О материализме — Бханте  У. Локанатха

О материализме — Бханте У. Локанатха


Избранные отрывки из лекции, прочитанной
перед студентами Янгонского университета в 1952 г.


Материализм по своей сути антинаучен, и чтобы доказать это он снова говорит о том, что если человек умер, то он мертв – с ним покончено. Нового рождения нет. Когда такой материализм претендует на то, что он является научным, то в этом случае он совершенно ненаучен и не соответствует действительности. Откуда мы знаем, что есть жизнь после смерти? Какая у перерождения научная основа? Откуда мы знаем, что существует перерождение? Вы прекрасно знаете, что согласно закону физики её основным законом является закон сохранения энергии. Энергию невозможно ни создать, ни уничтожить. Она может быть только преобразована из одной формы в другую. Сохранение энергии – это фундаментальный закон физики. Что происходит, когда человек умирает? Когда он умирает, тогда элемент твердости (земля) возвращается к земле, как вы все это знаете, элемент жидкости (вода) возвращается к воде, элемент тепла (огонь) к огню, элемент вибрации (ветра) к ветру.

Дост. У Локанатха

Мы согласны по этому вопросу, но разве это всё? Вот в чём вопрос. Что происходит со страстным желанием умирающего человека? Сейчас, пожалуйста, не говорите мне, что сила его желания просто испаряется во время смерти и превращается в ничто. Пожалуйста, не говорите мне об этом, потому что это противоречит основному закону физики, и, пожалуйста, помните, что страстное желание является одной из самых мощных сил в жизни. Сила алчности или страстного желания мощнее силы электричества. Так же как электричество сохраняется как сила, также алчность должна сохраняться как сила. Будь это умственная сила или телесная сила – сила есть сила. Умственная сила, которая может создать атомную и водородную бомбы – это не та сила. Сила страстного желания – вот самая мощная сила во Вселенной, и эта сила во время смерти должна следовать закону сохранения энергии, как и все другие силы.

Согласно физике однажды высвободившаяся сила всегда будет действовать как сила до тех пор, пока не встретит противоположную или равную ей силу, которая сможет её нейтрализовать. Это физика. Нам следует быть строго научными и решать научные вопросы по-научному. Итак, поскольку сила всегда будет действовать постоянно как сила до тех пор, пока не встретит равную себе или противоположную силу, которая её нейтрализует, то в этом случае тоже самое относится и к страстному желанию, которое высвобождается. Только когда человек сможет с помощью нравственного поведения (sila), сосредоточения (samādhi), прозрения, мудрости (paññā) развить до своей смерти равную или противоположную страстному желанию силу, то есть силу не-алчности (alobha), тогда он сможет нейтрализовать эту силу своего страстного желания. Только лишь в этом случае у него уже больше не будет нового рождения.

Поэтому для того, чтобы уничтожить перерождение, нам следует совершенствоваться до того как придёт смерть или даже во время умирания, хотя это и может быть уже слишком поздно. Если будет развита равная или противоположная сила отсутствия страстного желания, благодаря нравственному поведению, сосредоточению и прозрению, то она полностью нейтрализует наше страстное желание. Только в том случае, когда страстное желание будет полностью нейтрализовано, нечему будет перерождаться и нового рождения уже не будет. Ниббана будет достигнута, и вы навсегда освободитесь от круговерти перерождений. Но, как правило, большинство людей не настолько удачливы в том, чтобы заниматься совершенствованием и развитием такой равной или противоположной силы отсутствия жажды до того момента, когда к ним придет смерть. В результате сила страстного желания продолжает свой путь и толкает к новому рождению. Для большинства людей, то есть для всех, кто не достигает араханства, существует перерождение. Получают новое рождение и те материалисты, которые говорят: «Перерождения не существует».

Материализм, который говорит: «Давайте есть, пить и веселиться, потому что завтра мы умрем» – всё сводит на нет, такой материализм крайне ненаучен и нарушает фундаментальный закон физики – закон сохранения энергии. Какая у материализма высшая цель? Итак, высшая цель материализма – предоставить человеку какую-либо разновидность удовольствия, которая полностью опирается на шесть органов чувств, то есть только чувственное удовольствие и ничего более. Это единственная цель материализма и выше её ничего нет. Другими словами, цель материализма заключается в том, чтобы свести человека к положению животного, потому что животные также испытывают чувственные наслаждения и не более того. А так как ни в чем нет постоянства, то материализм не может осуществить эту цель, что является ещё одним доказательством ненаучной основы материализма.

Но с помощью буддизма можно обрести такую форму счастья, которая будет намного выше любого приземленного удовольствия – удовольствия, переживаемого с помощью органов чувств. На первой стадии медитации – при первом медитативном погружении (джхана) буддизм может дать такую форму счастья, которая перенесет вас на время в сферу обитания божеств. Вы сможете насладиться таким же счастьем, как и в мире Брахмы – Брахма-локе (Brahmaloka), находясь при этом на своём земном уровне и пребывая в первом медитативном погружении, которого может достичь каждый, если попытается. И это не единственное блаженство, которое даёт буддизм. Буддизм предоставляет доступ к переживанию блаженства на 2-й, 3-й и 4-й стадии медитативного погружения, и каждое такое переживание блаженства бесконечно выше предыдущего. Когда вы входите в 4-ую джхану, то обретаете определенные психические силы. Это не единственное удовольствие, которое может дать буддизм.

Существует такое блаженство, которое идет дальше удовольствия бесформенной сферы, это удовольствие сферы безграничного сознания, за ним следует удовольствие сферы отсутствия чего бы то ни было, за ним следует удовольствие сферы ни восприятия ни не-восприятия. И, наконец, джхана, связанная с прекращением, которая характеризуется наивысшим блаженством из всех и уничтожением четырех «влечений»:

  1. влечение к чувственным удовольствиям (kāmāsavā),
  2. влечение к существованию (bhavāsavā),
  3. влечение к неверными взглядам (diṭṭhāsava)
  4. влечение к неведению (avijjāsavā).


И в итоге достигается Ниббана, которая
является наивысшим благом, наивысшим счастьем.

В то время как буддизм ведет от ощущения благополучия к переживанию счастья, материалистическая идеология погружает человека в животное состояние чувственности, в грубые животные удовольствия, в которых нет ничего кроме этих животных удовольствий. Материализм способствует деградации человека до грубого, животного состояния, в то время как буддизм возвышает человека до божественного состояния и, в конечном счете, позволяет ему достичь Ниббаны. Это высшая реальность неизменной Истины, которая представляет собой наивысшее безвременное счастье, при котором индивидуум полностью пробудился – это означает, что становление прекратилось и человек достиг такого состояния, в котором его становление прекратилось окончательно. В Ниббане нет никакого становления. Человек там «стал» раз и навсегда. Стал чем? Стал самой реальностью.

Таким образом, вы можете увидеть различие между буддизмом и материализмом. Это сравнение между материализмом и нашим высокочтимым Буддой, тем, кто превзошел самого Бога. И то, чего достиг один человек, другой тоже может достичь. Каждый из нас может стать Буддой, если мы последуем его примеру. Итак, подведем итог того, что мы нашли? Мы поняли, что находясь во власти материализма человек должен жертвовать собой. Он становится рабом государства. При власти материализма люди становятся рабами своих чувств – это можно назвать рабством чувств, а самих людей – рабами государства, что можно назвать ментальным рабством.

При материалистическом режиме нет свободы мысли. Следовательно, материализм – это опиум для народных масс. Материализм для народных масс – это опиум, это мой собственный лозунг. Наука – лучший инструмент для победы над материализмом. Материализм предлагает три формы рабства: рабство в тоталитарном государстве, где человек равен нулю, а государство – это всё, ментальное рабство, при котором человек не обладает свободой мысли, и рабство чувств, при котором человек становится подобным животному. Это три формы рабства, находящиеся под властью материализма. А буддизм в свою очередь спасает нас от всех форм рабства.

Так покончим же с материализмом с помощью буддизма! Материалистическая идеология – опиум, только буддизм может дать духовную пищу, может принести мир и радость в этот мир скорби. Безграничное, самоотверженное дружелюбие (metta) решает проблему между капиталом и трудом и приносит мир. Наш досточтимый Будда как-то сказал: «Все миряне (putthujanna) – подобны безумцам». Материализм предлагает в качестве цели только чувственность, а приверженность чувственности создаёт раздоры, конфликты и войны. Единственная цель материализма – страдание, и материализм, обещающий ложное счастье – это настоящий опиум. Властолюбивые диктаторы и их подхалимы предлагают этот опиум, преследуя свои собственные корыстные цели.

Материалистическая идеология всегда терпит неудачу, потому что она хочет извлечь счастье из непостоянства (anicca), страдания (dukkha) и безличности (anatta). Если мы выжмем апельсин то, что мы получим? Апельсиновый сок. Если мы выжмем мир то, что мы получим? Мы получим: аниччу, дуккху и анатту. Из мира дуккхи вы можете получить только дуккху и ничего более, а если вы хотите счастья (sukha) то, чтобы обрести Ниббану – наивысшее благо, вам придется отказаться от мира дуккхи.

Это единственный путь, и другого пути нет. И когда материалисты обещают одарить вас счастьем из мира страданий, не верьте им. Потому что невозможно обрести счастье в том мире, чьей характеристикой является дуккха. Помните, что апельсин существует только благодаря своим свойствам. Без этих свойств апельсина нет. И мир также существует благодаря своим свойствам. Без этих свойств не было бы этого мира. Какие свойства у мира – непостоянство, страдание и несубстанциональность, и это всё, что вы можете получить от Вселенной. Вы не можете получить от Вселенной что-то большее, потому что мир может дать лишь нечто преходящее, лишь страдание и несубстанциональность.

Не верьте материалистам, которые обещают дать вам счастье, которого нет в этом мире. Потому что счастье не является одним из свойств этого мира. Свойство этого мира – это страдание, и он может принести только страдание, которое можно победить благодаря прозрению. Если вы хотите счастья, то вам следует отречься от мира (обрести пробуждение), как это сделал наш досточтимый Будда и осуществить Ниббану, потому что отсутствие страдания – это Ниббана. Отсутствие тьмы – это свет. Отсутствие нереального – это реальное. Отсутствие неистинного – это Истина. Мир – это тьма неистинного, а Ниббана – это свет Истины, свет реальности. Подобно тому, как врач для лечения пациента должен устранить причину болезни, так и для пресечения страданий нам нужно уничтожить причину страданий.


Материалисты никогда не пытаются пресечь истинную причину страдания. Они никогда не пытаются пресечь страстное желание, жажду. Поэтому как они могут обрести счастье, не устранив причину несчастья? Видите, насколько материалисты ненаучны. Но наш досточтимый Будда, великий врачеватель мира, научно показал путь и способ устранения причины, то есть жажды, а устранив причину несчастья, мы в итоге получим счастье. Будда – это единственный надежный проводник, величайший врачеватель во Вселенной, который устранил собственную причину несчастья, он уничтожил своё страстное желание и достиг наивысшего счастья, благодаря пресечению самой причины несчастья.

Экономические методы никогда не принесут счастья, потому что экономика никогда не занимается пресечением алчности, отвращения и неведения. Каждый сам должен достичь своего счастья внутри себя. Каждый человек должен быть целителем для самого себя. Только победив страсти, которые пылают внутри, можно достичь прохладного состояния, при котором нет больше какого либо горения. Наш досточтимый Будда сказал, что нет огня сильнее, чем огонь вожделения. Он самый неистовый из всех пожаров. А те, кто считает, что подобное горение – это удовольствие, могут продолжать гореть. Они могут продолжать гореть, поскольку наш досточтимый Будда сказал, что огонь похоти – самый неистовый огонь.

Мы горим с безначального прошлого, и продолжим гореть в бесконечном будущем до тех пор, пока не погасим это пламя водой Истины, путем отказа от самого топлива. Затушить водой Истины и отказаться от топлива. Отказаться от какого топлива? От топлива для огня страстей. Нам необходимо смотреть без привязанности. Нам следует слушать философски – видеть и постигать вещи такими, какими они являются в действительности, без привязанности. И если мы смотрим, обоняем, ощущаем вкус, слышим, касаемся и размышляем без привязанности, тогда мы используем чувства, как их использовал наш досточтимый Будда, как учитель, а не как раб (тот, кто ими порабощен). Он использовал чувства без цепляния. Такая божественная бесстрастность, отрешенность устраняет топливо для чувств, и когда мы отказываемся от этого топлива, тогда огонь затухает.


Вселенная не была сотворена когда-то в незапамятные времена, она творится каждую долю секунды. Вселенная исчезает, как только процесс творения прекращается. Творение – это нечто субъективное. Я беспрестанно творю свой мир по миллиону раз за каждую долю секунды, посредством своего собственного страстного желания, основанного на неведении, и вы также творите свой мир миллионы раз в течение доли секунды при помощи страстного желания, коренящегося в неведении. Давайте попробуем прекратить творить этот мир. Вам знаком этот «гончар».

Он продолжает вращать свой гончарный круг, и почему вращается это гончарное колесо? Потому что его пальцы вращают это колесо. Но если он уберет пальцы с колеса, то это колесо, наконец-то, перестанет вращаться. Мы, как этот гончар, вращаем колесо бытия с помощью своего страстного желания, которое коренится в неведении. Давайте уберем пальцы с этого колеса. Давайте прекратим вращать это колесо, и как только мы перестанем его вращать, это бытие, это существование для каждого из нас начнет останавливаться. И чем раньше мы оторвем пальцы от этого колеса, тем лучше будет для нас.

Буддизм – это самоисследование. Какая у жизни цель? Целью жизни является достижение счастья посредством развития благородного характера, и только буддизм позволяет нам достичь высшей цели жизни, которая заключается в обретении счастья, благодаря развитию такого характера. Буддизм учит, как достичь внутреннего умиротворения. В то время как буддизм делает первостепенным человека, материализм низводит индивидуума и делает его винтиком в ​​этом колесе. Поэтому давайте сохраним наше достоинство, и не позволим тому, чтобы нас так низводили. Знаете, некий доктор Янг однажды написал мне письмо, в котором он поднял следующий вопрос: «Досточтимый, дайте мне знать, пожалуйста, каким образом буддизм является наивысшим? Скажите мне, почему буддизм – это единственная настоящая Истина!» Итак, я ответил ему следующим образом: «Дорогой доктор Янг, буддизм – самая лучшая религия в мире, потому что она дарует Ниббану, конечное освобождение, прямо здесь и сейчас». Я сказал, что буддизм делает мир прекрасным местом для жизни, потому что его красота – это безграничное дружелюбие.

Давайте работать над распространением буддизма, чтобы мир стал прекрасным местом для жизни благодаря безграничному дружелюбию. Буддизм – единственная религия, в которой есть четыре истины Благородных и Благородный восьмеричный путь. Буддизм – это то, что вам нужно, потому что он учит отсутствию постоянного «Я». Все вещи преходящи, полны страданий и бессущностны. Отрекаясь от того, что обладает качествами непостоянства, страдания и несубстанциональности, человек достигает конечной реальности – Ниббаны, которая является единственной неизменной Истиной.

Буддизм – единственная религия, которая учит тому, что существует причина изменения и возникновения. Все вещи происходят от причины. Все вещи прекращаются вследствие какой-либо причины. И буддизм – это единственная религия, которая по-настоящему пресекает страдания, это единственная религия, даже скорее метод Благородных и конечная Истина, которая объясняется на самом высоком уровне пробужденным Буддой и полностью совершенными арахатами, последовавшими за ним.

Все теории, которые мы имеем в науке, вытесняются более свежими теориями, и как вы все знаете, постоянно создаются новые теории, а старые опровергаются, потому что ученые не являются арахатами. Они всё ещё связаны, ограничены алчностью, отвращением и заблуждением – этими тремя [омрачениями], поэтому они не видят подлинной реальности, они не достигают высшей Истины. Они могут лишь строить предположения и теоретизировать, в то время как в буддизме нет теорий, потому что Будда был ясно зрящим мудрецом. Был тем, кто узрел. Он не спекулировал, не теоретизировал. Каждое слово, которое он произнес, является высшей Истиной, и буддизм никогда за своё 2500 летнее существования не претерпевал сильных изменений. Как можно изменить Истину? Это невозможно. Критерием духовного успеха является осуществление, постижение, а не просто какая-то интеллектуальная гимнастика.

Наш высокочтимый Будда – это единственный ученый, который разгадал загадку Вселенной. Он раскрыл её загадку, постигнув, что эта Вселенная нереальна. И отрёкшись от нереальности, он вышел из спящего состояния, он пробудился. И в то время пока мир продолжает видеть сны, Будда навсегда вышел из этого спящего состояния. Вначале Будда разрушил свою собственную алчность, отвращение и неведение, и он обучал других тому, как им в свою очередь пресечь их алчность, отвращение и неведение.


В чем суть буддизма? В четырех истинах Благородных. Это сердцевина ​​буддизма. В буддизме необходимо практиковать постоянную осознанность. Наука опирается на наблюдение и эксперимент. Буддизм также опирается на наблюдение и эксперимент, но он ведёт к постижению, а наука к нему не приводит. Настоящий буддист наблюдает, экспериментирует и осуществляет.

У буддиста не будет покоя, пока он не достигнет Ниббаны. Настоящий буддист – это субъективный экспериментатор, который постоянно пытается познать себя. Как может человек, чей мир объят пламенем, обрести покой. Вот почему буддизм связан с непрерывной деятельностью. Те, кто говорят, что буддизм – это религия лени, говорят скорее о себе самих, потому что буддизм наоборот учит предельному усердию. Цель достигается благодаря рвению. «Работайте над своим спасением с усердием». Это были последние слова Будды. Нам следует изо всех сил стараться сбежать из тюрьмы существования. В этом суть буддизма, чтобы навсегда покинуть (эту тюрьму) и достичь подлинной реальности. Буддизм – единственная религия, которая показывает научным путем, как выбраться из этой тюрьмы. Высокочтимый Будда учил лишь одному единственному. «Подобно тому, как воды океана обладают одним вкусом – соленым, так и у буддизма один вкус – вкус освобождения».



Автор текста: Дост. У Локанатха
Перевод с англ.: Цветков Павел

Источник: The LIGHT of the DHAMMA. The Inaugural Number: THE
WORLD FELLOWSHIP OF BUDDHISTS SECOND CONFERENCE ISSUE. Vol. I.

2495 B.E. November 1952 C.E. No. 1A. Sermon delivered to students at Rangoon
University by U Lokanatha a Buddhist Monk formerly an Italian Roman Catholic.
….

Previous Ряса из бутылок: монастырь перерабатывает пластик в монашеские одеяния
Next Как мы можем любить наших врагов? - Сантидхаммо Бхиккху

Об авторе

Вам также может понравиться

История школ

Тхеравада — обоснование идентичности и аутентичности

Тхеравада — это прямое продолжение первоначального буддизма с некоторыми новациями, обусловленными историческими и доктринальными обстоятельствами. Мы будем определять этот термин на основе данных, использованных в Палийских комментариях, которые наиболее близки к первоначальному буддизму.

Panna. Высокий уровень

Пустой ум — Буддадаса Бхиккху (книга)

«Форма есть пустота, а пустота есть форма» – это фраза из одного перевода Сутры Сердца Праджняпарамиты, махаянского текста, который посвящён понятию сунньяты, или «пустоты». «Форму» представляет одна из пяти совокупностей (панча-кхандха). Она «пуста» или «пустотна», и остальные четыре совокупности также должны быть «пустыми» или «пустотными».

Лекции

Идеал Бодхисаттвы в Буддизме — Шри Валпола Рахула

Существует широко распространенное мнение, что идеал Тхеравады – это стать Арахантом, тогда как идеал Махаяны – это стать Бодхисаттвой. Это мнение совершенно некорректно. Факт состоит в том, что и Тхеравада, и Махаяна единогласно принимают идеал Бодхисаттвы как наивысший, но с важными оговорками.