Опасность естественна — Тханиссаро Бхиккху

Опасность естественна — Тханиссаро Бхиккху


В монастырях стран Тхеравады часто произносят одно краткое памятование*, вот его фрагмент: «Я подвержен старению…, подвержен болезни…, подвержен смерти». Так выглядит его стандартный английский перевод, но перевод с пали на тайский язык более точный: «Старение естественно для меня…, болезнь естественна…, смерть естественна для меня». В расширенной версии этого памятования говорится, что все эти вещи естественны для каждого. Родиться в мире означает родиться в таком месте, где эти опасности естественны. Они подстерегают нас прямо в этом самом теле, на которое при рождении мы предъявляем свои права, и мир наполнен такими “тёмными тропами”, которые открывают нам все эти опасности.

Как утверждается в памятовании, данные темы полезны для ежедневного размышления, чтобы поддерживать в нас осознавание того факта, что все эти опасности ожидаемы и их невозможно отринуть. Подобным образом мы можем себя к ним подготовить. В противном случае мы склонны о них забывать, а наша иллюзия безопасности, когда угрозы бросают вызов, часто приводят к нереалистичному желанию абсолютной безопасности, из-за чего мы дополнительно создаём себе и другим новые угрозы.

В учении Будды часто упускают из вида такое качество, как – усердие или старательность*, которое он определял как основу для всех наших благих и умелых качеств. Не природную доброту или сострадание, а именно старательность. Это умение распознать, что существуют внешние и внутренние опасности, что наши поступки в свете этих опасностей могут или не могут приводить к страданию, и что следует поторопиться в совершении правильных поступков прямо сейчас. Это та самая старательность, которая делает нас щедрыми, мудрыми и добрыми. Мы добры не просто по природе, потому что наши умы настолько быстро меняются, что в них нет ничего врождённого – ни хорошего, ни плохого, за исключением их способности познавать. Если мы старательны, то мы добры не только, когда другие добры к нам или когда мы с ними чувствуем себя в безопасности. Мы добры, потому что мы видим, что доброта – это самый безопасный способ действий, даже если сталкиваемся с её отсутствием у других людей.

________
* Прим. пер.: Здесь имеется в виду палийское слово аппамада (appamāda), которое можно перевести как усердие, рвение, неослабность, серьезность, вдумчивость или старательность. На англ. часто переводится как heedfulness.


По этой причине Будда советовал своим монахам, когда они были к этому готовы, отправиться в лесные дебри и встретиться там с определёнными опасностями, чтобы преодолеть своё самомнение и научиться умелому взаимодействию с угрозами, как физическими, там и умственными. Так они могли учиться раскрывать свои лучшие качества, особенно сталкиваясь с ужасающими вызовами диких джунглей. Одни из самых волнующих пассажей в Палийском каноне – это то, как монахи в джунглях смело встречали голод, болезни, свирепых животных, заявляя при этом, что, что лучший способ держать свой ум в безопасности состоит в принятии прибежища и практике Дхаммы.

Будда не посылал монахов сразу же в непроходимые леса. Он был похож на мудрого родителя, который обеспечивает укрытие своим детям, постепенно знакомя их с опасностями мира по мере взросления. Он обучал бхиккху навыкам, с помощью которых они могли самостоятельно преодолевать эти опасности.

Вот почему многие его учения касаются вопросов безопасности и опасности: распознавание подлинной опасности, подлинной безопасности и знание того, как наилучшим образом найти подлинную безопасность как внутри обусловленности, так и за её пределами. Будда не ограничивал эти учения только кругом монахов и монахинь. Он обучал им всех своим учеников, как мирян, так и монахов, потому что дикие джунгли – это не единственное место, где полно угроз. Не только монахи подвергают себя и окружающих риску, придерживаясь неблагоразумных и нереалистичных представлений. Самодовольство и неведение, которое этому способствует, являются проблемами для нас всех.

Полезно поразмышлять над определёнными учениями Будды о безопасности, чтобы понять его точку зрения на те угрозы, с которыми всем нам суждено встретиться. Поскольку трудно вспомнить сложные учения, когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с угрозой, я специально собрал по пунктам основные предписания по “правилам техники безопасности” от Будды. Так их будет легко вспомнить, когда вы будете больше всего в них нуждаться. Первый пункт тесно связан с последующими пунктами:


1. Полная безопасность возможна, но лишь в Ниббане.

Пока вы ещё не в Ниббане, вам следует принять тот факт, что будет необходимо снова и снова жертвовать чем-то, во имя спасения чего-то значительно более ценного. Жизнь в сансаре полна компромиссов, и мудрость состоит в обучении тому, как совершить мудрую сделку. Если вы забываете об этом факте, то вы находитесь в коконе самомнения, который вы принимаете за сферу, свободную от каммы, где вы можете получить свой “кусок пирога”, а также и своё “пробуждение”. Такие люди, находящиеся в таких коконах, постоянно мечутся, подвергая опасности себя и других, когда этот кокон лопается.

Следующий пункт касается основных средств обретения полной безопасности Ниббаны, а также относительной безопасности в мире. Этот пункт формирует основание для всех последующих.

2. Ваши поступки – это то, чем вы владеете дольше всего.

Ваше тело является вашим только до смерти. Ваши любимые тоже являются вашими, в лучшем случае, лишь до смерти. Результаты ваших поступков, тем не менее, могут сохраняться и после смерти, так что удостоверьтесь, что вы не жертвуете добродетелью своих мыслей, слов и поступков ради того, чтобы спасти то, что ускользнёт сквозь пальцы, подобно ручейку воды. В частности это означает, что, если вы действительно хотите найти надёжное укрытие, то остерегайтесь таких поступков, как убийство, кража и ложь. Помимо этого, не следует ввергать себя в опасность, принимая одурманивающие вещества и вступая в недостойные сексуальные связи. Это пять правильного поведения, поведанные Буддой, действительно работают, обеспечивая безопасность людей, которые их соблюдают.

Если вы хотите по-настоящему защитить своих любимых и других людей вокруг вас, помните, что тот же самый принцип относится и к ним: то чем они владеют на самом деле – это их поступки. Таким образом, лучший способ защитить их состоит в том, чтобы научить соблюдать те же самые пять правил поведения. Если они готовы вас послушать, то вы можете объяснить им эти правила поведения. Если они не готовы, то станьте примером для них сами, это единственный способ побудить других

3. Чтобы обрести какую-либо безопасность в мире, вам для начала следует предоставить её всему миру.

Если вы настроены соблюдать правила поведения во всех ситуациях, то вы даруете безопасность каждому: все существа Вселенной будут защищены от любого вреда, который вы могли бы им причинить. Взамен вы получаете вселенскую безопасность, которая проистекает от ваших поступков. Однако если вы следуете правилам поведения только в определенных случаях, а в других оправдываете убийство или ложь, то это похоже на возведение стены вокруг владения с огромной брешью на заднем дворе. Каждый, с тем или иным мотивом, сможет легко войти через эту брешь.

Статуи Будды и настенная живопись пещер


4. Вы можете защитить себя от плодов ваших прошлых неблагих поступков через тренировку ума.

Тот факт, что мы рождаемся в человеческом мире, означает, что у всех нас есть некая плохая камма. Таким образом, недостаточно просто избегать неблагой каммы в настоящем, чтобы защититься от страданий. К счастью, хотя мы и не можем исправить свои былые деяния, мы способны посредством тренировки ума ослабить эффект любых прошлых дурных проступков.

Существуют определённые виды медитации, которые особенно полезны для этой цели, в частности, развитие безграничной доброжелательности, сострадания, сорадования и беспристрастия, а также развитие мудрости в отношении того, как прекратить причинять себе ненужное страдание в настоящем; обучение такому умению, при котором уму не позволяется попадать под воздействие удовольствия или боли. Когда ум натренирован подобным образом, то он становится похожим на широкую реку с чистой водой. Вы можете кинуть кусок соли в эту реку и спокойно пить из неё воду, потому она сама по себе глубокая и вода в ней чиста. В противном случае ваш ум будет подобен маленькой чашке – тот же самый небольшой кусок соли, брошенный в неё, сделает воду непригодной для питья.

5. Основная опасность, исходящая от других людей в большей степени заключается не в том, что они могут вам сделать, а в том, что они могут заставить вас что-то сделать.

Их камма – это их камма, а ваша камма – ваша. Даже когда с вами плохо обращаются другие, их камма не становится вашей, если вы сами не начинаете в ответ с ними дурно обращаться. В то же самое время самые опасные люди это не обязательно те, кто плохо с вами обращается. Иногда те, которых вы считаете своими друзьями, могут попытаться заставить вас нарушить нравственные правила или разжечь в вашем уме страсть, отвращение или заблуждение. Поступая подобным образом, они могут заставить вас сделать то, что будет для вас самих представлять настоящую угрозу.

С одной стороны это означает, что вам нужно обучаться не впадать в рассуждения и не прельщаться наградами, которые люди будут вам предлагать для того, чтобы вы под каким-то благовидным предлогом пошли на убийство, ложь или воровство. Вам нужно различать ту речь, которая по-настоящему является вредной от той, которая только на первый взгляд выглядит дурной. У такой речи главная цель – это обидеть или вызвать возмущение, и она может быть вредной лишь внешне. Слова же, которые проникают в ум и заставляют развивать неумелые отношения или делать неумелые вещи – это именно те слова, которые могут причинить глубокий, длительный вред.

6. Вы можете защитить себя от вредоносных слов через тренировку ума.

Лучшая защита от неумелой речи это её обезличивание, и в этом отношении особенно эффективны два метода. Один из них – это помнить о том, что человеческая речь во всем мире всегда была и будет доброй или неприязненной, правдивой или ложной, полезной или вредной. Нет ничего необычного в том, что люди могут говорить вам что-то плохое, лгать или оскорблять вас, это нормально: нет причины чувствовать, что вас специально выбрали для дурного обращения. Вы можете спокойно к этому относиться, как к чему-то должному.

Второй метод состоит в том, чтобы сказать себе, когда кто-то произносит какие-то обидные слова: «Неприятный звук входит в контакт с ухом». Оставьте это как есть. Не пускайтесь во внутренний диалог в отношении контакта, который может уязвить вас до глубины души. У вас есть уши, поэтому непременно вы будете слышать как приятные, так и неприятные звуки. Но также вы можете развить мудрость в своём отношении к звукам. Если в процессе контакта вы сможете позволить словам остановиться, то они не будут представлять для вашего сердца какую-либо опасность.

Очевидно, что эти принципы опираются на рабочую гипотезу каммы и перерождения, то есть гипотезу, которая, как нам говорят, в наши постмодернистские времена не жизнеспособна. Никто, тем не менее, не должен быть узником времени. В конце концов, всё, что нам сейчас предлагают — это уподобиться стае рыб, которые борются друг с другом за последний глоток воды в высохшем водоёме перед неизбежной смертью.

Будду сделало особенным то, что он искал безопасность, которая выходила за пределы смерти, и, найдя её, он показал другим путь к ней. На нём он предложил возможность иметь безопасность, связанную с хорошей репутацией, что не могут обеспечить современные представления и взгляды.

Говорят, что Дхамма вне времени. В мире, где смерть так естественна, настоящий момент – это и есть то самое благоприятное время для того, чтобы исследовать и проверить это утверждение на собственном опыте.


* Прим. пер.: текст называется: «Abhinham Paccavekkhitabba Dhamma» – пять тем для постоянного памятования. Целиком его можно прочесть в этом сборнике:
http://www.buddhanet.net/pdf_file/vandana.pdf

Перевод: Цветкова Павла
Редакция: Евгении Евмененко
Источник: Noble & True Essays on the
Buddhist Path Ṭhānissaro Bhikkhu (Geoffrey DeGraff). 2016.

….

Previous Добросовестное сострадание. Об изменении климата и социальной справедливости - Бхиккху Бодхи
Next Три типа объектов - Пхра Прамоте Памоджо

Об авторе

Вам также может понравиться

Лекции

Сатипаттхана это не начало. Основной метод медитации — Бханте Пуннаджи

Игра начинается далеко от дыры. Отверстие даже не видно в начальной точке. Поэтому флагшток хранится в лунке, чтобы игрок знал, где лунка. Только в самом конце игры игрок видит отверстие и ударяет по мячу, чтобы одним махом попасть прямо в крошечное отверстие.

Шри Ланка и Малайзия

Метта. Практика любящей доброты — Ачарья Буддараккхита

Существуют различные способы практики метта-бхаваны, медитации всеобщей любви и любящей доброты. Эти инструкции, основанные на канонических и комментаторских источниках, предназначены для того, чтобы объяснить практику метта-медитации ясным, простым и прямым способом.

Panna. Высокий уровень

Аджан Сумедхо — Четыре Благородные Истины (аудио-книга)

Аудио-книга Аджана Сумедхо — удивительно одухотворенного и светлого человека. Он увлекает слушателей своим удивительным чувством юмора, часто приводя в качестве примеров занимательные истории из своего обширного монашеского опыта. Текст читает Пётр Маркин.