Об омрачениях, связанных с медитацией — Гампаха Пемасири Махатхера
Если человек, который следует по буддийскому пути, обладает благими и добродетельными качествами, то для него достичь знания пути (magga ñana) не так сложно. Таким же образом, и практика предварительной медитации (1), которая сама по себе трудна, для него довольно легка. Её трудность заключается в том, что это такое путешествие, в котором нельзя допустить, чтобы кто-то смог ввести вас в заблуждение. Если этого не происходит, то всё становится легким.
Медитирующий просто делает то, что должно быть сделано. С увеличением своего прогресса он становится всё более скромным. Однако у сегодняшних практикующих мы видим почти полное отсутствие скромности. Напротив, они словно становятся всё более грубыми, считая при этом себя успешными практиками. Они не улыбаются и отказываются взаимодействовать с другими из-за своей жесткости.
Будда же был необыкновенно мягким и кротким человеком. В «Карания метта сутте» человек на буддийском пути описывается именно как мягкий и кроткий (mudu anatimānī). Нам следует взращивать эти качества внутри себя, хотя многие и не обладают ими. Причина, по которой многие медитирующие не являются мягкими и кроткими, заключается в том, что они неверно поняли Дхамму и практику предварительной медитации.
Вместо того, чтобы во время последней уменьшить свои загрязнения (kilesa), они привязываются к объектам этих загрязнений. Окружающие даже могут думать, что они были лучше до того, как начали медитировать, – во всяком случае, не такими грубыми и жесткими. Тот же, кто выполнил практику предварительной медитации правильно – это приятный человек, с которым все хотят общаться и иметь дело. А тот, кто стал грубым и взрывным, заслуживает строгого выговора, впрочем, далеко не все готовы его принять.
В целом, следует замечать свои собственные изъяны, нежели выискивать их в других. Как правило, люди отлично видят чужие недостатки и не видят своих. Это происходит из-за отсутствия памятования (sati). Большинство не имеет его, и даже если имеет, то в очень слабом виде, всего несколько секунд в день. Когда есть памятование, то есть и чёткое осознание изъянов собственных мыслей, слов и поступков. Из-за отсутствия прозрения в свои недостатки человек вступает в конфликты с другими. Будда наставлял нас смотреть на себя, а не на других.
В былые времена я тоже любил находить минусы в других, и у меня заняло немало времени оставить эту привычку. Если памятование хорошо установлено, то есть возможность завершить своё путешествие на пути. Это происходит безо всякого промедления. А когда памятование не присутствует, то мы заблуждаемся, считая, что идем верной дорогой. При этом какое-то количество памятования может иметься, если медитирующий продолжает наблюдать объекты.
Отсутствие памятования – это не единственная причина отсутствия прогресса на пути. Упакилесы (upakkilesa) – вот что действительно останавливает нас. Это то состояние, когда некто вообразил себя очень духовным, очень продвинутым и знающим все безупречно. Он уверен, что преисполнен мудрости (paññā), и что его усердие превосходит усердие всех остальных. Всё это поистине блокирует всякое продвижение на пути.
________ Примечания
1. Пемасири Тхера обычно говорит, что слово «медитация» как правило понимается неверно, и то, что называют медитацией, на самом деле в большинстве случаев – это лишь подготовка к ней. Палийское слово bhavana означает «построение, взращивание». Предварительная практика медитации включает в себя соблюдение предписаний нравственности, сдержанность (в отношении шести органов чувств), ведение чистой жизни, лишенной обмана и манипуляций, честность с собой и другими, практику управления вниманием и т.д.
Автор текста: Дост. Гампаха Пемасири Махатхера
Перевод: Evgenia Evmenenko
Источник: Meditative Defilements — Upakkilesa Dharama. GAMPAHA PEMASIRI MAHĀTHERA.
The book on Upakkilesas was dictated by Pemasiri Thera, and edited by Dr. Piyanjali.
Print & Print Graphics (Pvt) Ltd. No. 06, Sri Bodhiraja Mawatha, Maligawatta, Colombo 10. 2015.
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Во что верит хороший Буддист. Буддийский Символ веры
Когда вера человека в основные драгоценности (Ratana) или истины жизни опирается на рассудочное мышление, то он или она могут рано или поздно стать подлинными буддистами. Поэтому здесь упомянуты важные и основные положения, в которые следует верить буддисту. Здесь отобраны только те положения, которые необходимо знать для того, чтобы стать подлинным буддистом.
Вопрос о смысле жизни — Юттадхаммо Бхиккху
Прежде всего, надо заметить, что буддизм не признает наличие какого-то великого плана или грандиозной миссии существования, здесь не идет речь о таких вещах. Никакого вселенского замысла не существует. Конечно, боги или ангелы могут иметь место, как и богатые люди в нашем мире, но все их планы субъективны.
Две ветви буддизма — дост. Ситагу Саядо
Буддизм Тхеравады сохраняет и несёт более чем 2500 тыс. лет самые ранние учения Будды и своды дисциплины. Мы практикуем в соответствие с 2500-летней традицией, не внося изменений или дополнений. Мы поддерживаем их подлинность.