От взглядов – к реальности. Аргументы для изучения — Бхиккху Бодхи
Учения Будды постоянно предупреждают нас об опасности привязанности — привязанности к имуществу, удовольствиям, людям или взглядам. Будда учил так, потому что он видел в привязанности сильные причины страдания. Цена, которую мы должны заплатить, чтобы достичь «дальнего берега» освобождения, — состоит в том, чтобы отрезать любую привязанность, это отказ от всех видов цепляния. Утверждение Будды о том, что ученик не должен быть привязан к его учениям, — и что даже принципы подлинной Дхаммы следует рассматривать как временный плот, позволяющий нам пересечь реку, — на первый взгляд может показаться самоубийственным, особенно в случае основателя религиозного движения.
Такие слова легко могут быть неверно истолкованы, и последствия могут быть более серьезными, чем если бы мы просто игнорировали их. Новички в Дхамме (а также некоторые ветераны! ) особенно склонны неверно истолковывать утверждение, что, согласно рекомендациям Будды, преодоление и выход за пределы всех взглядов означает, что также и сами буддийские учения в том числе не имеют жизненно важного значения.
Эти доктрины являются лишь взглядами, интеллектуальными конструкциями, сериями мыслей, которые могут иметь значение в контексте космологии древней Индии, но в настоящее время они не имеют статуса обязательных утверждений. В конечном счете, не являются ли слова и фразы в буддийских текстах просто словами и фразами? Нам не дали инструкции что бы мы их превзошли и достигли непосредственного опыта — единственный важный критерий? И разве Будда в Калама Сутте не рекомендует нам судить обо всем, чтобы личный опыт стал решающим критерием того, что мы примем?
Такой подход к Дхамме может быть укусом, но мы должны учитывать его влияние на нашу духовность. Слишком часто такое недоразумение является удобным поводом для того, чтобы на тонком уровне ума цепляться за взгляды, которые в корне противоречат Дхамме. Мы придерживаемся этих взглядов не потому, что они конструктивны, а во избежание радикального вызова, поставленного перед нами учением Будды. Такие заявления, хотя и защищающие подлинный опыт от бесстрастного интеллектуализма, на самом деле могут быть умным трюком, чтобы не проверять эти предположения — предположения, которые мы ценим главным образом потому, что они скрывают наши глубоко укоренившиеся желания, которые мы не хотим подвергать преобразующему влиянию Дхаммы.
Когда мы изучаем учения Будды, мы должны помнить, что этот широкий спектр доктрин не разрабатывался как упражнение в сложных философских уловках. Они провозглашены, потому что они являются правильным взглядом, и правильный взгляд стоит на вершине Благородного Восьмеричного Пути и может использоваться как долото, чтобы отрезать неправильные взгляды и запутанные мысли, мешающие свету мудрости просвещать наши умы. В современном мире несравнимо чаще, чем в древние времена в долине Ганга, ошибочные взгляды находятся в общем обращении и принимают гораздо более пагубные формы, чем в более ранние эпохи.
В настоящее время они не относятся к нескольким эксцентричным философам и их кликам. Скорее, они стали главным детерминантом культурных и социальных отношений, морального беспорядка и движущей силой экономических империй и международных отношений. В этих условиях правильный взгляд — наша свеча в темноте, компас в пустыне, наш остров во время наводнения. Без ясного понимания истин правильного взгляда и без глубокой осознанности в тех областях, где эти истины противоречат распространенным представлениям, слишком легко споткнуться в темноте, затеряться среди дюн, оказаться пойманным наводнением.
Правильный и неправильный взгляд, хотя и носит когнитивный характер, не остается закрытым в собственном когнитивном пространстве. Наши взгляды оказывают огромное влияние на все сферы нашей жизни. Будучи в своем гении, Будда признал это и позиционировал, соответственно, как начало хорошего или плохого образа жизни.
Созданные взгляды сочетаются с практическим измерением нашей жизни на многих уровнях — они определяют наши ценности, порождают наши цели и стремления, направляют нас в сложном с моральной точки зрения выборе. Ошибочное мнение способствует плохим намерениям, плохим способам действия, побуждая нас следовать мошеннической свободе. Это привлекает нас, чтобы позволить себе свободу, благодаря которой мы чувствуем, что можем отказаться от моральных ограничений и следовать преходящим, но вредным импульсам.
Правильный взгляд, даже в его основном значении, то есть как признание морального закона каммы — способности дел приносить результаты, — станет тонким мастером, ведущим нас к истинной свободе.
И когда эта точка зрения созревает в точном понимании трех признаков существования, понимании взаимозависимого возникновения и Четырех Благородных Истин, тогда оно станет навигатором, направляющим нас на вершину горы окончательного освобождения.
Это приведет нас к правильным намерениям, нравственному поведению, очищению ума и к безоблачной вершине чистых видений. Хотя, в конце концов, чтобы уверенно стоять на собственных ногах, мы отпускаем нашего проводника, в нас останется то, что без его острого глаза и руки помощи мы потерялись бы у подножия горы.
Достижение правильной точки зрения — это не простое признание списка доктринальных формул или впечатляющая способность манипулировать серией палийских концепций. Ключом к достижению правильного взгляда является понимание — глубоко личным образом — основных истин существования, вокруг которых развивается наша жизнь. Правильный взгляд дает вам более широкую перспективу. Это понимание нашего места во всеобъемлющей системе мира, признание законов, которые направляют нашу жизнь к лучшему или худшему.
Основой правильного взгляда является Совершенное Просветление Будды, — и, стремясь исправить наше видение, мы стремимся осуществить не меньшее, чем согласовать наше собственное понимание природы существования с пониманием Просветления Будды. Правильный взгляд может начинаться с аналитического знания, но он не заканчивается этим. Благодаря исследованиям, глубоким размышлениям и медитативному развитию оно постепенно превращается в мудрость, — мудрость прозрения, которая может положить конец безначальным оковам ума.
Название: От взглядов к реальности
Автор текста: Бхиккху Бодхи
Перевод: Олег @NiMa Шашков
Источник: http://sasana.wikidot.com/od-pogladow-do-rzeczywistosci
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна. Саддхамма
Чтобы использовать часть или всю эту работу,
пожалуйста, используйте лицензию GFDL:
Разрешается копировать, распространять и/или изменять этот
текст в соответствии с условиями лицензии GNU Free Documentation License
версии 1.3 или более поздней, опубликованной Free Software Foundation
Вы также можете использовать следующую лицензию Creative Commons:
Attribution-Noncommercial-Согласно тем же условиям 3.0
Оригинал можно найти на этой странице:
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/bps-essay_25.html
Источник: © 1993 Общество публикаций буддистов. BPS Newsletter
обложки эссе нет. 25 (зима 1993-94). Доступ к Insight, выпуск 5 июня 2010 г.
Перевод с английского: Матеуш Ковара
Польский редактор: Джоанна Срока
Аргументы для изучения
Ориентация на медитацию и стремление открыть для себя мир и свободу, возникающие в результате практики Дхаммы, — вот что искали люди, интересующиеся буддизмом как на Востоке, так и на Западе. Хотя намерения практики являются искренними, усердие этого подхода иногда приводит к бесплодным взглядам, потому что выводы заключаются в том, что систематические исследования Учения Будды не нужны и что ценность этих запросов незначительна. Чтобы защитить эти суждения, используются аргументы, которые звучат довольно знакомо.
Например, слышно, что такого рода исследования имеют дело с семантикой и понятиями, а не с реальностью, что они не способствуют возникновению мудрости, а являются лишь пустой наукой, что проблемы, возникающие в суттах, не затрагивают глубину нашего существования и могут только улучшить знания определенных идеи. В заключение упоминаются знаменитые сравнения самого Будды, в которых говорится, что многие науки без практики подобны подсчету коров, принадлежащих кому-то другому, или ношению плота, который следует использовать для пересечения реки.
В этом утверждении много правды, но это односторонняя идея, и она может навредить, а не помочь развиваться на буддийском пути. Конечно, изучение текстов в одиночку, без медитации, может оказаться бесплодным, но вы также должны рассмотреть другую сторону проблемы. Должны ли мы начать считать коров без понятия о них?
Должны ли мы попытаться пересечь быструю и опасную реку, не имея возможности использовать плот? Сам Будда настаивал на том, чтобы его последователи изучали и передавали Дхамму как буквой, так и духом, однако давайте попробуем подумать о ценности и функциях только изучения Дхаммы, не прибегая к традиционным соображениям.
Следует подчеркнуть, что когда мы говорим об исследованиях, мы имеем в виду не академическую сферу или усвоение огромного объема знаний, а скорее изучение практической и специфической науки об основах буддийских доктрин. Чтобы понять, почему это так важно, мы должны помнить, что первым шагом на правильном пути буддизма является принятие прибежища в Тройственной Драгоценности. Если мы подходим к этому действию честно и с правильной мотивацией, это означает, что мы доверяем наше духовное руководство Будде и Учению, которое он проповедует, которому мы будем следовать.
Принимая прибежище в Дхамме, мы принимаем не только технику медитации как своего рода инструмент для достижения личных целей, но и глубокую и всестороннюю науку, предметом которой является истинная природа состояния человека. Цель этого Учения — дать нам понимание, которое позволит нам полностью и окончательно положить конец нашим страданиям. Освобождение, предлагаемое Дхаммой, возможно, когда практика медитации устанавливается не в контексте нашего воображения и желаний, а в качестве основы для правильного взгляда и правильных намерений, которым учил Будда.
Тот факт, что путь, установленный Буддой, имеет черту прямого познания, делает изучение учений и интеллектуальную рефлексию чрезвычайно важными. Хотя освобождение ума, прямое знание приходит только из интуитивного понимания, а не из массы доктринальных, сухих фактов, истинное понимание всегда развивается в зависимости от знания основных принципов, на которых основан Правильный взгляд. Без этого развитие понимания будет нарушено. Исследования и систематические размышления, которые помогают нам развивать правильное представление, не могут обойтись без концепций и идей.
Однако, прежде чем мы отпустим Дхамму, поскольку некоторым это может показаться бесполезной болтовней, давайте рассмотрим тот факт, что без помощи концепций и абстрактных идей невозможно понять что-либо или какое-либо общение между людьми. Вспомним, что концепции могут помочь или навредить пониманию, идеи являются плодотворными или бесполезными и могут принести большую пользу или большой вред. Смысл изучения Дхаммы как части духовной миссии заключается, среди прочего, в том, чтобы научиться распознавать наш опыт правильным образом, чтобы иметь возможность отличать вредное от безобидного, истину от лжи, правильное от того, что неправильно.
Только благодаря тщательному и тщательному анализу мы сможем отказаться от того, что вредно для развития, и принять меры, которые принесут реальную пользу. Если мы не сможем достичь даже предварительного понимания на концептуальном уровне, не добиваясь выравнивания наших взглядов, действительно возможно практиковать честную буддийскую медитацию, но она не будет неотъемлемой частью Восьмеричного Пути.
И хотя такая свободная медитация может принести очевидные преимущества, такие как большее спокойствие, осознанность и самообладание, если нам не хватает правильного взгляда и правильной мотивации, которая подталкивает нас вперед, будет сомнительно проникнуть и осознать Дхамму и достичь ее конечной цели и, следовательно, положить конец страданиям.
Практически невозможно дать всем, кто идет по пути Дхаммы, всего в нескольких предложениях правильный совет об обучении. Потребности и интересы настолько различаются, что каждый должен достичь баланса между наукой и практикой, чтобы он соответствовал определенному расположению. Не долго думая, мы можем сказать, что каждый, кто серьезно примет вызов жить в соответствии с учением Будды, благодаря методическим исследованиям его Дхаммы, увидит укрепление своей собственной практики. Очевидно, что такое обязательство будет нелегким, но только благодаря решению и преодолению трудностей наше понимание станет зрелым и принесет истинную мудрость.
Название: Аргументы для изучения
Автор текста: Бхиккху Бодхи
Перевод: Олег @NiMa Шашков
Источник: http://sasana.wikidot.com/argument-za-studiowaniem
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна. Саддхамма
Чтобы использовать часть или всю эту работу,
пожалуйста, используйте лицензию GFDL:
Разрешается копировать, распространять и/или изменять этот
текст в соответствии с условиями лицензии GNU Free Documentation License
версии 1.3 или более поздней, опубликованной Free Software Foundation
Вы также можете использовать следующую лицензию Creative Commons:
Attribution-Noncommercial-Согласно тем же условиям 3.0
Оригинал можно найти на этой странице:
https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/bps-essay_05.html
Источник: © 1986 Общество публикаций буддистов. BPS Newsletter
обложка эссе нет. 5 (зима 1986 г.). Это издание Access to Insight © 1998–2012.
Перевод с английского: Сеттембрини
Только для бесплатного распространения.
Для счастья и блага всех живущих существ.
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Искусство исчезать. Глава 9. Счастье приходит от исчезновения – Аджан Брахм
Откуда берутся мысли? Продолжайте смотреть, и вы увидите, что они исходят из вашего чувства личности и вашего желания поддержать и построить эту личность. Это не «я думаю, поэтому я существую», а наоборот: вы хотите быть, поэтому вы думаете. Вы движетесь, чтобы создавать свой мир, свою личность.
Успокойтесь. Утихомирить свой ум — Аджан Сумедхо
Для многих людей отношение к медитации — это всегда попытка что-то изменить, всегда попытка достичь определенного состояния или воссоздать какое-то блаженное переживание, вспомнившееся из прошлого, или надежда достичь определенного состояния путем практики.
Почему я не являюсь светским буддистом — Кристофер Титмусс
Есть такие светские буддисты, которые мало или совсем ничего не знают о Будда-Дхарме, буддийской традиции и отношении глубоко религиозных буддистов к Будде, Дхарме и Сангхе. Кристофер Титмусс приводит 12 причин, по которым я не являюсь светским буддистом.