Не-Недвойственность и Учение Будды — Аджан Сумедхо
(глава из книги «Как это есть» под названием «Недвойственность»)
… В рамках монистических религий есть тенденция говорить о Всеедином:
Едином Боге, Всеобщем, Всецелом, или о Природе Будды или Едином Разуме, и это очень вдохновляет. Мы обращаемся к монистическим доктринам для религиозного вдохновения.
Но вдохновение — это лишь один из уровней религиозного опыта, и именно поэтому мы должны будем вырасти из него. Мы должны отказаться от желания вдохновения или веры в Бога или в Единство, в Единый Разум, в Изначальный Ум -[ригпа, дхармакайя]-, или во всё то, что касается благости или всеобщей справедливости.
Я не прошу вас здесь перестать верить в эти вещи. Но практика Не-недвойственности — это способ избавиться от всего этого. Это видение привязанности к взглядам, мнениям и восприятиям, потому что восприятие Единого ума — это просто восприятие, не так ли? Восприятие всеобщей доброты, любви и сострадания -[бодхичитта]- — это восприятие, к которому мы можем привязываться.
… Природа Будды — это восприятие. Будда — это восприятие. Единый Бог и вера в то, что Всё есть одна Универсальная система, «глобальная деревня», Все есть Одно, а одно — это Всё, или всё справедливо и хорошо, а Бог любит нас — это восприятие, которое может быть очень приятным, но всё ещё только восприятие, и все другие восприятия, подобные этому — они просто возникают и исчезают. Восприятие монистических доктрин возникает и исчезает.
… Каким будет практический эффект этого опыта, когда вы позволяете вещам просто проходить мимо, и они исчезают? Что остаётся, каков остаток? Это то, на что указывает Будда, как на Учение о Возникновении и о Исчезновении состояний
-[идаппаччаята, сунната /сунньята /sunnata, пустота]-.
… Тем не менее, в нас может возникнуть страх и желание, которые снова начинают брать верх, не так ли? «Я хочу верить во что-то! Мне нужно во что-то верить! Я хочу знать, что всё в порядке. Я хочу привязываться и верить в восприятие Единства и целого».
Итак, всё ещё есть желание, последствий которого вы не можете видеть и к которому вы всё еще можете привязываться. Поэтому религиозный опыт — это своего рода отчаяние.
Мы уже не находимся на том этапе, когда верим, что великая статуя — это сам Будда, но мы можем быть очень привязаны изображению Будды. И это может быть очень красиво на вид. Как эта Будда-рупа (статуя Будды), которая уж очень хороша, не так ли?
Мне нравится этот Будда, он очень красив. Это не значит, что мы должны избавиться от него, — потому что сама по себе Будда-рупа нас не обманывает. То, что действительно опасно, — это наша привязанность к восприятию самих себя, других, Будды, Бога, Единства или целого.
Если вам действительно удастся освободить свой ум от привязанности, тогда каждое Ваше представление будет правильным. Итак, мы не осуждаем ни монизм, ни недвойственность
-[шуньята?]- как ошибочный взгляд. Но привязанность к монистической (недуальной) доктрине является предельной и ослепляющей.
То же самое, что и привязанность к не-недвойственности. Цель не-недуализма — на самом деле указать на привязанность. Но если вы принимаете эту точку зрения всего лишь на уровне философского воззрения, то вы можете привязаться к аннигиляционистскому отношению.
Я не прошу вас привязываться к не-дуалистическому (ни также и к не-недвойственному отношению) отношению… Мы должны научиться принимать эту пустоту, тишину, исчезновение, одиночество, угасание, прекращение, отсутствие тепла — и не просить безопасности или доброты.
Мы должны открыть для себя это молчание и созерцать его, а не цепляться за него, не привязываться, но и не пытаться убежать от него в поисках материнской любви или безопасности под защитой отца. Единственный способ описать эту Святую Жизнь — это вырастить человека во взрослую жизнь.
— Аджан Сумедхо, «главный наблюдающий»
за Традицией Тхеравада по России. ~ Перевод
с польского из его статьи «Не-Недвойственность»
Олег Шашков aka @NiMa
Источник: http://sasana.wikidot.com/niedwoistosc
В квадратных скобках — см. прим. ред. и переводчика
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна
См. также: Дхамма и недвойственность — Бхиккху Бодхи
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Основы Общины — Бханте Шравасти Дхаммика
Будда называл четыре Основы Общины: щедрость (dàna), доброжелательную речь (piyavàcà), хорошие поступки по отношению к другим (благодетельное поведение) (atthacariyà) и беспристрастность (равностность) (samànattatà). Четыре Основы Общины для мира позволяют обществу продвигаться дальше и вращаться плавно (без помех).
Памятование о смерти — Дхаммасами Бхиккху
К сожалению, все эти теории мало способны помочь человеку, столкнувшемуся со смертью. Подумайте, смогли ли мы наслаждаться жизнью, если бы нам пришлось постоянно жить под тенью страха смерти? Может ли тогда возникнуть истинное спокойствие ума?
История про монаха — Тханиссаро Бхиккху
В Каноне есть история про одного монаха, который находился в затворничестве в своей маленькой лесной хижине. Он сидел и думал о том, насколько должно быть весело местным жителям в деревне и сокрушался о том, насколько мало веселья у него здесь, где он находился.