Популярные заблуждения о буддизме (авторское исследование)
Здесь разобран ряд заблуждений о буддизме, которые довольно глубоко проникли в головы даже хорошо образованных людей, в том числе из-за того, что первые переводы буддийских текстов содержали много ошибок. Набор заблуждений и их разбор сделан на основе англоязычной статьи, но с существенными изменениями в области аргументации.
1. Будда — это такой улыбчивый толстый парень, бывают такие статуэтки.
Лысый, толстый Будда в виде статуэток и изображений на самом деле является китайским монахом, который жил в 9 веке нашей эры. Его звали Хотей — так часто называют и статуэтки. Он был монахом буддийской школы Чань, но люди часто отождествляют его с Буддой Гуатамой, что совершенно неправильно.
2. Все буддисты лысые.
Бритая голова является обязательным атрибутом буддийского монаха, но миряне редко бреют головы и это не является обязательным.
3. Все буддисты — вегетарианцы.
Будда не запрещал есть мясо. На употребление мяса есть ограничение у монахов — животное не должно быть убито специально для бхиккху. Для мирян нет таких ограничений, несмотря на то, что есть запрет на убийство живых существ.
4. Все буддисты медитируют.
Медитация была определена как центральная практика буддизма, но большинство буддистов на протяжении всей истории не медитировали. До недавнего времени медитация считалась практикой, предназначенной только для монахов, причём не для всех. Будда действительно уделял большое внимание медитации, но также говорил, что практика начинается с нравственности и дарения (даны).
5. Все буддисты медитируют, сидя обязательно в полном лотосе.
Очень немногие буддисты сидят в полном лотосе, когда медитируют. Будда всегда настаивал на внимательности, а не определённой позе сидя или ещё как-то. Все позы приемлемы и используются.
6. Перерождение — это весело.
Первая благородная истина говорит нам о том, что жизнь является страданием, следовательно следующая жизнь не будет весельем, а будет такое же страдание, как эта и прошлые жизни.
7. Все дороги ведут к одной и той же вершине. Все учения учат одной и той же Истине.
Представители других религий, с точки зрения буддизма, могут накапливать благую камму этическим поведением, но достичь Просветления не могут. Представители разных школ буддизма говорят про Просветление в рамках своего учения, — но, если глубоко разбираться, выясняется что цели разные, только название одинаковое. Из-за всего этого данное утверждение ложно.
8. Все буддисты живут в монастырях.
Большинство буддистов на протяжении всей истории были мирянами и, следовательно, не жили в монастырях. В современном мире не все монахи могут жить в монастырях. Кроме того, монахи, которые живут в странах, где буддизм не является традиционной религией, довольно часто не имеют средств и возможностей создать собственный монастырь из-за небольшого размера общины и тоже не живут в монастырях. На буддистах-мирянах держатся все монастыри, потому большинство буддистов не могут жить в монастырях.
9. Вы должны быть монахом или монахиней, чтобы стать просветленным.
Даже в Палийском каноне есть случаи, когда миряне достигали Просветления. Подробнее можно почитать тут.
10. Все буддисты— хиппи.
Тхеравадины бывают очень разными. В странах, где буддизм является традиционной религией, большинство жителей в той или иной мере исповедуют эту религию и ведут себя как обычные люди, то есть очень разнообразно. Те, кто строго следуют буддийским канонам, принимают Прибежище, вообще не пьют алкоголь и не употребляют психоактивные вещества.
11. Буддисты — идолопоклонники.
Традиция изображать Будду в скульптуре пришла в Индию из Древней Греции. В буддизме изображение Будды не является более священным, чем другие символы, например, колесо Дхаммы.
12. Далай-Лама является главой всего буддизма.
Далай-лама является духовным лидером тибетского народа, но при этом он не является руководителем даже одной только школы Гелуг, хотя бы, — не говоря уже о многих других школах Махаяны, и, тем более, школах дзен (дзэн) или Тхеравады.
13. Буддисты верят в реинкарнацию.
На самом деле буддисты верят в перерождение, которое не связано с переселением души, так как в буддизме отсутствует само понятие души.
14. Буддисты верят в камму, что означает, что у них нет сострадания, потому что любая сложная ситуация и страдание являются плохой каммой человека.
Распространенное заблуждение, что камма является причиной всего. На самом деле в буддизме есть ещё четыре причины того, почему что-то происходит, включая естественные законы (дхамма нияма), биологические законы (баджа нияма), физические законы (уту нияма) и психологические законы (читта нияма). Некоторые вещи случаются из-за погоды (уту нияма), некоторые происходят случайно, и во всех случаях буддисты должны быть сострадательными. И никто, кроме Будды, не может однозначно сказать о том, как работает камма, так как нельзя точно знать, является ли какой-то отрицательный результат следствием каммы, или он вызван ненормальностями погоды и другими причинами.
15. Буддисты должны носить рясы (специализированную одежду).
Только у буддийских монахов есть строгие правила, касающиеся одежды, миряне носят все, что им нравится. Лишь в некоторых случаях, например, посещение монастырей, приветствуется закрытая одежда белого цвета.
16. Будда — это Бог или один из богов.
Будда родился таким же смертным человеком, как и любой из нас, в конце жизни он заболел и умер. Он достиг Просветления и Ниббаны, прервал цикл перерождений, но родился Гаутама, предположительно, в 563 г. до н.э. — это было его последнее рождение, последняя жизнь и последняя смерть. Он также не был сыном Божьим и после смерти не стал Богом, помогающим людям.
17. Буддизм — это пессимистическая религия.
Да, первая благородная истина — это благородная истина о страдании, вторая — о причинах страдания, но кроме них есть третья — говорящая о возможности прекращения страдания и четвёртая благородная истина — о пути, ведущем к прекращению страдания. То есть Будда показал путь избавления от страданий и то, что по нему возможно пройти, что сложно назвать пессимистическим взглядом на жизнь.
18. Это всё просто иллюзия.
Будда никогда не говорил, что наш мир — иллюзия. Он говорил, что весь мир взаимозависим и то, что мы видим иллюзию, но только в том плане, что не понимаем мир так, как он есть на самом деле. Мы принимаем непостоянное за постоянное, некрасивое за красивое, создаём иллюзию «я», но это не означает, что мира на самом деле не существует. Он есть, но совсем не такой, каким мы его видим. Мудрость, к которой стремятся буддисты, включает в себя правильное понимание того, как есть на самом деле.
19. Буддизм — это преобразование индуизма.
Буддизм появился в индуистской среде, долгое время полемизировал с индуистскими течениями. Если взять нынешний индуизм, то скорее он получился из буддизма, так как он многое перенял, чтобы не уступить новой религии. Во времена Будды в Индии был брахманизм, который проповедовал переселение души, кастовую систему, многобожие, жертвоприношения животных — все базовые воззрения индуизма Будда отверг как неправильные.
20. Буддисты — ужасно серьезные люди, они не носят макияж и никогда не веселятся.
Для буддистов-мирян нет ограничений на макияж и веселье, за исключением дней, когда соблюдается упосатха (один, два или четыре раза в месяц) или ретритов, когда рекомендуется носить белое и не краситься. Монахам запрещено использовать макияж и посещать исключительно развлекательные мероприятия. При этом театр или кино может не быть увеселительным — в таком случае, они не запрещены монаху, если он не брал дополнительных обетов.
Монахи в своих лекциях и проповедях могут рассказывать смешные (и поучительные) истории из жизни или из книг.
21. Буддистам не разрешается желать чего-либо, поэтому они не могут заниматься спортом или чего-либо достичь.
Буддистам не запрещается желать чего-либо, даже наоборот — им необходимо желать достижения Ниббаны (см. Нирвана). Другое дело, что они должны знать, что страстное желание приводит к страданиям, потому нужно с такими желаниями бороться. Буддисты обязуются не убивать живых существ, но если спорт, даже стрельба из лука, не предполагает убийства животных, то ничего не мешает им выступать. Среди буддистов есть не только спортсмены, но и актёры, бизнесмены, ученые и многие другие. Будда не рекомендовал лишь пять профессий, связанных с убийствами, торговлей людьми, оружием и наркотиками.
22. Все техники медитации приводят к подавлению так называемых базовых эмоций и уменьшению их выражения, что приводит к ухудшению психического здоровья и болезням.
Во-первых, нужно разделять то, что называют медитацией на многочисленных курсах личностного роста, повышения работоспособности и пр., и настоящую буддийскую медитацию. Во-вторых, буддийская медитация не приходит к ухудшению психического здоровья, если изначально, до практики, не было существенных отклонений.
В-третьих, буддийская медитация не борется с эмоциями и чувствами, но некоторые практики направлены на осознанность негативных чувств, благодаря чему человек учится вовремя останавливать развивающийся в нём гнев, злость, похоть и так далее. Это не подавление, которое потом может привести к выплёскиванию накопившегося, а именно остановка развития — выплёскивать в дальнейшем будет нечего. При этом надо не забывать, что целью медитации является достижение Ниббаны, а не выздоровление тела человека.
Автор текста: Константин Бенкен
Источник: https://dhammawiki.com/index.php/Misconceptions_about_Buddhism
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Что на самом деле означает осознанность? — Бхиккху Бодхи
Сегодня буддистская медитация выхвачена со своего традиционного места в лоне буддистского учения и веры и трансплантирована в секуляризованную культуру, помешанную на прагматичных результатах. Не выхолостится ли чистая Дхамма в мирских задачах, будучи сведённой до простой терапии?
Понимание Четырех благородных истин — Хенепола Гунаратана
Послание Будды было простым, но глубоким. Один лишь только срединный путь без впадения в эти крайности ведёт к спокойствию ума, мудрости и полному освобождению от неудовлетворённости жизнью. Это послание Будды традиционно называют Четырьмя благородными истинами.
Вера в вечность и Буддизм — Махаси Саядо
Согласно буддизму, когда человек умирает, он вновь рождается в другом месте, которое обусловлено его каммой. Это поднимает вопрос, является ли буддийская теория перерождения тем же самым, что и вера в вечность, однако учение Будды находится в стороне от идеи неизменной личности.