Па Аук Тоя Саядо  —  О пустоте в Тхераваде  (sunnata)

Па Аук Тоя Саядо — О пустоте в Тхераваде (sunnata)


Как на пустой (sunnato) взирай ты на этот мир, Могхараджа…

— из книги Сутта-Нипата, Кхуддака Никая


Будда говорит, что владыка смерти – Мара, не узрит того, кто так смотрит на мир. Однажды Он объяснил это отшельнику по имени Могхараджа. Тот спросил Будду, как ему следует смотреть на мир, чтобы спастись от смерти. [На что] Будда ответил ему стихами:

Как на пустой (suññato), взирай ты на этот мир, Могхараджа,
всегда с памятованием;
Разрушив обычное понимание «себя», ты поборешь и смерть;
Владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир.

[Под] миром (loka) [здесь имеются в виду] пять совокупностей, подверженных цеплянию. Как на пустой (suññato), взирай ты на этот мир: это означает, что ему следует смотреть на пять совокупностей, подверженных цеплянию, как на

лишённые постоянства,
лишённые счастья,
лишённые личности (безличные),
лишённые красоты.

Всегда с памятованием: речь идёт о том, что человеку всегда необходимо помнить об этих четырёх видах пустотности, свойственных пяти совокупностям, подверженным цеплянию.
Созерцая таким образом мир, он разрушает обычное понимание «себя» (attanu diṭṭhi) (убеждение в существовании постоянного «я» (sakkāya diṭṭhi)), и так он сможет побороть смерть. Владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир: владыка смерти (Мара) не сможет увидеть того, кто имеет такие взгляды на мир.

Когда практикующий снова и снова созерцает пять совокупностей таким способом, его прозрение усиливается так, что постепенно он отбрасывает и страх, и очарованность пятью совокупностями. Вместо этого он смотрит на них беспристрастно. Он больше не воспринимает их с позиции «я», или «моё», или моё «я». Чтобы объяснить это, Будда приводит пример мужчины, который развёлся со своей женой, и поэтому стал к ней равнодушен.

Развод с пятью совокупностями

Предположим, мужчина женат на красивой, соблазнительной и очаровательной женщине. И он так сильно влюблён в свою жену, что расставание с ней даже на миг кажется ему невыносимым. Если бы он увидел, как она стоит с другим мужчиной, болтает с ним, шутит и смеётся, он бы сильно расстроился, рассердился и впал в отчаяние. Почему? Потому что он смотрел на неё, как «она моя» на свою собственность, и его счастье зависело только от неё.

[Впрочем], позже он мог бы найти в ней кучу недостатков, и развестись с ней. После развода, он бы больше не смотрел на неё, как на «моё». И если бы теперь он увидел, что она болтает, шутит и смеется в обществе другого мужчины, он бы не расстроился и не рассердился, ему было бы всё равно. Почему? Потому что он перестал воспринимать её как свою: «она моя». Теперь его счастье от неё не зависело.

Точно так же, практикующий смотрит на пять совокупностей, как на непостоянные, страдательные и безличные. И потом, увидев, что нет ничего, [что можно было бы] воспринимать, как «я», «моё», «моё «я», он больше не относится к ним, как к ужасающим или очаровательным. Вместо этого он становится к ним безразличным и смотрит на них беспристрастно.

Его ум отказывается, отрекается, отступает

Когда практикующий знает и видит таким образом, его ум отказывается, отрекается и отступает от трёх видов существования (bhāva) (существования в сфере чувств, тонкоматериальной и нематериальной сферах). Точно так же, как капли воды скатываются со слегка наклонённого листа лотоса, так и ум отказывается, отрекается и отступает не только от адских обителей, мира животных и мира духов, но также и от мира людей и даже от божественного мира сферы чувств, миров Брахм тонкоматериальной и нематериальной сфер.

Подобно тому, как птичье перо или кусочек сухожилия, брошенный в огонь, сжимается и морщится, точно так же ум практикующего отказывается, отрекается и отступает, где бы ни появилось сознание перерождения. Так в нём зарождается так называемое Знание беспристрастности по отношению к формациям (Saṅkhār Upekkhā Ñāṇa) …

Перевод предоставлен: М. М.
Источник: The Workings of Kamma
The Pa-Auk Tawya Sayadaw. 2009.

….

Previous Цепляющийся к буддовости. Непросветлённый Бодхисаттва
Next Аджан Ньянадхаммо — Медитация при ходьбе (аудио-книга)

Об авторе

Вам также может понравиться

Тханиссаро Бхиккху

Вера в Пробуждение — Тханиссаро Бхиккху

Как и в науке, вера в Пробуждение Будды действует как рабочая гипотеза, но проверка этой гипотезы требует более глубокой и радикальной честности, чем любая из наук. Вы должны подвергнуть испытанию самих себя, — всю совокупность того, что вы считаете собой.

Sila. Начальный уровень

Буддизм для современного скептика

Глядя на нашу повседневную жизнь, мы постоянно сталкиваемся с многочисленными стрессами современной жизни. Но, независимо от того, как быстро развиваются технологии, наше стремление к материальному богатству и статусу не привело к значительному прогрессу в понимании страдания, что окружает нас.

Наука и жизнь

Личности и безличное («Я» и «не-Я») — Тханиссаро Бхиккху

Как объясняет сам Будда утвердительный ответ на вопрос «Есть ли я?» это подтверждение неправильных воззрений об этернализме, т.е. бессмертном вечном неизменном Я. Утвердительный ответ на «Нет я?» это подтверждение других неправильных воззрений об аннигиляционизме, уничтожении я и души при смерти.