шравасти Дхаммика
Next Обращение в религию - Шравасти Дхаммика

Об авторе

Вам также может понравиться

Австралия, США и Европа

Инструмент среди прочих — Тханиссаро Бхиккху

Саматха и випассана – это не различные отдельные пути практики, напротив – это взаимодополняющие способы отношения к текущему моменту: саматха обеспечивает в настоящем чувство лёгкости; випассана – ясное видение событий, как они действительно происходят.

Sila. Начальный уровень

Общение с достойными людьми — Тханиссаро Бхиккху

В самом деле, MN 110 настаивает на том, что в своих действиях, воззрениях и дружеских отношения вы сами должны быть достойными людьми, если хотите распознать достойность в других. Люди, которые не признают и не ценят доброту и честность в других, вряд ли приложат усилия, чтобы стать достойными.

Sila. Начальный уровень

Он не передавал выпечку — Аджан Сумедхо

В ежедневной медитации мы используем для мудрой рефлексии трудные ситуации, в которых присутствует раздражение, неудовлетворительность, помрачение, разочарование, всё, что в жизни является негативным и неприятным. Это возможность для того, чтобы сосредоточиться, развиться.