Махаяна  и  Тхеравада  —  досточтимый  Махаси Саядо

Махаяна и Тхеравада — досточтимый Махаси Саядо

(из Mahasi Sayadaw «A Discourse on the Sakkapanha Sutta»
— «Mahayana and Theravada», перевод)


Сейчас существуют четыре главные великие религии человечества. Их различия обусловлены разнообразием темпераментов и противоположными взглядами последователей каждой религии. Существуют две ветви/линии буддизма: Тхеравада и Махаяна, которые придерживаются разных взглядов на протяжении более 2000 лет. Это объясняется различными склонностями, присущими приверженцам этих двух школ. 


Основное учение буддизма Махаяны состоит в том, что все живые существа обретают полную свободу от страданий самсары только после достижения Состояния Будды. С их точки зрения, быть Арахантом (т.е. Савака-буддой) или Паччека-буддой — ещё не означает полного освобождения. Став Самма-Самбуддой, махаянист затем не входит в Ниббану в одиночку. Он наслаждается покоем Ниббаны только в обществе других существ, то есть только после того, как все остальные существа стали буддами (см. Путь бодхисаттвы). 

Казалось бы, что опосредованно в этом содержится отказ 
от эгоизма, — однако, данное мнение совершенно несостоятельное. 

Ибо, если бы будды откладывали бы (см. бодхичитта) свой окончательный уход в Ниббану до тех пор, пока все другие живые существа достигли бы уже состояния будды, — тогда где и как могли бы они жить так долго? Насекомых и других низших форм жизни бесчисленное множество. Должны ли будды ждать и страдать от старости, болезней и смерти до освобождения каждого-каждого низшего живого существа? Эта точка зрения лишена всякого смысла, и всё же она приемлема для некоторых людей, потому что она соответствует их темпераменту. 


Учение Махаяны отличается от доктрины традиции Тхеравады, которая является Истинной Дхаммой -[Саддхамма, Будда-Дхамма, Буддасасана, Буддаяна, — прим. пер.]-, — и эта её доктрина основана на учении Будды Гаутамы в Палийском Перво-Каноне. Согласно этой системы воззрений, среди медитирующих (йогинов), достигающих последней ступени святого пути (арьямагга), есть те, кто стремятся быть близкими учениками Будды (аггасавака). 

По достижении Арахантом париниббаны — процесс разума (сознания) и материи, который обусловливает перерождение, прекращается, — и их страданиям в самсаре приходит конец. Им не нужно никого ждать, и они не могут этого сделать. И точно такова же судьба и условия для Паччека-будд и Самма-Самбудд. Такая точка зрения вполне обоснована. 

Буддисты Махаяны отождествляют свою Ниббану (нирвану) с обителью Суккхавати. Они описывают его как рай и говорят, что, как Будды, все живые существа живут там счастливо вечно, будучи свободными от старости, болезней и смерти. Суккхавати принципиально не отличается от Небес, которое прославляют те, кто верит в бессмертие. Эта вера, вероятно, основана на трудах тех, кто стремился распространить представление о вечности (учение этернализма) среди буддистов. 

Позднее возникли многие секты/школы Махаяны, что также 
было обусловлено различным темпераментом их последователей. 

Древние Комментарии рассказывают, как древнейшая Тхеравада (Стхавиравада) разделилась на восемнадцать сект. В Бирме (Мьянма) сегодня также существуют некоторые расхождения во мнениях относительно Учения Будды (Буддаяны). Несомненно, Будда подчеркивал Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный путь, включающий мораль (этику), сосредоточение (самадхи) и мудрость (паннья). 

Но некоторые говорят, что нет необходимости практиковать медитацию прозрения (випассана), и что они могут следовать своим более лёгким путем к спасению (только саматха). Некоторые отвергают мораль как не имеющую отношения к цели буддизма, это мнение, которое разделяют те, кто не заботится о нравственности. Они выражают такие взгляды, потому что они не принимают учение в Саккапаннья -сутте и также других дискурсах Будды. 


Учение Будды, данное им странствующему подвижнику Субхадде, служит критерием для принятия решения о том, действительно ли какое-либо учение является Истинной Дхаммой для преодоление загрязнений и заблуждений. Суть учения, которое содержится в Махапариниббане -сутте, заключается в том, что — ни одно учение, лишенное целиком всего Благородного Восьмеричного пути, не может привести к Вхождению в Поток и тем более к другим этапам Святого пути. 

Правильный Восьмеричный путь находится только в Будда-Дхамме (Буддаяне), — и поэтому только эта Дхамма (Саддхамма) сделает человека анагамином, победителем омрачений и так далее. Мы можем судить о любом учении по этому критерию и сказать, соответствует ли оно учению Будды (Буддасасане, Буддаяне). 

Тем не менее, дело в том, что большинство людей принимают только те учения, которые соответствуют их наклонностям. Есть некоторые буддисты, которые считают, что у них арийская мораль, если они рассматривают то, что они практикуют, как арийскую мораль. Другие хотят просто наслаждаться жизнью, как человеческие существа, как сияющие дэвы, и т.д., и т.п. Им не нравится перспектива прекращения процесса разума и материи. 

Некоторые люди не желают перерождаться в мирах Брахмы, лишенных чувственного наслаждения, потому что они предпочитают перерождение в чувственном мире. Существуют также и те, кто жаждет возрождения заново их разума и материи, в то время как другие хотят только одного из них. Однако мудрецы, осознающие зло и пагубность бесконечного цикла самсары, стремятся к окончательному исчезновению как разума, так и материи. 

Некоторые люди считают своей судьбой вечное счастье на небесах или уничтожение после смерти. Для некоторых, высшей целью является бесчувственность существ (дэвов) бессознательного мира, который они считают свободным от всех страданий. Опять же, некоторые считают бесформенный мир (арупалока) своей конечной целью, в то время как другие говорят, что их цель состоит в том, чтобы провести чёткое различие между душой (атта/атман) и комплексом ум-тело (нама-рупа). 

Эти различные цели зависят от различных темпераментов людей, которые их преследуют. На самом деле, наивысшей целью жизни является Ниббана Араханта, — что означает Полное прекращение континуума разума и материи после смерти в результате полного исчезновения всех загрязнений. 


Текст: Агга Маха-Пандита (Высочайший Мудрец) 
Махаси Саядо Махатхера, йогин Мьянмы (Бирма) 

Перевод: Олег Шашков aka @NiMa


Источники: http://theravada.ru/History/Biograf/mahasi.htm
и http://aimwell.org/sakkapanha.html
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна
….

Previous Вопрос мастерства - Тханиссаро Бхиккху
Next Концепция пустоты в палийской литературе - Дхаммаджоти Тхеро

Об авторе

Вам также может понравиться

Цитаты

Развитие пяти умственных способностей — Саядо У Джанакабхивамса

У практикующего есть пять способностей, а именно: саддха, вирья, сати, самадхи и пання (saddhā, viriya, sati, samādhi, paññā). Эти пять также известны как панча индрия (Pañca Indriya) или «Пять умственных способностей» (pañca – пять, indriya – способность), так же как и панча бала (Pañca Bala) – «Пять умственных сил».

Книги

Искусство исчезать. Глава 6. Умиротворение и последующие озарения – Аджан Брахм

Есть старое сравнение с головастиком в озере: если вы родились в воде и всю жизнь провели в ней, то знать наверняка, что такое вода, вы не можете. Понять это можно лишь тогда, когда головастик становится лягушкой и вылезает на сушу. Точно так же вы можете понять истинную природу вещей, когда они начинают исчезать в глубоких состояниях медитации.

Цитаты

Осмысленная жизнь — Саядо У Джотика

Когда мы молоды и хорошо учимся в школе, тогда мы ощущаем удовлетворение и думаем: «Я такой значительный». То же самое происходит, когда на работе мы можем что-то выполнить или с чем-то справиться, и от этого мы ощущаем свою собственную ценность, значимость. Когда у нас есть дети и если они успешны, то мы также чувствуем себя очень довольными. Это чувство важности, значимости.