Надлежащее внимание — Тханиссаро Бхиккху

Надлежащее внимание — Тханиссаро Бхиккху


Сутта MN 2 разграничивает надлежащее и ненадлежащее внимание на основе вопросов, которые вы решаете исследовать, размышляя о Дхамме.

«Когда необученный, заурядный человек не различает, какие идеи стоят внимания или какие идеи не стоят внимания… Вот как он обращает внимание ненадлежащим образом: «Существовал ли я в прошлом? Или не существовал в прошлом? Кем я был в прошлом? Каким образом я существовал в прошлом? Кем быв, кем я стал в прошлом? Буду ли я существовать в будущем? Или не буду существовать в будущем? Кем я буду в будущем? Каким образом я буду существовать в будущем? Кем быв, кем я стану в будущем? Или же он внутренне смущен настоящим: «Существую ли я? Или я не существую? Кто я есть?» Каким образом я существую? Откуда возникло это существо? Куда оно направится?»

«Когда он таким ненадлежащим образом обращает внимание, у него возникает одно из шести воззрений: Воззрение у меня есть «я» возникает у него как истинное и признанное, или воззрение у меня нет «я»… или воззрение именно посредством «я» я воспринимаю «я»… или воззрение именно посредством «я» я воспринимаю «не-я»… или воззрение именно посредством «не-я» я воспринимаю «я» возникает у него как истинное и признанное, или же у него возникает воззрение:

Вот моё «я» — знаток, воспринимающий здесь и там созревание добрых и злых поступков — и это моё «я» постоянно, бессмертно, непреходяще, не подвержено изменениям и пребудет на вечные времена.» Это называется зарослями воззрений, чащей воззрений, искривлением воззрений, корчами воззрений, путами воззрений. Связанный путами воззрений, необученный заурядный человек не освобождается от рождения, старения и смерти, от печали, плача, боли, горя и отчаяния. Говорю вам, он не освобождается от напряжения»

«Хорошо обученный последователь благородных… различает, какие идеи стоят внимания и какие идеи не стоят внимания… Он обращает внимание надлежащим образом: Вот напряжениеВот возникновение напряжения… Вот прекращение напряжения… Вот путь, ведущий к прекращению напряжения. Когда он так надлежащим образом обращает внимание, у него устраняются трое пут: воззрения об индивидуальности, сомнение, привязанность к предписаниям и практикам»
MN 2

От пренебрежения наставлением о том, что является или не является подходящим предметом для внимания, в истории Буддистской мысли возникло изрядное число разногласий. О том, как определить личность человека — об ответе на вопрос «Кто я есть?», или о существовании или несуществовании «я» — об ответе на вопросы «Существую ли я? Или я не существую?» буддисты безуспешно спорили веками, этот спор продолжается и сейчас. Бесплодность же этого спора лишь снова и снова подтверждает мысль, высказанную в том отрывке: любой ответ на эти вопросы приводит к опутанности теми путами, которые Дхамма призвана отсечь.

Чтобы избежать этих противоречий, в отрывке рекомендуется сосредоточиться на четырех истинах, которые являются подходящим предметом для внимания — напряжении, его возникновении, его прекращении и пути практики, который ведет к прекращению напряжения. Эти истины напрямую связаны с вопросом умелости, который раскладывает действительность на два набора переменных: причина и следствие, умелое и неумелое. Возникновение напряжения — это неумелая причина, её следствие — напряжение. Путь, ведущий к прекращению напряжения — умелая причина, её следствие — прекращение напряжения. Рассматривать опыт с этой точки зрения — значит обращать внимание надлежащим образом, это помогает отсечь путы, лежащие в основе неумелости ума.

Например, SN 56.11 определяет истину напряжения как пять совокупностей привязанностей — привязанность к форме, чувствам, восприятию, конструкциям и сознанию — и утверждает, что эту истину следует осмыслять таким образом, чтобы она приводила к бесстрастию относительно привязанности. Это также является функцией надлежащего внимания.

Добродетельному монаху следует надлежащим образом рассматривать эти пять совокупностей привязанностей как непостоянные, приносящие страдание, как болезнь, бедствие, стрелу, как болезненные, как несчастье, как чуждые, как разрушение, как пустые, как безличные. Ведь возможно, что добродетельный монах, надлежащим образом рассматривая эти пять совокупностей привязанностей как непостоянные… безличные, осуществит плод вхождения в поток»

SN 22.122 Итак, надлежащее внимание требует исследовать Дхамму не только такой, какой она представлена в наставлениях, но и такой, какой она предстаёт в непосредственных переживаниях ума.



Автор текста: Тханиссаро Бхиккху
Перевод: ае
Источник: отрывок из
https://www.dhammatalks.org/books/KarmaOfQuestions/Section0015.html
Традиция Тхеравада. Буддаяна


Это перевод статьи из сборника «The Karma of Questions — Essays on the Buddhist Path».
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать — распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии. В остальном, права принадлежат автору оригинала.
….

Previous Памятование о смерти - Дхаммасами Бхиккху
Next Сансара. Блуждание. Странствие - Тханиссаро Бхиккху

Об авторе

Вам также может понравиться

Дхамма Будды

Буддаяна. Сантикаро Бхиккху и Аджан Буддадаса

Он часто упоминал, что мне стоит уже забыть о различных «буддизмах» Тхеравады, Махаяны, Ваджраяны, Чань/Дзэн и всяком тому подобном. Мы все по-настоящему нуждаемся в Buddhayāna, — в коренном изначальном Средстве пробуждения, — так часто заслоняемом самыми различными более поздними измышлениями… 

Книги

Буддизм в двух словах — Нарада Махатхера

Сразу же после кончины Будды 500 ведущих Архатов, сведущих в Дхамме и Винае провели собрание, чтобы сохранить учение таким образом, как его первоначально проповедовал Будда. Почтенный Ананда декламировал Дхамму, почтенный Упали — Винаю.

Дхамма Будды

Жажда существования посредством перерождения — Шри Дхаммананда

Вера в бессмертие похожа на леденец, который дают ребенку, чтобы заставить его забыть про свою зубную боль. Многие люди были бы не в состоянии принять определенные неразрешимые ситуации в жизни, если бы им не сказали, что после смерти их ожидает приятное вечное существование.