О безличности ума  (сознания)  —  Махаси Саядо

О безличности ума (сознания) — Махаси Саядо


(избранные отрывки)


«Монахи, сознание безлично…» – так наставлял Благословенный. Сознание зачастую принимается за «я» или за личность. Однако в реальности оно не является ни тем, ни другим, и Будда провозгласил, что сознание безлично. Если бы оно являлось «я», внутренней сердцевиной, оно не приводило бы к бедствию. Было бы возможно распоряжаться им, чтобы оно пребывало только в благих состояниях и никогда не содержало бы ничего неблагого. Тем не менее, так как сознание зачастую приводит к бедствию и не поддаётся контролю, то оно не является «я», не является внутренней сердцевиной. Нет возможности повелевать сознанием: «Пусть оно будет таким-то (самым лучшим), пусть оно не будет таким-то (не будет дурным)».

Люди обычно более знакомы с умом (сознанием), нежели с 52-мя умственными составляющими (cetasika). Например, бирманцы часто рассуждают об уме, но почти никогда – о сопутствующих умственных факторах, таких, как контакт (phassa), который непрерывно сопровождает любое сознание. По этой причине они привязаны к сознанию как к «я», как к своему, как к личности. Они думают: «Я вижу», «Я слышу», и т.д. Не только люди – божества также имеют склонность цепляться к уму как к своему «я». Однако ум однозначно не является «я». Будучи безличным, ум угнетает нас. Он угнетает, когда видит какую-то отвратительную форму, когда слышит громкий, пронзительный звук или грубые слова, когда обоняет зловонный аромат, когда вкушает горький или терпкий вкус, ощущает болезненные прикосновения, вспоминает горестные, мучительные или пугающие события. Все существа мечтают жить, наблюдая лишь красивые образы и виды, но вынуждены встречаться и с отталкивающими. Несчастные люди видят, в основном, нежеланные образы. Так угнетает сознание глаза.

Люди желают слышать сладкие звуки (вот почему они записывают на звуковые носители свои любимые мелодии) и добрые речи, но вынуждены встречать и ужасающие звуки, угрозы и злые насмешки. Так угнетает сознание уха. Люди хотят наслаждаться изысканными, утончёнными запахами, но вынуждены обонять и смрад. Так угнетает сознание носа. Людям нравится вкушать хорошую еду, но бедняки вынуждены питаться плохой пищей, даже отбросами. Так угнетает сознание языка. Людям приятны нежные прикосновения, но в силу обстоятельств, например, болезни, они вынуждены сталкиваться с нежеланным опытом. Порой их страдания настолько сильны, что они возводят мольбы о скорой смерти, чтобы избавиться от них. Каждому по нраву беззаботная жизнь, однако обстоятельства не позволяют испытать, что это такое. Вместо этого многие люди охвачены депрессиями, разочарованиями, скорбью и отчаянием. Некоторые вообще не расстаются в течение жизни с этими печальными состояниями, будучи жертвами сознания ума.


Этот угнетающий ум не поддаётся нашей воле, но возникает и предопределяется обстоятельствами, он – неуправляем. Если прекрасные образы отсутствуют, человек не сможет их увидеть. Напротив, он увидит ненавистные ему видения, если его глаза будут не повреждены и столкнутся с соответствующими образами. Это пример того, как вне наших пожеланий и в силу обстоятельств, возникает сознание.

Когда я использую словосочетание «в силу обстоятельств», я имею в виду, что обстоятельства и условия (причины) производят соответствующие результаты. Благие причины приводят к благим результатам, и наоборот. Наши желания сами по себе не производят никаких результатов, но последние появляются в силу ряда причин, нравится это кому-то или нет. Результаты неуправляемы и очевидно, что они не являются «я», внутренней сердцевиной. Из-за этого Благословенный объявил, что сознание ума безлично – потому что оно не следует за нашей волей. Он учил этому, чтобы избавить своих учеников от привязанности к своему «я» как к некому владыке, который управляет и контролирует всё по своему велению. Когда эта привязанность исчезает, пропадает и привязанность к вечной личности или душе.

Когда приходит постижение того, что сознание – это следствие определённых причин, и что оно исчезает сразу после возникновения, становится ясным, что никакого устойчивого, долговечного «я» не существует в природе. Так, сознание глаза возникает, когда есть глаз и видимая форма; сознание уха – когда есть ухо и слышимый звук, и так далее. Понимание этого испепеляет все идеи о душе и о личности.

Дост. Махаси Саядо

Медитирующий, который наблюдает умственные и материальные явления в то время, когда они возникают, познаёт, как возникает и исчезает сознание вместе с вызвавшими его причинами и условиями. Тот же, кто не способен так наблюдать, придерживается идей о личности и о душе. Похоже на то, что совокупность сознания (viññāṇakkhandha) вызывает больше цепляния, чем другие совокупности. Именно сознание обычно считается душой, вечной сущностью. В повседневном языке сознание упоминается так, поскольку чувства, восприятие и умственные конструкции, хотя они и являются умственными составляющими, как бы остаются в стороне. Люди говорят так, словно ум или сознание испытывают чувства, распознают явления или побуждают к действиям. Во времена Будды был монах, который считал сознание собой в связи со своими дурными взглядами. Полезно прочитать его историю (МН.38)


(Речь идёт о монахе по имени Сати (Bhikkhu Sāti), который считал, что сознание следует из жизни в жизнь, воплощаясь то тут, то там. Будда отчитал его и позже провёл беседу с остальными монахами, где ясно показал ещё раз, что сознание возникает в силу причин и условий).

Очень сложно постичь истинную Дхамму, придерживаясь ложных воззрений. Тот, кто считает себя последователем Будды, должен тщательно проверить, — соответствуют ли его воззрения тому, чему учил Будда. Тот, кто имеет взгляды, которые идут вразрез с Дхаммой, в действительности находится вне Учения Будды.



Автор текста: Дост. Махаси Саядо
Перевод: Евгения Евмененко
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Источник: A Discourse on the Anattalakkhaṇa Sutta
by The Venerable Mahāsi Sayādaw.

http://www.abhidhamma.com/Mahasi_anatta.pdf

Рекомендуем также материалы для ознакомления:


Во благо всех живых существ.
….

Previous Между Тибетской традицией и традицией Тхеравада? - Аджан Брахмали
Next Духовные идеи как избегание психологических ран - Дж. Уэлвуд

Об авторе

Вам также может понравиться

Араханты

Два вида страдания (dukkha) — Махаси Саядо

Существуют два вида страданий. Первый относится к невыносимой боли или мучению, второй же вид относится к неудовлетворительности, так как этот вид страдания переживается как нечто ужасающее, неприятное, вызывающее чувство отвращения и неприятия.

Аджан Чаа Субато

Открывая Око Дхаммы — Ачан Ча

Некоторые из нас начинают практиковать, и даже через год или два все еще не знают, что к чему. Мы все еще не уверены в своей практике. Когда мы все еще не уверены, мы не видим, что все вокруг нас — истинная Дхамма, и поэтому мы обращаемся к Учителям. Но когда мы знаем свой ум, когда у нас есть осознанность (sati) чтобы присмотреться к разуму, у нас появляется мудрость.

Лекции

Будда и горизонт событий (научный взгляд)

В буддизме школы тхеравада есть постулат о том, что Будду нельзя убить, можно только ранить. На первый взгляд это выглядит весьма эзотерично, как будто какая-то магия защищает его от посягательств. Однако это явление можно объяснить иначе, используя физическую терминология и причинно-следственную связь.