О жизни домохозяев — Шравасти Дхаммика
Жизнь домохозяина (gharāvāsa) – это такая жизнь, которая имеет отношение к жизни в доме с супругой, детьми и подразумевает выполнение определенной работы для поддержания своего существования. Везде в суттах Типитаки проводится четкая граница между жизнью домохозяина и жизнью монахов и монахинь. Первое описывается как нечто «пыльное и ограничивающее» (rajāpatha), в то время как о втором говорится, как о чём-то «свободном как лёгкий порыв ветра» (abbhokāsa, D.I, 63). Тем не менее, это возможно слишком простое обобщение. Во времена Будды у монахов и монахинь было много свободы, но их жизнь также была трудна и небезопасна. У большинства из них не было никаких постоянных мест для проживания и им приходилось сносить «холод и жару, голод и жажду, укусы москитов и других насекомых, ветер, солнце и наводящих ужас пресмыкающихся» (M.I, 10). В Винае зафиксировано множество случаев, которые показывают, что даже монастыри не были избавлены от проблем межличностных взаимоотношений, ревности, а иногда и довольно серьезных разногласий (M.I, 321).
У домохозяина в противоположность этому мог быть «дом с двухскатной крышей, хорошо оштукатуренный внутри и снаружи с надежными дверями и окнами. Внутри дома располагалось ложе, которое было покрыто шерстяной накидкой, белой простыней и одеялом с вышивкой, на котором лежала дорогостоящая оленья шкура. Над кроватью был полог, а в изголовье находилась пара подушек темно-красного цвета. Рядом с кроватью горел светильник, и в доме было две очаровательных жены, готовые услужить мужу» (A.I, 137).
Несмотря на такой домашний уют, в жизни мирян также были свои недостатки. Древнеиндийское социальное устройство подразумевало, что в доме мужчина был всегда зависим от своих родителей, а в обществе он был зависим от удушающих требований кастовой системы. Для женщин ситуация была ещё хуже. Они были абсолютно подчинены своей свекрови и мужу, а так как контроля над рождаемостью не было, или он был довольно слабым, то они были вынуждены многократно переносить беременность и роды. Большая семья обеспечивала хороший эмоциональный комфорт и поддержку, но она также могла создавать определенные проблемы в сфере личной жизни человека. Несмотря на эти и другие трудности Будда советовал своим ученикам мирянам заниматься медитацией: «Когда вы занимаетесь своими делами, когда вы живёте в своём доме, переполненном детьми» (A.V, 333), и некоторые миряне достигали Пробуждения, в то время как тысячи других достигали различных стадий, ведущих к Пробуждению (M.I, 491-92).
Итак, жизнь домохозяев в V столетии до н. э. была, вероятно, гораздо менее способствующей духовным поискам, чем монашеская жизнь. Но общественная и семейная жизнь вне всякого сравнения с тех пор изменились. Сегодня, по крайней мере, на Западе жизнь домохозяев (как состоящих в браке, так и нет) предлагает, вероятно, больше свободы, больше возможностей в сфере личной жизни, больше свободного времени и больше возможностей изучать и практиковать, чем когда-либо прежде в истории. Уже не работает бытующее представление о том, что домохозяин не может полностью практиковать Дхамму.
Если со времён Будды изменилась жизнь домохозяев, то монашеская жизнь изменилась ещё больше. Сегодня, большая часть времени обычного монаха вращается вокруг определённых ритуальных обязанностей, церемоний благословения, подготовки и проведения проповедей, проведения похорон, неофициальных наставлений, подготовки перед сдачей монашеских экзаменов, участия в различных фестивалях и т.д. Среднестатистический настоятель проводит большую часть своего времени в попытках найти деньги для поддержания и проведения ремонтных работ в своём монастыре и для оплаты счетов в следующем месяце.
Для некоторых людей самое большое препятствие к духовному росту не в том, что они неспособны стать монахом или монахиней, но в их убеждении, что они не смогут вырасти духовно, если они не станут монахом или монахиней. Такое отношение даже препятствует их попыткам практиковать Дхамму более полно. В действительности жизнь домохозяина так же богата духовными возможностями, как и монашеская жизнь. Кто-то может спросить: «А что в отношении сексуальной жизни? Как насчёт трудностей в воспитании детей?» Сексуальное желание – это помеха для духовной жизни, но это желание не обязательно исчезает, когда облачаются в желтые монашеские одежды. Несмотря на безбрачие и приверженность медитации, некоторые монахи всю свою жизнь борются с сексуальным желанием. Более того сексуальные отношения имеют большое значение для большинства домохозяев на ранней стадии их брака, но для некоторых с течением времени они становятся всё менее важными. Ну и, конечно, некоторые, не состоящие в браке люди и даже те, кто женат, придерживаются целибата, не принимая при этом никаких обетов.
Воспитание детей действительно требует напряжения многих сил и отнимает уйму времени. Но одинаково верно и то, что жизнь с детьми, как и жизнь с партнером, предоставляет возможность развивать некоторые из самых важных духовных качеств. Роль родителя и партнера часто требует того, чтобы один из них пренебрегал или откладывал свои желания ради другого, и это может помогать в совершенствовании принятия и отречения. Здесь требуется терпение, щедрость, прощение и самопожертвование. Дети и партнеры также могут способствовать развитию любви, товарищеских отношений, нежности и эмоциональной поддержки, тех качеств, которые очень важны для психологического благополучия и иногда отсутствуют в монастырях.
В конечном счете, если есть необходимость в проведении различия между людьми, то оно не должно опираться на цвет одежды, а скорее на качество ума. Будда сказал: «Пусть он даже украшен, но если он живет в мире, спокойный, смиренный, воздержанный, ведущий праведную жизнь, отвергающий применение наказания ко всем существам, – он брахман, он отшельник, он бхиккху». (Dhp.142)*.
Рохитасса однажды сказал Будде, что он пытался посредством телесного передвижения добраться до «самого края мира», то есть до Ниббаны, но у него это не получилось. На что Будда сказал ему, что причина этого состояла в том, что до «предела мира» невозможно дойти посредством тела, но его можно достичь, лишь обратив свой взор вовнутрь (S.I, 62). Вы можете направить свой умственный взор вовнутрь, в независимости от того, живете ли вы в доме или монастыре, носите ли вы синие джинсы или желтые одежды.
________
* прим. пер.: Перевод строф Дхаммапады
приводится по переводу с пали В.Н. Топорова.
Автор: Бханте Шравасти Дхаммика
Традиция Тхеравада. Буддаяна
Перевод: Цветков Павел
Источник: http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=179
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Постижение буддийского пути. Беседы с Пемасири Тхера
Самокритичность – это не тот метод, который помогает продвигаться по Пути. Если вы гневаетесь на себя, отбросьте эту привычку. Чрезвычайно важно видеть свои килесы и знать о них, но нет никакой необходимости «подавлять», оскорблять свой ум, быть настроенным против него. Нам нужно иметь сострадание к себе, – не жалость, а истинное сострадание. Это очень тяжело.
Он не передавал выпечку — Аджан Сумедхо
В ежедневной медитации мы используем для мудрой рефлексии трудные ситуации, в которых присутствует раздражение, неудовлетворительность, помрачение, разочарование, всё, что в жизни является негативным и неприятным. Это возможность для того, чтобы сосредоточиться, развиться.
Буддийские писания. Какими они бывают? — Махаси Саядо
Под Каноном подразумевается Трипитака буддистов как Тхеравады, так и Махаяны. Поэтому дозволительно говорить о нескольких Канонах, таких как Канон Стхавиравады, Канон Сарвастивады и Канон Махаяны.