Мулапарийяя сутта:  Корень всех вещей,  МН 1 — Тханиссаро Бхиккху

Мулапарийяя сутта: Корень всех вещей, МН 1 — Тханиссаро Бхиккху


(из комментария -предисловия к сутте Палийского
Канона от Тханиссаро Бхиккху, — о Ригпа, Дхармакайе,
Татхате и Природе изначального Ума в учении Будды)


Известно, что в Палийском Перво-Каноне существует следующая совершенно уникальная, удивительная и ни на что не похожая сутта МН 1 Мулапариййяя сутта — Корень всех вещей, в которой Будда даёт глубокую лекцию о непривязанности ко всем феноменам, в том числе и к ниббане, группе учеников, которые были брахманами и знатоками Вед. Бхиккху (монах), йогин (продвинутый практик медитации) и известный переводчик буддийских текстов, дост.  Тханиссаро Бхиккху, в своём предисловии к переводу так прокомментировал наиболее характерный и острый фрагмент из этой сутты:

Будда учил, что привязанность к взглядам является одной из четырех форм привязанности, которые связывают ум с процессами страдания. Поэтому он рекомендовал своим последователям отказаться от их цепляния не только за взгляды в их полномасштабной форме в качестве конкретных позиций, но также и в их элементарной форме как категории и отношения, которые разум воспринимает как опыт. Это точка зрения, которую он делает в следующем дискурсе, который, по-видимому, является его ответом на определенную школу брахманической мысли, которая развивалась в его время — санкхью, или классификационную школу.


Эта школа зародилась благодаря мыслителю Уддалаке, в девятом веке до нашей эры. Уддалака был философ древности, который в самом центре всей картины мироздания утвердил метафизический «корень»: абстрактный перво-принцип, из которого все вещи происходили и который также был имманентен во всех вещах. Философы, которые придерживались этой линии мышления, предложили множество теорий, основанных на логике и медитативном опыте, о природе Окончательного Корня (Первоначала Всего), о его иерархии и эманации. Многие из этих теорий были записаны в Упанишадах и в конечном итоге превратились в классическую систему санкхья во времена Будды.


Хотя в настоящем дискурсе ничего не говорится о предыстории слушающих его монахов, в Комментариях говорится, что до своего рукоположения они были брахманами и что даже после своего рукоположения они продолжали истолковывать учения Будды в свете своего предыдущего обучения, что вполне может оказаться школой прото-санкхья. Если это так, то первые строки Будды — «Я научу вас последовательности корней всех явлений» — подготовят их услышать его вклад в их образ мышления. И, фактически, список тем, которые он охватывает, читается как буддийская санкхья. Параллельно с классической санкхьей, она содержит 24 предмета, начинается с физического мира (здесь — четыре физических свойства) и ведет к еще более утонченным и инклюзивным уровням бытия и опыта, кульминацией которых является окончательная концепция буддизма: Необусловленное (ниббана). Таким образом, в образе мыслей учения санкхья Необусловленное будет конечным «корнем» или основой имманентности во всех вещах, из которой они все исходят.


Однако, вместо того, чтобы следовать этому образу мышления, Будда нападает на него в самом его корне: понятие принципа в абстрактном, «внутри» (имманентность) и «вне» (эманация) — накладывается на опыт. По его словам, только посторонний, не обученный, непонимающий человек может воспринимать опыт таким образом. Напротив, обучающийся должен искать другой тип «корня» — корень страдания, испытываемого в настоящем, — и находить его даже в акте восторга. Развивая бесстрастие к этому восторгу, ученик может затем постичь процесс становления таким, какой он есть, отбросить все участие в нем и таким образом достичь истинного Пробуждения.


Если слушатели, присутствовавшие на этом дискурсе (в сутте), действительно были заинтересованы в том, чтобы вписать буддийские учения в форму самкхья, то неудивительно, что они были недовольны — и это одно из очень немногих мест, где мы читаем о негативной реакции на слова Будды. Они надеялись услышать его вклад в их проект, но вместо этого они слышали, как весь их образ мышления и метод теоретизирования подвергался суровым нападкам и резкой критике, как невежественные и недостаточно проницательные убеждения. Комментарий говорит нам, однако, что они позже смогли преодолеть свое недовольство и в конечном итоге достичь Пробуждения, слушая беседу, о которой говорится в AN 3.123.


И хотя в настоящее время мы редко мыслим в тех же терминах, что и философы санкхьи, давно существует и остается по-прежнему всё ещё актуальной общая тенденция для создания некой «буддийской» метафизики (системы онтологии) в которой опыт Пустоты, Необусловленного, или Дхармакайя, «Природа Будды», «Изначальный Ум», Татхата, может быть, Ригпа, — как утверждается, функционирует как Первооснова Всего бытия, является Источником «Всего» всей совокупности наших мыслей и чувств, и весь наш психический опыт начинается из этой Первоосновы и возвращается к ней снова, обратно, когда мы успешно медитируем.


Некоторые люди думают, что все эти теории являются изобретениями ученых, которые сами не обладали каким-либо прямым медитативным опытом, но на самом деле они чаще всего зарождались среди йогинов, медитирующих, которые навешивали некий ярлык (иными словами, они «воспринимали» неким предубежденным образом) на свой особый медитативный опыт и видели его в качестве конечной цели, — при этом тонким образом идентифицировали себя самих с ним (это как когда нам говорят, что «мы знаем»), а затем воспринимали этот свой уровень личного опыта как бы в качестве основания всего бытия, из которого берёт своё начало любой опыт.


Любые учения, которые следуют этой линии будут подвергаться той же самой острой критике, которую сам Будда направлял против этих монахов, когда они впервые услышали эту сутту.



— из предисловия дост. Тханиссаро Бхиккху к
Мулапарийяя сутте (Корень всех вещей. МН 1)

Автор текста: дост. Тханиссаро Бхиккху
Перевод: Олег Шашков aka @NiMa
Традиция Тхеравада. Саддхамма. Буддаяна
Источники и материалы:


Мулапарийяя сутта: Корень всех вещей — МН 1
MN 1 Mulapariyaya Sutta — trans. by Thanissaro Bhikkhu

Маха танха санкхая сутта: Большая лекция
об уничтожении жажды — МН 38
Патхама ассутава Сутта: Необученный (I) — СН 12.61


В своих многочисленных статьях (некоторые из них Вы можете легко найти на этом сайте) автор ясно показывает, что поздняя махаянская концепция Пустоты и концепция Природы Будды — не имеет ничего общего с тем, что на самом деле сам Будда говорил о пустоте и об устройстве мира или же о взаимозависимости. В самом деле, учение Будды о пустоте, по существу, имело лишь исключительно практический и реалистический характер. В нём не было никакой метафизики или онтологии.
….

Previous Путь сосредоточения и памятования - Тханиссаро Бхиккху
Next Искусство исчезать. Глава 9. Счастье приходит от исчезновения – Аджан Брахм

Об авторе

Вам также может понравиться

Лекции

Смятение — и безмятежность — Тханиссаро Бхиккху

Вот что мы хотим, или по крайней мере так нам было сказано людьми, которые стараются продать нам буддизм, измененный в соответствии с современными господствующими тенденциями. Но это ли то, в чем мы нуждаемся? И буддизм ли это?

Дхамма Буддаяна

Тхеравада, древнейшая форма буддизма — доктор Тан Хэн Ху

Тхеравада означает «учение старших». Термин «Хинаяна» также использовался для этой формы буддизма, но это неправильное употребление. Этот термин использовался буддистами Махаяны, которые считали, что они являются последователями «Великой колесницы». Махаянисты, отличающиеся от тхеравадинов, называли последнюю Хинаяной «Малой колесницей».

Аджан Сумедхо

Аджан Сумедхо — Читтавивека. Учения безмолвного ума (аудио-книга)

Одна из основных тем учения Будды, известного как Дхамма, заключается в том, что страдание имеет своей причиной привязанность, а целью и результатом правильного применения учения является непривязанный ум. Текст читает Nikosho.