Достижение Ниббаны в безначальной сансаре

Достижение Ниббаны в безначальной сансаре

Европейцы, всё кто с детства усвоил европейскую культуру, науку, цивилизацию, при знакомстве с буддизмом сталкиваются с большим количеством вещей, которые им кажутся парадоксальными, необъяснимыми с их привычным позиций, с точки зрения европейской философской системы.

Такие моменты есть и в основе учения, связанной с четырьмя благородными истинами, и в далеко от ядра учения, что не делает последние менее важными для понимания. Как раз одно такое место мы и рассмотрим.

Когда люди, знакомящиеся с буддизмом, погружаются в него немного глубже поверхности, они узнают, что мир не был никем создан, более того, что мир — безначален. На первый взгляд, что в этом такого? Физика говорит, что был Большой Взрыв, но ведь и до этого могло быть что-то ещё, есть такие идеи в физике, так что с этим проблем не возникает, пока мысль не заходит чуть дальше.

Если мир безначален, то значит у нас было бесчисленное множество жизней до этой жизни. Бесконечное множество жизней. Так почему же мы не достигли Просветления, если у нас было бесконечное время, бесконечное число возможностей достигнуть Ниббану? Почему у нас сейчас есть шанс достичь Просветление, если мы не смогли этого сделать за бесконечное время? И вообще почему осталось хоть одно живое существо, почему все не достигли Просветления, ведь за бесконечное время все должны были достигнуть Ниббаны?

Будда про это ничего не говорил, но, думаю, лишь потому, что его слушатели не знали теории множеств. Не скажу, что сам её знаю досконально, но моё знание позволяет понять, почему так происходит, почему ещё так много страдающих существ в нашем мире.

Всё дело в мощности множеств: мощность множества существ больше, чем мощность множества времени, возможностей достижения Ниббаны. Кто понял, о чём дальше можно не читать, сразу перейти в выводу в конце, так как понятно, что из-за этого все существа никогда не достигнут Ниббаны.

Чтобы пояснить математическую мысль сделаем школьно-математическую аналогию. Для этого вспомним, что такое такое натуральные числа и сколько их. Натуральное число — это количество предметов: 1, 2, 3, 4, 5… и так до бесконечности. Про ноль не будем говорить — тут нет единогласного мнения, а нам он сейчас и не важен. Важно, что натуральных чисел бесконечное количество: мы можем к любому натуральному числу добавить один и получим ещё одно: n+1, где n — натуральное число. Что может быть больше, чем количество натуральных чисел?

Если мы возьмём два любых соседних натуральных числа, скажем 2 и 3, то между ними есть дробные числа — 2½, 2⅓, 2¼, 2⅕, 2⅔, 2¾ и так далее. Сколько дробных чисел находится между двумя натуральными? Бесконечное количество дробей между любой парой соседних натуральных чисел. Так сколько же всего дробных чисел? Бесконечность бесконечностей? В таких случаях, говорят, что мощность одного множества больше, чем другого. Если множества имеют одинаковую мощность, то все члены этих множеств можно соотнести друг с другом, а если разную, то нет. В нашем примере дробных чисел всегда будет больше, чем натуральных, мы никогда не сможем сделать соответствие членов одного множества с другими.

Теперь представьте, что натуральные числа — это жизни или возможности достижения Ниббаны в течении этих жизней. Их будет бесконечное количество, то есть соответствовать безначальной Сансаре. Потом представьте, что дробные числа — это количество живых существ в сансаре: как не было бы много жизней в череде рождений, существ всегда на бесконечность больше. Даже есть в каждом цикле существования мира Просветления будет достигать бесконечное количество существ, то всё равно будет оставаться ещё бесконечность — большей мощности.

Возможно именно по этой причине Будда не призывал помогать всем существам достигнуть Ниббаны — это просто невозможно, потребует бесконечное время.

Может возникнуть вопрос: а почему не наоборот, может быть мощность множества жизней больше? Тогда бы все уже достигли Ниббаны, некому было бы задать этот вопрос — так что такое толкование невозможно. Приведённое мною описание мира не доказывает, что мир устроен именно так, но показывает почему слова Будды могут являться истинной даже с европейской математической точки зрения: вероятность достижения Ниббаны в каждой жизни мала, но есть, потому стать Просветлённым возможно, но эта вероятность так мала, что за простую бесконечность времени не все реализовали эту вероятность.

Как вы видите, на самом деле в Учении Будды нет никаких внутренних противоречий, которые бы делали буддийскую космологию невозможной. Если разбирать сказанное Буддой внимательно, с полноценным знанием самой Дхаммы и необходимого логического аппарата, то все кажущиеся противоречия снимаются.

02.04.2019

Автор: Константин Бенкен
….

Previous Аджан Чаа — Нектар для сердца (аудио-книга)
Next Как можно практиковать в повседневной жизни? — Бханте Прамоте Памоджо

Об авторе

Вам также может понравиться

Цитаты

Полезное сравнение — Аджан Джаясаро

Я считаю, что материнская осознанность (памятование) по отношению к своему ребенку аналогична тому осознаванию ума, которое практикующий стремится развить в своей повседневной жизни.

Цитаты

Благословение для сайта «МИР Тхеравады» от Бханте Топпера Панньяавудхо Тхеры

Наш сайт «МИР Тхеравады» получил напутственное слово и духовное благословение от старейшего русского бхиккху — Бханте Панньяавудхо Топпера Тхеры.

Наука и жизнь

Постоянство — Шравасти Дхаммика

Два противоречащих понятия, утверждения или мнения не могут быть одновременно истинными, хотя они могут быть оба ложными. Это то, что Будда имел в виду, когда он сказал: «Истина одна». Нет двух истин. (Ekaṃ hi saccaṃ, Sn. 884).