Ниббана и безразличие  —  Бхиккху Бодхи

Ниббана и безразличие — Бхиккху Бодхи


… Говорить о Нирване как о состоянии «совершенного безразличия для мира» — это является весьма вводящим в заблуждение. Слова «равнодушие к миру» предполагают отсутствие интереса к судьбе других людей и общества в целом, это состояние полной апатии или черствость, уход в себя и сосредоточение на себе самом. Ничто не может быть дальше от идеала Араханта («Освобожденный»), — то есть человека, который в ходе прилежной практики учений Будды в течении определенного срока достиг Ниббаны. 

Достопочтенный Бхиккху Бодхи


На языке пали слово, которое совершенно неверно понимают иногда как «безразличие», — это вероятно, упеккха (санскр. upekkha). Истинный смысл этого термина «равенство» (вариант: равностность, непредубежденность), — а не «безразличие» в смысле отсутствия интереса к другим. Также в качестве духовного достижения упеккха означает невозмутимость (равностность) перед лицом колебаний и штормов в судьбах мира. 

Это баланс ума, непоколебимая свобода сознания, сбалансированность и внутренняя мирная гармония ума, — ума, который уже не может быть поколеблен приобретениями или утратой, достоинством или бесчестием, хвалой и клеветой, удовольствием и болью. Упеккха это освобождение от всех точек отсчета, безразличие к требованиям эго, — а вовсе не безразличие к благополучию других людей. 

В отношениях с другими людьми, и, на самом деле, со всеми живыми существами, — хороший настоящий искренний буддист по мере сил старается воплотить четыре качества, которые сам Будда называл как четыре «божественные обители» (брахмавихара, т.е. безмерные). К ним относятся: 

— неограниченная любящая доброта (метта), активное  пожелание добра и счастья для других людей; 

— неограниченное сострадание (каруна), чувство  сопереживания за страдания других существ, это искреннее  движение сердца, которое хочет облегчить страдания других в их беде; 


— альтруистическая радость (мудита), желание разделить  удачу всех тех, кто счастлив и успешен в своих благородных начинаниях; 


— равенство и равностность (это снова та самая упеккха),  которые по отношению к людям означает свободу от предвзятости,  предрассудков и фаворитизма (личной предпочтительности). 


… Таким образом, быть без привязанностей — не означает быть без любви и сострадания; это значит, что любовь и сострадание возникает из внутренней глубины, из источника, более глубокого и чистого, чем узкую перспектива личного эго, очищая собой все следы беспокойства и тревоги.

Буддийские писания предоставляют обширные свидетельства того факта, что достижение Ниббаны не вызывает холодное равнодушие к миру. Сам Будда, Верховный Просвещенный, — после его Великого Пробуждения в возрасте 35 лет, в течение 45 лет вел активную жизнь, проповедуя и распространяя Учение (Дхамму) и обращая в него всех тех, кто с ним повстречался. 

Вместо того, чтобы оставаться в безмятежном безразличии, он пересек долину Ганга из Дели в Бенгалию, проповедуя учение, которое ведет к Нирване, и установил Сангху, религиозную общину, которая несет его благую весть после его ухода. На протяжении всей истории великие буддийские духовные учители Дхаммы усердно следовали этому благому примеру Основателя, — следуя его рекомендациям, в которых было ясно и прямо сказано, что необходимо действовать «на благо и счастье многих и многих, из чистого сострадания для всего мира.» …



Автор текста: Бхиккху Бодхи
Перевод: Олег Шашков aka @NiMa
Источник: http://sasana.pl/

Перевод с польского из статьи
«Переступая порог мудрости»,
Традиция Тхеравада. Буддаяна
….


Previous Восемь восьмёрок Дхаммы. Шахматы Будды
Next Чему учил Будда? - Шри Валпола Рахула

Об авторе

Вам также может понравиться

Араханты

Бодхисаттва и Архат: идущие вместе рука об руку — Гил Фронсдейл

В конечном счёте, я узнал, что буддийская практика включает в себя больше, нежели просто присутствие в настоящем моменте и умиротворение. Я пришел к поиску значения великих Буддийских целей освобождения и сострадания.

Sila. Начальный уровень

Чему на самом деле учил Будда? (обзор)

Для буддийских историков уже более ста лет известно, что независимо от того, что Махаянские сутры могут заявить о себе, они не записывают исторические события, а принадлежат к какому-то другому жанру. Они не являются высказываниями исторического Будды, несмотря на их каркасные истории, которые напоминают истории более старых сутт.

Обзоры и разное другое

Достижение Ниббаны в безначальной сансаре

Европейцы, всё кто с детства усвоил европейскую культуру, науку, цивилизацию, при знакомстве с буддизмом сталкиваются с большим количеством вещей, которые им кажутся парадоксальными, необъяснимыми с их привычным позиций, с точки зрения европейской философской системы.