О том,  как можно справляться со стрессом — Айя  (Бхиккхуни)  Кхема

О том, как можно справляться со стрессом — Айя (Бхиккхуни) Кхема


Почему медитация помогает нам заботиться об уме? Во-первых, медитация – это единственный способ успокоения ума. Весь день мы размышляем, проявляем эмоции и реагируем. Всю ночь мы видим сны. Наш ум – это самый красивый и ценный из всех инструментов, который не знает отдыха. Единственный способ дать уму отдохнуть – это сесть и сосредоточиться на предмете медитации.

Во-вторых, медитация является основным способом очищения. Одно мгновение сосредоточения – это одно мгновение очищения. Стресс всегда будет присутствовать, особенно в большом городе, но очищенному уму уже больше не нужно будет на него реагировать. В большом городе все спешат из одного места в другое, даже наблюдение за этим провоцирует стресс. Стресс всегда будет присутствовать, но мы не должны от него страдать.

Изо дня в день мы моем и очищаем своё тело, и это всё, что мы очищаем. Нам также нужно очищать свой ум и давать ему возможность отдохнуть. Когда в медитации мы видим, как возникают наши мысли и эмоции, то со временем мы сможем наблюдать, как они возникают и прекращаются, и тогда у нас не будет необходимости на них реагировать.

Обучение тому, как заменять негативные реакции на позитивные

В повседневной жизни, когда наш ум говорит: «Это ужасно, это вызывает во мне стресс, я должен что-то с этим сделать. Мне надо поменять свою работу». Или: «Мне надо продать машину». Или: «Мне надо переехать в другую страну», то в этот момент нам следует осознавать, что мы просто реагируем. Мы понимаем, что стресс проистекает от реакций нашего собственного ума.

Когда мы сидим и медитируем, то выбираем время, когда вокруг тихо, и мы надеемся, что нас не потревожат. Мы сидим спокойно, но не можем сосредоточиться. Любой, кто пытался это сделать, знает как это. Почему мы не можем удержать свой ум на дыхании? Чем занят ум? При наблюдении за ним, мы увидим, что ум имеет склонность думать, реагировать, проявлять эмоции и фантазировать. Он занят всем чем угодно, кроме того, чтобы сосредоточиться.

Мы начинаем осознавать всё это в медитации, и нам нужно это изменить, иначе мы не сможем медитировать. Поэтому мы снова и снова заменяем всё то, что происходит в уме на внимание к дыханию. Мы учимся заменять наши негативные реакции на позитивные.

Что или кто делает нашу жизнь несчастной?

Независимо от того, что мы видим в качестве нашей самой большой проблемы или трудности, мы понимаем, что наша неприязнь к ней и заставляет нас страдать. Будучи несчастными, мы делаем свою жизнь несчастной, поэтому, почему бы не сделать ровно наоборот, и не сделать свою жизнь счастливой, радостной и гармоничной, будучи счастливыми, радостными и гармоничными?

Мы создаем свою собственную жизнь и всё же мы думаем, что что-то ещё это делает. Всё, что нам нужно сделать, так это изменить свои умственные реакции на противоположные. И единственный способ это сделать – медитировать, иначе наш ум не будет обладать силой для того, чтобы это сделать.

Ум, который может медитировать – это однонаправленный ум. А ум, который является однонаправленным, как сказал Будда, похож на заточенный топор. У него есть острое лезвие, которое может разрубить всё, что угодно.

Если вы хотите удалить стресс и напряжение…

Если мы хотим снять стресс и напряжение и обладать другим качеством жизни, то у нас есть для этого все возможности. Нам нужно упрочить наш ум до такой степени, чтобы он не испытывал страданий от всех тех вещей, которые существуют в мире.

Чего мы хотим? Мы хотим, чтобы всё было так, как нам хочется, но кроме нас есть ещё пять миллиардов других людей, которые думают точно так же, так что это не работает, не так ли?

Со временем мы начинаем практиковать духовный путь и жить духовной жизнью. Духовный путь и духовная жизнь прямо противоположны мирской и материалистической жизни, но только внутренне. Мы можем продолжать носить ту же самую одежду, жить в том же самом месте, иметь ту же самую работу и быть в окружении той же самой семьи.

Мирской и духовный путь: стресс и отсутствие стресса

Разница кроется не во внешних атрибутах. Различие состоит в одном существенном факте. На мирском пути мы хотим обрести и заполучить то, что мы ищем, будь это спокойствие, гармония, любовь, поддержка, положительная оценка, одобрение, деньги, успех или что-то ещё. И у нас будет стресс до тех пор, пока мы хотим чего-то – что угодно.

Разница нахождения на духовном пути заключается в том, что мы отказываемся от желания. Если мы сможем отказаться от желания, то не будет никакого стресса. Если мы увидим и поймем эту разницу, если мы увидим, что без «меня желающего» стресса может не быть, тогда мы сможем продолжить свой путь.

Естественно, мы не можем сразу отказаться от всех наших желаний, это можно сделать поэтапно. Но мы можем отказаться от попытки изменить внешние условия и вместо этого начать менять внутренние. Это не так сложно, но для этого нам нужна медитация.

Что мне не нравится в моей жизни?

Мы можем сделать одну вещь – это на минуту поразмыслить: «Что мне не нравится в моей жизни?» Что бы ни приходило нам на ум, мы это отбрасываем. Мы отбрасываем возникшую в какой-то момент в уме неприязнь к другому человеку или к ситуации. В следующий момент мы снова можем пойматься, и вся эта неприязнь снова вернется, если мы этого захотим, но на мгновение просто отбросив эту неприязнь, вы можете заметить облегчение.

Если мы можем делать это снова и снова, то мы понимаем, что наша жизнь является следствием причин, которые мы сами привели в движение, что всё это пример кармы и её результатов. Мы понимаем, что каждая возникающая перед нами ситуация – это обучающая ситуация на духовном пути.

Иногда ситуации бывают очень неприятными, но чем они более неприятные, тем большему мы можем у них научиться. Нет необходимости в том, чтобы нам нравилось происходящее, нравились бы вещи как они есть, но нам может нравиться то, как они нас чему-то учат. Мы можем испытывать признательность за каждый урок, и тогда мы не будем чувствовать стресс. Мы ощутим бодрость, оживление, жизнерадостность и особую устойчивость, и всё станет намного проще. Медитация – это и есть средство для достижения этой цели.

________

Примечание переводчика

Айя Кхема (1923, Берлин — 1997, Ой-Миттельберг) — немецкая буддийская монахиня и наставница. Внесла весомый вклад в возможность приобщения женщин к буддизму, основав несколько специализированных заведений в разных странах мира.

Перевод: Цветков Павел
Источник: Buddhism Through American Women’s Eyes
(a collection of essays by various authors)
edited by Karma Lekshe Tsomo. Reprinted with permission of the

publisher, Snow Lion Publications. ©1995, 2010 Karma Lekshe Tsomo.
….

Previous Основные практики. Часть I. Беседы о Дхамме - Вебу Саядо
Next Вызовы, рождённые болью - Бхиккху Аналайо

Об авторе

Вам также может понравиться

Остальные учителя

Развитие пяти умственных способностей — Саядо У Джанакабхивамса

У практикующего есть пять способностей, а именно: саддха, вирья, сати, самадхи и пання (saddhā, viriya, sati, samādhi, paññā). Эти пять также известны как панча индрия (Pañca Indriya) или «Пять умственных способностей» (pañca – пять, indriya – способность), так же как и панча бала (Pañca Bala) – «Пять умственных сил».

Россия, Украина и Беларусь

Чем Арахант (Савака-будда) отличается от будды (Самма-сам-будды) ?

Нас часто спрашивают — чем же в действительности, по большому счету, — отличается Будда (Самма-Сам-Будда) — от Араханта (от Савака-Будды) ? Посмотрите сами, как это интересно. Рассмотрим их различия на простом и понятном для всех примере.

История школ

Буддийские писания. Какими они бывают? — Махаси Саядо

Под Каноном подразумевается Трипитака буддистов как Тхеравады, так и Махаяны. Поэтому дозволительно говорить о нескольких Канонах, таких как Канон Стхавиравады, Канон Сарвастивады и Канон Махаяны.