Ниббана.  Благая весть буддизма традиции Тхеравада

Ниббана. Благая весть буддизма традиции Тхеравада

— Гил Фронсдэл (GIL FRONSDAL)


В буддизме традиции Тхеравада определение
Ниббаны простое — это конец страдания.

Ниббана — благая весть в буддизме тхеравада. Это полное освобождение. Естественно, люди хотят больше узнать о природе ниббаны, — но с точки зрения буддийской школы тхеравада, реальный непосредственный опыт переживания, как преображается человек по достижении ниббаны, — важнее теоретического понимания того, что это такое.

Когда человек хочет пить, для него важна вода, а не её химические свойства. Именно вода утоляет жажду. Аналогично для страдающего существа важно не столько знать о природе ниббаны, сколько понимать, что её достижение — это прекращение страданий. Нирвана (санскрит), и Ниббана (пали, язык ранних буддийских текстов) буквально означает “угасание” (огня) и “остывание”. В применении к уму, это указывает на угасание огня жажды, ненависти и заблуждения — трех корней страдания. Выбор этого термина связан с известной “Огненной Проповедью”. Так сказано: Все в огне; глаза в огне, образы в огне, зрительное восприятие в огне…. уши, нос, язык, тело, ум… Они в огне жажды, ненависти и заблуждения” (из Махавагги, Виная Тхеравады).

На языке Будды, слово, которое обозначает топливо и цепляние одно и тоже — упадана. Будда понимал, что страдание возникает из-за цепляния, оно же им и подпитывается. Когда топливо устранено, страдание прекращается. Понимая глубокую укорененность и тонкое цепляние в несвободном уме, мы ценим ниббану, как состояние освежающе прохладное и умиротворенное.

Ниббана – это конец сансары. В отличие от обыденного понимания ниббана и сансара это не какие-то места в пространстве. При реализации ниббаны нет перемещения из одной точки в другую. Для Будды сансара — это процесс, в котором цепляние порождает страдание, а то, в свою очередь, порождает цепляние. Он осознал, что этот самоподпитываемый процесс происходит в течение многих жизней как топливо для перерождения подобно огню, который из одного горящего дома перебрасывается на соседний ветром. Ниббана осуществляется, когда хватка жажды, ненависти и заблуждения прекращается.

Некоторые поздние буддийские традиции отождествляют Ниббану — и сансару. Однако они, вероятно, приписывают этим словам совсем иное значение, — чем то, которое понималось в самой Ранней буддийской традиции. В учениях Тхеравады Самсара не может быть единой с Ниббаной, как сжатый кулак — не может быть открытой ладонью, и как горящий уголёк в кулаке — не может быть тем же самым, что и отброшенный в сторону уголь. Для Будды ниббана имеет и положительные ассоциации — в конец концов это образ свободы и пробуждения. Иногда он использовал другие термины для описания этого состояния — блаженcтво, остров, убежище, бухта, абсолютная реальность.

Более сложные синонимы включают “неконструированное”, “вечное”, “бессмертное”, “беззнаковое”. Они относятся к идее, что ниббана не существует как нечто, что можно создать, придать форму или возжелать. Это совсем не «основа бытия», из которой может возникнуть что-либо подверженное смерти. И хотя всё ещё существует сознание, «без признаков, бесконечное и сияющее вокруг», которое связано с Ниббаной, — оно уже не зависит от обусловленного мира. И при этом оно не производит обусловленный мир. Скорее, это некое измерение сознания, полностью независимое от обстоятельств в мире или в личной жизни. Поскольку ниббана независима, о тех, кто её полностью осуществляет, говорится как о тех, у кого нет опоры на в другие миры, свободных от цепляния, которое привязывает сознание к какой-то точке в пространстве и времени.

Соприкоснуться с Ниббаной — это как нырнуть в прохладный пруд. Быстрое погружение немного освежает. Длительное погружение освежает полностью. Даже первый быстрый “нырок в ниббану” это мощный опыт высшего счастья, свободы и мира, которые не связаны c внешними обстоятельствами. Пока есть вера в счастье, которое обретается в силу каких-то условий, имеет смысл цепляться за эти условия, даже понимая, что все обусловленные явления подвержены изменению. Но когда есть прямое переживание как альтернатива, очарование которое подпитывает цепляние радикально ослабляется.

В буддизме традиции Тхеравада устремленность к ниббане занимает почетное место. Когда цель осуществлена, эта устремлённость естественным образом прекращается, ум ни к чему не привязывается, даже к самой Ниббане. Путь к прекращению цепляния и страдания — это самое благородное, что может сделать человек. Она раскрывает зажатый кулак разума и позволяет человеку ходить по миру с открытыми, дарящими руками.


Гил Фронсдэл практикует Дзен и Випассану с 1975 года, имеет докторскую степень по буддологии от Станфордского Университета, инструктор в Випассана Центре в Редвуд Сити, Калифорния.


Автор: Гил Фронсдэл 
Благодарим за перевод сайт Buddha.by 
Источник: https://buddha.by/nibbana-blagaya-vest-buddizma-tkheravada
….

Previous Суан Моккх. Сад освобождения - Сантикаро Бхиккху
Next Что такое Тхеравада? — Маунг Кьяук Сеинн

Об авторе

Вам также может понравиться

Дхамма Будды

Скользкий путь Махаяны. Краткий обзор

Последователи Махаяны считали, что Дхамма Будды должна быть «переработана» вследствие смены времён. Однако они не учли, как могут абсолютные и объективные законы мира открытые Буддой, быть «переработаны» или «исправлены»?…

Ниббана

Нирвана (Ниббана) — Бханте Пуннаджи

Когда мы говорим о существовании, мы говорим о непрерывности процесса, как, например, пламя. Это процесс, который длится и его непрерывность зависит от ряда условий. Когда одно из условий прекращается, процесс останавливается, и вы не можете спросить, куда это пламя ушло, потому что пламя не объект, которые куда-то уходит. Это просто процесс, который остановился.

История школ

Пустота в буддизме Тхеравады — Гил Фронсдэл и другие

Пустота (сунньята) важна в традиции Тхеравады также, как и в Махаяне. С ранних времен Буддизм Тхеравады рассматривал пустоту как одну из важных дверей, ведущих к освобождению. Две ключевые сутры Тхеравады посвящены пустоте: Maha-suññata Sutta и Cula-suññata Sutta.