Основы Общины — Бханте Шравасти Дхаммика

Основы Общины — Бханте Шравасти Дхаммика


Руководство к Буддизму от А до Я


«Четыре Основы Общины (saïgahavatthåni) – это то поведение и отношения, которые помогают создать внутри группы чувство единения (sàmàjika), братства (sahàyatà) и любящей доброты (mettà), будь то семья, или организация, или общество в целом. Всякий раз, когда люди объединяются в группы, обязательно возникают напряжённые отношения. Личность (характерные особенности) одного человека раздражающе действует на личность другого, их честолюбивые цели сталкиваются, возникают расхождения во мнениях, и комментарии оказываются неверно понятыми.

Такие проблемы можно минимизировать, смягчить ещё в момент их возникновения, либо полностью избежать, если памятовать о том, что Будда называл четыре Основы Общины: щедрость (dàna), доброжелательную речь (piyavàcà), хорошие поступки по отношению к другим (благодетельное поведение) (atthacariyà) и беспристрастность (равностность) (samànattatà) (A.II, 248; D.III, 192). Четыре Основы Общины для мира, по словам Будды, это как чека для колеса колесницы – они позволяют обществу продвигаться дальше и вращаться плавно (без помех) (A.II, 32).

О щедрости обычно думают как о состоянии свободы в обращении с материальными вещами. Но мы также можем проявлять щедрость, отдавая похвалу, наше время и наши навыки, и такие «подарки» значительно ценятся окружающими. Мы также можем быть щедрыми в том, чтобы порой позволять другим идти их собственным путём, уступать их желаниям или давать им быть главными (руководить). Сила речи в настраивании людей против друг друга и внесении разделения между ними практически безгранична. Вот лишь некоторые из множества недоброжелательных форм речи, которыми можно достичь этого эффекта: сплетни, хвастовство, жалобы, грубые замечания, пренебрежение и оскорбительные намёки по национальному признаку, поддразнивание, сарказм и демонстрирование собственного превосходства. Таким же образом, слова, причиной появления которых были доброжелательность или уважение, помогают построить отношения и позволяют людям проявить лучшее в себе.


Будда говорил: «Если в речи проявляются пять качеств – это правильная речь (вежливая и к месту), она не имеет дурной репутации, она достойна одобрения, не порицается мудрыми. Какие пять? Она сказана в нужное время, она правдива, сказана мягко, к месту и в состоянии ума, полном любви». (A.III, 243-4).

Третья Основа Общины включает в себя способность быть чувствительным и достаточно понимающим для того, чтобы увидеть, когда остальные нуждаются в помощи, и быть довольно самоотверженным для того, чтобы предложить её им. Иногда даже дать людям понять,что вы здесь для того, чтобы помочь им, когда они могли бы в этом нуждаться, хватает для того, чтобы создать или укрепить отношения с людьми. Конечно же, предложение должно быть искренним.

Эта модель отношений хорошо проиллюстрирована словами Renu, обращёнными к Говинде, в истории, которую рассказал Будда: «Если вы нуждаетесь в чём-либо, я дам вам это. Если кто-либо пытается причинить вам вред, я защищу вас своими руками». (D.II, 243). Когда в группе нет фаворитов, когда у каждого есть равные возможности отличиться чем-то хорошим или внести свой ценный вклад, и когда и тяжёлая ноша, и награды разделяются на всех поровну, тогда не развиваются клики (группы, стремящиеся достичь неблаговидных целей), не формируется «своих» и «чужаков», и община остаётся сильной и неразлучной (сближенной).

Одна из причин, по которой Дхамма Будды распространилась так широко и так быстро в его время, состояла в том, что крепкая атмосфера общины была как внутри монашеской Сангхи, так и среди мирян, а также между ними. Когда Будда пребывал в Алави, там он встретил Хаттхаку – лидера процветающей общины из 500 сильных буддистов. Он спросил Хаттхаку, как тот смог создать такую огромную и преданную группу, и Хаттхака ответил, что он достиг этого, применяя четыре средства для поддержания отношений в общине и предоставляя щедрую финансовую поддержку. Будда ответил: «Прекрасно, Хаттхака, прекрасно! Это именно тот путь, который нужен, чтобы построить великое сообщество». (A.IV, 219)». (Дутия хаттхака сутта: Хаттхака (II), АН 8.24).

________

A. – Ангуттара Никая, Aṅguttara Nikāya, ed. R. Morris, E. Hardy, PTS London 1885-1900
D. – Дигха Никая, Dīgha Nikāya, ed. T. W. Rhys Davids, J. E. Carpenter, PTS London 1890-1911



Автор текста: Бханте Шравасти Дхаммика
Перевод: Another Story
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Источник: «Guide To Buddhism A To Z»,
Bhante Shravasti Dhammika
BASIS OF COMMUNITY, THE FOUR http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=36
….

Previous Не-Дхамма (adhamma, ересь) - Бхиккху Песала
Next Великие учителя традиции Тхеравада - Бхиккху Кхеминда

Об авторе

Вам также может понравиться

Panna. Высокий уровень

Бессмертное — Аджан Маха Бува

Будда назвал это полным растворением загрязнений. Когда загрязнения искоренены, остаётся лишь незапятнанная чистота. И именно здесь, в полностью очищенном сердце, обретается совершенное счастье.

Австралия, США и Европа

Искусство исчезать. Глава 8. Распознавание истинной мудрости – Аджан Брахм

Когда у вас достаточно осознанности, покоя и мудрости, вы видите целый ряд причин и следствий. Понимаете, откуда берутся гнев, вина, депрессия, страх и как они растут. Когда вы видите эти вещи ясно, вы можете их перехватить, а поскольку вы знаете, что они вредные и неумелые, то способны с ними что-то сделать.

Медитация

О правильном сосредоточении, факторах джханы, архатах — Бханте Топпер

Учитывая, что джханы – вещь субъективная и точной проверке извне не подаётся, это порождает массу спекуляций на тему того, что есть джханы. Этому также способствует и позиция некоторых азиатских мастеров медитации, которые заявляют о лёгкости достижения джханы.