Опасности в практике медитации.  Ложная Ниббана и самопрельщение

Опасности в практике медитации. Ложная Ниббана и самопрельщение


Хотя есть большое количество направлений, пойдя которыми практикующий может сбиться с пути, те немногие, что будут перечислены ниже, заслуживают особого внимания по причине наибольшей распространённости. В первую очередь нужно упомянуть такое препятствие как отсутствие должной мотивации. Когда даётся объяснение Благородного Восьмеричного пути, в разделе «мудрость» сразу после  «Правильного Понимания» следует «Правильная мотивация», что подчёркивает необходимость иметь правильные предпосылки для практики. Они должны исходить от корней отрешения, доброжелательности и ненасилия. Если человек подходит к занятию буддийской медитацией как без правильного понимания страдания (dukkha) и его прекращения, так и без должной мотивации, то его практика обречена на уход в сторону. 

Например, были случаи, когда люди приступали к медитации с целью приобрести мистические силы, чтобы подчинять или гипнотизировать последователей. Некоторые рассматривают её как способ быстро приобрести учеников и разбогатеть. Другим недостойным мотивом может быть желание славы.  Все эти перечисленные устремления, когда их пытаются реализовать через занятия медитацией, могут привести ничего не подозревающего последователя к заболеваниям и даже к психическим расстройствам. В буддийской медитации, где наивысшее значение придаётся личному опыту человека, нет ничего хуже, чем когда незрелый практикующий занимает место учителя. 

Это очевидно ведёт к ещё большей опасности — гордости (mana, мана), которая может принимать различные формы. Одна из них — это гордость человека, увидевшего какие-то определённые виды света в медитации, и считающего их знаком, предваряющим джханы. Во-вторых, гордость может возникнуть у человека, который вошёл в джхану лишь на долю секунды, и с того момента возомнил себя «благородной личностью».  Это может стать мощным фактором для убеждения самого себя и других. Даже заурядные практикующие медитацию должны опасаться распространённых взглядов типа «я лучше», например:  «Я прилагаю усилия, а ты…», «Я медитирую ежедневно, а ты…». Гордыня и самолюбие, высокомерие и тщеславие является большим препятствием к любому развитию, и хотя полностью свободны от неё только Будда и Архаты, каждый должен использовать осознанность для предупреждения гордости. 

С этим также связана опасность, подстерегающая человека, постоянно стремящегося к так называемому «продвижению». Он уверен в успехе практики, потому что во время медитации видит свет, слышит звуки или испытывает другие странные ощущения. С течением времени человек всё больше и больше засасывается ими и постепенно забывает, что его исходным устремлением было найти путь к Просветлению. Его так называемая «медитация» деградирует до уровня видений и странных событий, приводя в мир оккультизма и магии. Это самая прямая дорога к тому, чтобы запутаться в подобных сетях. Сколь ни были бы удивительными все эти явления, нужно решительно пресечь их путём возврата к «обнажённому вниманию». Здесь ни в коем случае не стоит позволять возникать беспорядочным размышлениям, тем самым избегая подобных препятствий. 

У некоторых практикующих среди наблюдаемых образов, имеющих внутреннее происхождение (порождаемых умом) или внешнее (порождаемых другими существами), могут быть такие, которые вызывают страх, например образ собственного тела, от которого остались одни кости, или в виде распухшего гниющего трупа.  Если у вас нет учителя, то при возникновении этого или подобных образов, необходимо немедленно отвести от него внимание. Возникающие у некоторых людей видения, вызывающие страх, могут быть очень полезными при должном использовании, но без руководства опытного наставника их стоит избегать. 

Другой опасностью является занятие медитацией в условиях эмоциональной незащищённости, нестабильности или незрелости. В этом случае важным является понимание ценности благих дел и умелых поступков. Благие поступки (punna) очищают ум и является превосходным фундаментом для его развития. То, насколько легко удаётся достичь джхан и сколь легко обретается прозрение, в некоторой степени зависит и от этой благой каммы. Не составляет особого труда найти способы совершения благих дел в своей жизни.  Они формируют сердцевину практики хорошего буддиста: щедрость и бескорыстное жертвование, поддержка и помощь окружающим, выражение почтения, внимательное слушание лекций по учению Будды, приобретение правильного понимания этого учения. Эти и многие другие благие поступки приносят счастье, и зрелость в эмоциональном плане. Нужно всегда помнить, что благая камма способна открывать двери, давать дорогу. Она делает возможным, она создаёт возможности. Ум, который всегда направлен на совершение благих дел, — это ум, который может быть обучен развитию джхан и прозрения. 

Из этого, безусловно, вытекает, что пытаться заниматься медитацией, всё время цепляясь за свои пристрастия, симпатии и антипатии, значит делать свой путь, по меньшей мере, трудным, если не просто опасным. Медитация подразумевает отрешение, и никакая практика не будет успешной до тех пор, пока человек не готов хотя бы совершить усилие по ограничению алчности и ненависти, сдерживанию сексуального желания и распознанию периодов, когда ум поглощён заблуждением.  До какой степени практиковать это отрешение и повлечёт ли оно изменения на внешнем уровне (такие как вступление в монашескую общину), зависит от человека и его ситуации, но сам факт остаётся незыблемым: внутреннее чувство отрешения, стремление отказаться от неумелых умственных явлений и телесных наслаждений, является совершенно необходимым. 



С вышеперечисленными опасностями связано ещё одно, наблюдаемое в тех случаях, когда у человека возникает внезапная возможность заниматься медитацией в течение продолжительного времени. Он садится с твёрдой решимостью: «сейчас я буду медитировать». Но хотя у него предостаточно энергии и он долгое время сидит и сидит, ходит и ходит, его ум всё равно раздражён и не может успокоиться.  Вполне возможно, что его собственное усиленное старание имеет прямое отношение к испытываемым отвлечениям. Более того, ему необходимо понять, что к медитации нужно приступать, зная свойства и ограничения своего характера. Как рабочий, знающий предел своей силы, работает осторожно, стараясь не перенапрячься, так и практикующий медитацию должен быть осторожен. Благодаря осознанности нужно избегать крайностей лени и перенапряжения. 

Состояние раздражения может появляться благодаря чрезмерному напряжению или принуждению [ума] к медитации. Под влиянием бездумно усердной практики могут возникать внезапные всплески сильной злобы из-за небольших размолвок, сильные желания и страсти, странные образы и ещё более удивительные фантазии. 


Чтобы справиться со всеми этими помехами, больше всего необходим доброжелательный опытный учитель, способный дать совет, чтобы вы могли избежать этих и других поворотов в сторону и идти прямиком к Ниббане.  Те, у кого нет учителя, должны продвигаться с наивысшей степенью осторожности и всегда следить за поддержанием осознанности на высоком уровне. Если такой человек, будучи достаточно внимательным, видит, что, несмотря на все усилия, его медитация не приносит большего умиротворения внутри себя или в отношениях с другими, то очевидно, что что-то пошло не так. 

В этом случае следует на время оставить занятия медитацией и приложить усилия для установления контактов с достоверными источниками информации. Лучше всего, если удастся лично связаться с учителем медитации, и помимо этого, нужно обратить должное внимание на неразрешённые этические проблемы, которые не дадут уму развиваться до тех пор, пока не будут разрешены.  Важно также приложить большие усилия для того, чтобы вести жизнь в соответствии с буддийскими стандартами. Когда эти наиболее основные вопросы игнорируются, не стоит и надеяться на какое-либо серьёзное продвижение по Срединному Пути. 



Кхантипало Бхиккху (из разных книг)
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна

Источники и материалы: https://www.theravada.su/node/736
https://dhamma.ru/lib/authors/khantipalo/khantipalo.html#section7
….

Previous Что обязан знать буддист? - Праюдх Паютто
Next Искусство исчезать. Глава 6. Умиротворение и последующие озарения – Аджан Брахм

Об авторе

Вам также может понравиться

Обзоры и разное другое

Искушение для Пратьекабудды. Палийский роман Пелевина

Не тот это буддизм, не пелевинский, точнее, не Пелевина времен «Чапаева и Пустоты», «t» и даже «Смотрителя», а Пелевина нового, бесстрастно-холодного, как та пресловутая улитка, слюнявящая Фудзи. В новом романе Пелевин мигрировал от тибетского буддизма к тхеравадинскому.

Австралия, США и Европа

История про монаха — Тханиссаро Бхиккху

В Каноне есть история про одного монаха, который находился в затворничестве в своей маленькой лесной хижине. Он сидел и думал о том, насколько должно быть весело местным жителям в деревне и сокрушался о том, насколько мало веселья у него здесь, где он находился.

Праюдх Паютто

Буддизм это не философия — Праюдх Паютто

Религия включает в себя практику, образ жизни или полезное применение в реальной жизни. Путь религии – это практика, которая должна опираться на определенный Канон, или основополагающий принцип, принятый как не требующий доказательств.