О том,  что важно на пороге смерти  —  Аджан Сучарт Абхиджато

О том, что важно на пороге смерти — Аджан Сучарт Абхиджато


Вопрос: Какая последняя мысль возникнет перед самой смертью? Может ли человек сохранять осознанность?


Аджан: Нет, вы неправильно это понимаете. Вы не можете управлять своим последним моментом мысли, не можете просто щелкнуть по нему, как по клавише выключателя. Ваша последняя мысль – это совокупность, итог всех камм, которые вы накопили с момента рождения и до настоящего времени. Последняя мысль будет непроизвольной. Вы не сможете включить её или выключить, а всё потому, что вы не можете контролировать свой ум.

Вы сможете контролировать свой ум при помощи постепенной тренировки, обучая его размышлять определенным образом. Если вы его этому не научите, то он будет автоматически мыслить так, как он привык это обычно делать. Ваш последний момент жизни – это «сложение» вашей благой и неблагой каммы, и управлять умом будет более сильная камма. Если ваша благая камма будет сильнее, то она будет влиять на ум. Если неблагая камма будет сильнее, тогда она будет управлять вашим умом.

Вот почему Будда сказал, что нам следует прекратить накапливать неблагую камму. Старайтесь накапливать благую. Поскольку в конце нашей жизни, если мы перестанем создавать неблагую камму и будем накапливать благую, то у нас останется эта благая камма, которая нас и поведет.


Самое лучшее из благой каммы – это поддержание осознанности. Вот почему я говорю вам о том, чтобы вы прямо сейчас занялись практикой развития осознанности. Не стоит ждать до последнего мгновения, чтобы наконец начать ею заниматься. Вам следует каждый день заниматься практикой осознанности – с момента пробуждения и до отхода ко сну. Продолжайте останавливать свои мысли -[благодаря практике осознанности]-. Если вы сможете так практиковать, то вы сможете остановить свои мысли в свой последний миг. Если вы не можете это сделать прямо сейчас, тогда в последнюю минуту вы не сможете воспрепятствовать своим мыслям.

Большинство людей понимают это неправильным образом. Люди не хотят усердствовать, им не хочется волноваться по этому поводу. Они думают, что они просто подождут своего последнего мгновения. Они думают, что в последний момент смогут просто сказать уму стать умиротворенным и спокойным. Но так не получится.

Вы не можете быть умиротворенными и спокойными, когда болеете. Если вы знаете, что находитесь на пороге смерти и скоро умрёте, то не сможете находиться в покое и умиротворении. Сейчас вам следует научиться пребывать в умиротворении и покое, до того как ваш срок жизни подойдет к концу. В этом случае, если вы будете знать, как это сделать, то находясь при смерти, вы сможете пребывать в умиротворении и покое.



Перевод: Цветков Павел
Источник: Dhamma in English
to laypeople from Singapore, Apr 24, 2018.

Материал взят из группы:
Ajahn Suchart Abhijāto: Dhamma for the Asking.
….

Previous Почему я не являюсь светским буддистом - Кристофер Титмусс
Next Полезное сравнение - Аджан Джаясаро

Об авторе

Вам также может понравиться

Австралия, США и Европа

Буддизм и наука. Сборник очерков (Буддизм и научная революция)

Но понять пустоту эго – это одно; практиковать, осознавать и жить жизнью без эго совсем другое. Эйнштейн визуализировал возможное выделение ядерной энергии, но настоящая бомба появилась примерно сорок лет спустя …

Бханте Дхаммика

Альтруизм — Шравасти Дхаммика

Будда избежал затруднительного положения, связанного с «собой или другими», потому что понял, что мы способны принести пользу другим наилучшим образом только когда мы сможем изменить самих себя.

Медитация

От взглядов – к реальности. Аргументы для изучения — Бхиккху Бодхи

Утверждение Будды о том, что он не должен быть привязан к своим учениям, что даже правильные принципы Дхаммы следует рассматривать как временный плот, позволяющий нам пересечь реку, на первый взгляд может показаться самоубийственным, особенно в случае основателя религиозного движения.