Бхавана (медитация) — введение. Личный взгляд
14.03.2020 2608 Views

Бхавана (медитация) — введение. Личный взгляд


1. Rāgakkhayō Nibbānan, Dōsakkhayō Nibbānan, Mōhakkhayō Nibbānan


Мы можем получить представление о том, что такое «буддийская медитация», взглянув на Путь, описанный Буддой, чтобы достичь различных ступеней Ниббаны. Ниббана — не эзотерическая концепция, как полагают многие. Вот почему мне нравятся синонимы «niveema» или «остывание». Ниббану можно ощутить даже на ранних стадиях практики. Будда определил Ниббану как Rāgakkhayō Nibbānan, Dōsakkhayō Nibbānan, Mōhakkhayō Nibbānan. Ниббана — это устранение жадности, гнева и невежества из ума.

Это дает понимание того, как это «остывание» происходит. Чем больше человек избавляется от жадности, ненависти и невежества, тем больше он испытывает ниббану, или «niveema», или «остывание». Человек не должен, да и не может избавиться от жадности, ненависти и невежества в течение нескольких дней — это постепенный процесс. Можно испытать «остывание» до такой степени, что ум будет полностью очищен.

Конечно, на этом пути будут взлеты и падения, особенно первое время. Именно поэтому человек должен иметь твердое намерение, чтобы остаться на Пути. Некоторые люди практикуют медитацию на дыхании для «снятия стресса» и избегают делать что-либо связанное с ниббаной. Они приравнивают Ниббану к исчезновению, но тот факт, что у человека есть подобное представление, означает, что он очень далек от Ниббаны. Пока такой человек не почувствует некоторое «остывание» и не получит представление об аничче, дуккхе, анатте, ему будет трудно понять, что такое Ниббана. «Традиционный метод» для достижения некоторого «остывания» или «ощущения успокоения» — это «медитация на дыхании» или же «медитация на касине». Следует отметить, что такие техники медитации НЕ удаляют невежество и только подавляют алчность и ненависть.

Мы должны начать постепенно уменьшать жадность и ненависть в наших умах; это называется «sila» или нравственная жизнь. Тогда наш разум проясняется, и мы начинаем чувствовать счастье (nirāmisa sukha). Тогда станет легче постигать Дхамму и избавляться от невежества (avijjā). Дхамма Будды предназначена для мудрых, а не для тех кто движим только слепой верой. Сначала нужно учиться и «видеть» Дхамму. Устойчивое «охлаждение» не может быть достигнуто только лишь с помощью таких процедур, как наблюдение за дыханием.

Можно пройти долгий путь (до уровня сотапанны), просто изучая Дхамму и постигая ключевые концепции. Когда человек схватывает ключевые понятия, он начинает осознавать, что не имеет смысла быть слишком жадным. Или ненавидеть кого-то с таким уровнем ненависти, который заставляет его сердце «раскаляться». Таким образом, благодаря лучшему пониманию Дхаммы (т.е. устранению невежества) ум человека автоматически «охлаждается». Устранение невежества через изучение Дхаммы автоматически ведет к уменьшению жадности и ненависти.


2. Важность правильных воззрений


Почему «Sammā Diṭṭhi» или «Правильное воззрение» стоит первыми на Благородном Восьмеричном Пути? На самом деле «Sammā» означает «san» + «» или «удаление загрязнений»; но для краткости мы будем использовать слово «правильно». Но важно иметь ввиду, что «sammā diṭṭhi» означает «устранение загрязнений посредством правильного видения».

Я не могу еще раз не подчеркнуть важность изучения Дхаммы. Это первый большой шаг. Не понимая послания Будды, как можно следовать его Пути? Когда человек начинает понимать ключевые концепции Дхаммы, он обычно склонен думать о таких идеях и о том, как их следует учитывать при выполнении повседневных обязанностей. Это «sammā saṅkappa» или «Правильное намерение». Это автоматически приводит к «sammā vācā» (правильная речь), «sammā kammanta» (правильные действия), sammā ājiva (правильные средства к существованию).

Когда эти пять шагов пройдены, человек настраивается на правильную внимательность («sammā sati»). Да, существует также «неправильная осознанность» («micchā sati»), например, когда опытный вор планирует ограбление. Нужно быть «вовлеченным» или сосредоточенным на выполнении любой задачи, хорошей или плохой. С развитой «sammā sati» можно очень быстро «увидеть» последствия любого действия. Затем можно решить, следует ли продолжать его (поскольку из этого действия может выйти только добро) или отказаться от него (поскольку это не полезно ни для себя, ни для других). Когда кто-то видит преимущества этих шагов, он будет мотивирован, чтобы усерднее работать над ними, то есть он развивает «sammā vayama» (правильное усилие).

Кульминацией является «sammā samādhi» (правильное сосредоточение). Да, также есть неправильное сосредоточение — «micchā samādhi». Когда этот опытный вор планирует крупное ограбление, он тоже пребывает в самадхи. Он тоже испытывает чувство спокойствия, но это будет иметь негативные последствия в будущем. Последние три этапа развиваются одновременно. В «sammā samādhi» можно попасть только через «sammā diṭṭhi». Когда кто-то внимательно слушает беседу о Дхамме или погружается в изучение ключевых концепций Дхаммы, он может пребывать в «самадхи». Состояние джханы — это значительно более глубокое состояние самадхи.

Таким образом, вот в чем суть медитации (Bhavana) — формирование позитивного автоматически вытеснит негативное, и человек автоматически попадает в самадхи; мы поговорим об этом процессе «ānapāna» далее. Такая практика приведет к тому, что можно сесть и войти в джхану в течение нескольких минут. Но достижение такого результата займет определенное время. Надеемся, что вы сможете получить долгосрочные преимущества от практик, которые мы обсудим далее. Первоначально это будет немного медленно. Но если человек придерживается этого в течение нескольких месяцев, он должен увидеть изменения в себе, которые не являются просто временным облегчением. Для некоторых, возможно, это будет быстрее.

В этой жизни мы чувствуем два вида страданий: телесные боли и дискомфорт, а также различные заболевания и психические расстройства (от разочарований до депрессий).

Болезни тела требуют времени для восстановления. Но даже они могут быть уменьшены при тщательном планировании и внимательности. Если человек занимается физической активностью (от ходьбы до серьезных упражнений) и уделяет внимание тому, что он ест, многие такие заболевания со временем уменьшатся.

Психические страдания могут иметь прямые причины в жадности, ненависти и невежестве. Хотя некоторые из них возникли из-за прошлой каммы, большинство можно избежать или уменьшить, если помнить о том, что человек думает, говорит и делает. Любая мысль, речь или телесные действия, возникающие из жадного, ненавистного или невежественного взгляда, рано или поздно вызовут душевную боль.

Самый простой способ определить, является ли какое-либо действие неуместным, — это рассмотреть последствия. Действия, основанные на жадности, ненависти или невежестве, рано или поздно приведут к неблагим последствиям для себя или других.


3. Буддийская медитация — Благородный восьмеричный путь


Таким образом, буддийская медитация в основном
заключается в практике Благородного Восьмеричного Пути.


  • Предотвращая убийства, воровство, неблагую речь и т. д., мы фактически гасим существующие пожары в наших умах, а также предотвращаем возникновение будущих пожаров. Это «остывание» или ниббана.
  • Мы должны также делать вещи, которые способствуют спокойному мышлению — общение с единомышленниками, активное участие в нравственном поведении, которое делает сердце радостным, и т. д.
  • Самым важным является изучение Дхаммы, чтобы можно было «увидеть», как все это навсегда освободит разум. Тогда изменение станет «постоянным».


Когда человек совершенствуется, он будет заниматься медитацией целый день, выполняя свои обычные дела. Это то, что называется «āsevitāya, bhāvithāya, bahulīkatāya», что означает: «Развивайте и практикуйте то, что хорошо, и делайте это как можно больше».


4. Ум на переднем плане


Дхамма Будды — это всё об уме; Всё, что мы говорим или делаем, также начинается с мысли. Будда сказал: «manōpubbangamā dhammā…», «Дхаммы обусловлены разумом…»

  • Из приведенного выше можно сделать вывод, что техники медитации Будды совместимы с законами Природы. Независимо от того, имеет ли человек религиозное происхождение или является атеистом, можно следовать этим правилам.
  • В своем уме человек становится «Bhauddhayā» или «буддистом». («Bhauddhayā» = бхава + уддха + я = тот, кто стремится остановить процесс перерождения, то есть остановить страдание). Если человек понимает некоторые основные концепции Дхаммы и живет ими, он автоматически становится буддистом. Когда человек начинает твердо и решительно идти по Пути, Дхамма будет направлять его. («Dhammō havē rakkhati dhammacāriṃ.)»
  • Наша отправная точка — жить нравственной жизнью, не причиняя вреда себе или другим, и искать некоторого «душевного спокойствия» в беспокойной современной жизни.



Автор текста: Лал Арьяратна Пиннадуваге
Перевод: winhex
Источник: https://puredhamma.net/bhavana-meditation/introduction-to-buddhist-meditation/

Специально для проекта  theravada.world
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна
….

Previous Пустой ум - Буддадаса Бхиккху (книга)
Next Введение в буддизм - Дхаммавирантха (для начинающих)

Об авторе

Вам также может понравиться

Австралия, США и Европа

Ниббана и безразличие — Бхиккху Бодхи

Говорить о Нирване как о состоянии «совершенного безразличия для мира» — это является весьма вводящим в заблуждение. Слова «равнодушие к миру» предполагают отсутствие интереса к судьбе других людей и общества в целом, это состояние полной апатии …

Samadhi. Продвинутый уровень

Буддадаса Бхиккху — Основы буддизма и медитация развития осознанности с дыханием (аудио-книга)

Настоящая работа представляет собой текст речи, прочитанной Достопочтенным Буддадасой Биккху 14 Октября 2525/1982 в лесном монастыре Ват Суан Моккх. Перевод с английского Кун Ден. Текст читает Дмитрий Бужинский.

Дхамма Будды

Памятование о смерти — Дхаммасами Бхиккху

К сожалению, все эти теории мало способны помочь человеку, столкнувшемуся со смертью. Подумайте, смогли ли мы наслаждаться жизнью, если бы нам пришлось постоянно жить под тенью страха смерти? Может ли тогда возникнуть истинное спокойствие ума?