Обращение в религию —  Шравасти Дхаммика

Обращение в религию — Шравасти Дхаммика


Термин «обращение в религию» (инициация) связан с принятием нового религиозного самосознания или со сменой религиозной самоидентификации с одной на другую. В буддизме нет специального слова для такого понятия как «обращение» или «переход». Однако в Мадджхима Никае человек, новообращённый в буддизм, описал себя самого как «совершивший переход в ученичество» (sàvakattaü upagato) Будды (M.I, 380), то есть прошедший инициацию.

С самого начала Будда видел учение Дхаммы как альтернативу всем существующим религиозным верованиям. Своим первым ученикам он дал указания обучать других Дхамме везде и повсюду (Vin.I, 120).

Энтузиазм первых буддистов к такой деятельности хорошо проиллюстрирован признанием Алаваки: «Я пойду от деревни к деревне, от города к городу, восхваляя Будду и Дхамму, так превосходно разъяснённую им» (Sn.192).

Со времён самого Будды и вплоть до сегодняшнего дня люди одновременно выражают свои намерения стать буддистами и отмечают своё вступление в буддийскую общину принятием Прибежища в Трёх драгоценностях (Tisarana): 

«Я принимаю Прибежище в Будде. 
Я принимаю Прибежище в Дхамме. 
Я принимаю Прибежище в Сангхе». 


Это утверждение повторяется во второй, а затем в третий раз в качестве подтверждения искреннего стремления и приверженности. Но каковы те причины, или какими должны быть основания, которые приводят кого-либо к обращению в буддизм? 

В священных писаниях практически все те, кто были упомянуты как обращённые в буддизм самим Буддой, приняли буддизм после того, как услышали то, что он сказал. В некоторых случаях Будда мог начать с того, что спрашивал желающего о его или её верованиях/взглядах и затем наставлял в Дхамме. В других случаях человек мог обратиться к Будде с просьбой, объяснить то, чему он учил, задавал несколько уточняющих вопросов, принимал то, что отвечал Будда, а затем выражал желание стать одним из его учеников.

Во всех этих ситуациях главной причиной обращения в буддизм, по-видимому, было сочетание интеллектуального удовлетворения при встрече с Дхаммой и восхищения личностью Будды и его поведением. Правитель Пасенади специально перечислил свои причины принятия буддизма: образцовое поведение Будды, его монахов и монахинь, их дисциплинированный образ жизни, высокие нравственные качества, непорочность, нравственная честность, и тот факт, что именно жизнь в соответствии с Дхаммой, судя по всему, делала их счастливыми (M.II, 120-4). 

В Палийском Каноне нет примеров того, как кто-либо принял буддизм в результате того, что стал свидетелем чуда. Более того, Будда определённо не одобрял переходы в другую религию, поводом для которых было наблюдение чудес. Кто-то однажды попросил Будду сотворить чудо или продемонстрировать свои сверхъестественные способности, чтобы таким образом больше людей уверовали в него (D.I, 211). Будда ответил отказом на эту просьбу, сказав, что разумные люди вполне могут задаться вопросом, не являются ли подобные «чудеса» на самом деле трюком или колдовством.

Кроме того, нет примеров тех, кто перешли в буддизм по причинам, которые характерны для основных теистических религий: из-за страха перед концом света, из-за обеспокоенности перспективой отправления в ад, или из-за чувства вины и угрызений совести. 
Также не встречаются примеры обращения людей в буддизм ни вследствие катарсиса, завершающего длительный период внутреннего сопротивления и борьбы, ни в результате эмоционального потрясения. 

В некоторых случаях, упомянутых в Типитаке, люди принимали буддизм после непродолжительного ознакомления с ним или усвоения связанных с ним базовых знаний. Хотя Будда принимал их как учеников, очевидно, что он считал, что лучше иметь хорошие познания о Дхамме и внимательно, тщательно изучить её, прежде чем принять решение об обращении в буддизм. 

Отношение Будды к этому вопросу иллюстрирует переход Упали Гахапати, сельского главы Наланды, из джайнизма в буддизм. После продолжительной дискуссии, в которой Будда обратил внимание Упали на некоторые недостатки джайнизма, Упали попросил его о принятии в ученики. В ответ на эту просьбу Будда сказал: «Упали, проведи тщательное исследование. Подобный подход приличествует таким известным людям как ты – в первую очередь необходимо заняться углублённым исследованием.» (M.I, 379). Упали настаивал на том, что он знает, что делает, и повторил свою просьбу. Тогда Будда обратился к Упали:

«Долгое время твоя семья давала милостыню джайнам. Продолжайте подавать им милостыню, когда они придут». Упали был впечатлён великодушием Будды. «Я слышал, что вы учили о том, что подаяния должны подаваться только вам или вашим ученикам, что только те пожертвования, которые совершаются в отношении вас или ваших учеников, приносят выдающиеся заслуги, а не те, которые совершаются по отношению к кому-либо иному. Но вы рекомендуете мне продолжать подавать милостыню джайнам». Упали пообещал, что будет продолжать поддерживать носителей своей прежней веры, вновь попросил стать учеником и в конце концов был принят Буддой в последователи».

Просьба Будды к Упали в отношении джайнов частично отвечает на вопрос о том, каким должно быть отношение новообращенного буддиста к своей прежней вере. Обращение в основные теистические религии обычно требует полного разрыва со своей прежней верой и даже решительного отречения от неё. Будда был достаточно открыт для того, чтобы признать, что другие религии вполне могут иметь в себе какие-то отдельные элементы истины и учить здравым нравственным ценностям. При этом он не критиковал полностью другие религии и не требовал от своих последователей полной религиозной исключительности.

Отрицательный момент заключается в том, что такое бесконфликтное, а не монопольное отношение к другим верованиям, — означало, что буддисты иногда позволяли суевериям и даже ложным представлениям проникать в свою религию. Что же касается положительных моментов, то это также означает, что нетерпимость, острые разногласия между различными религиозными общинами, неподобающее стремление к «победе», а также недоброжелательность и ревность, сопровождающие такие вещи, как правило, не были характерными чертами буддийских сообществ.

________

Аббревиатуры:

M. – Мадджхима Никая, Majjhima Nikāya, ed. V. Trenchner, R. Chalmers, PTS London 1887-1902 
Vin. – Виная-питака, Vinaya Piṭaka, ed. H. Oldenberg, PTS London 1879-83 
Sn. – Сутта-нипата, Sutta Nipāta, ed. D. Andersen, H. Smith, PTS London 1913 
D. – Дигха Никая, Dīgha Nikāya, ed. T. W. Rhys Davids, J. E. Carpenter, PTS London 1890-1911


Автор: Бханте Шравасти Дхаммика 
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Перевод: Another Story
Редакция перевода: Цветков Павел
Источник: «Guide To Buddhism A To Z», Bhante Shravasti Dhammika
Ссылка: http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=84
….

Previous Критика - Шравасти Дхаммика
Next О жизни домохозяев - Шравасти Дхаммика

Об авторе

Вам также может понравиться

Лекции

Жизнь – это не только страдание — Тханиссаро Бхиккху

Итак, первая благородная истина, проще говоря, в том, что привязанность – это страдание. Это из-за привязанности физическая боль становится психической болью. Это из-за привязанности старение, болезнь и смерть психически мучительны.

Дхамма Будды

Примирение, правильное и неправильное — Тханиссаро Бхиккху

Поощряя нарушителя воспринимать примирение как победу, а не как поражение, Будда хвалит честное признание вины как почётное, а не позорное дело, как конкретное средство достижения прогресса в духовной практике.

Дхамма Будды

Ум (сознание) — Бханте Шравасти Дхаммика

Значительная часть Учения Будды, каким оно записано в Типитаке, посвящено описанию природы ума, исследованию его различных свойств и способностей, и в нём подробно изложено то, каким образом ум может быть изменен и освобождён.