Польза долговременной медитации — Бханте Гунаратана
Пребывание на ретрите подобно перезарядке аккумулятора. Как только вы зарядили этот аккумулятор, так вы уже не позволяете ему оставаться без дела. Вы устанавливаете его в устройство и используете до тех пор, пока он не сядет. Затем вы его перезаряжаете. Точно так же, когда вам нужно перезарядить себя – вы посещаете ретрит.
Различие между зарядкой аккумулятора и поездкой на ретрит в том, что отрезок времени, проведенный на ретрите, не может в действительности равняться времени зарядки аккумулятора. Если вы заряжаете аккумулятор дольше обычного, то это не означает, что он сможет дольше прослужить. Как только аккумулятор полностью зарядился, больше он не может заряжаться. Бесполезно заряжать его больше необходимого. Тем не менее, такого не происходит, когда вы приезжаете на длительный ретрит.
Во-первых, прежде чем вы приедете на длительный ретрит, вам необходимо пройти короткие ретриты на выходных. Кроме того, нужно учитывать продолжительность длительного ретрита, надеетесь ли вы пройти его за десять дней, двадцать, месяц, три месяца, год или два?
Для длительного ретрита вам нужно подготовить свой ум и тело. Вы делаете это, посещая несколько коротких ретритов, которые могут длиться выходные, три дня, неделю, десять дней, две недели и месяц. Когда вы поняли, что вы можете спокойно провести ретрит выходного дня, тогда вы удлиняете срок своего следующего ретрита. И когда вы знаете, что вы можете спокойно и с лёгкостью практиковать на этом ретрите, то идите дальше к следующему более длительному ретриту.
Подготовка к занятию
Иногда, если вы не подготовлены, то даже ретрит на выходных может быть скучным и болезненным. Как вы можете подготовить свой ум? Когда вы отправляетесь на ретрит, то не берите свой офис с собой. Оставьте его. Обычно люди неспособны отпустить свою работу. Они привыкли к своему ежедневному и еженедельному распорядку, который заполнен просмотром телевизора, обществом людей, болтовней, невоздержанной едой, выпивкой, наркотиками, сексом, путешествиями и т. д. Когда они приезжают на ретрит, то большую часть из того, что было перечислено им нужно отпустить.
Поскольку люди привыкли к работе под большим давлением, то даже на ретритах они напряжены и озабочены. Они хотят как можно скорее получить что-то от медитации и затем возвратиться к своей работе. Не приезжайте на ретрит с такой позицией ума. Попытайтесь думать так, что вы на какое-то время оставили всё позади и теперь у вас есть уйма времени. Никто, никакая работа и ничто не собираются вас побеспокоить. Используйте всё это время для своей практики.
Если у вас нет такого отношения, то вот что происходит с вами – вы начинаете скучать и чувствовать себя уставшими от медитации. Вы считаете, что медитация – это пустая трата времени. Вы находитесь в той же самой ситуации как тогда, когда вы были на работе, дома или с компанией. Если вы начнёте свой ретрит с такого отношения, то вы будете хотеть как можно быстрее получить определенную пользу, и уехать домой или на работу, чтобы наслаждаться тем, что вы делали перед своей поездкой на этот ретрит.
Кроме того на коротком ретрите вы испытываете сильную боль и дискомфорт. По мере того, как вы теряете терпение, ваши боли и мучения становятся более острыми. Естественно, что на коротком ретрите вы испытываете больше физического дискомфорта, поскольку вы не привыкли к тому, чтобы сидеть на одном месте в течение долгого времени или к тому, чтобы долго находиться в одном месте и при этом не слушать радио, не смотреть телевизор, не болтать с кем-то или не читать газету, или, возможно, не делать какую-то работу на компьютере. Вы испытываете массу дискомфорта, когда вы пытаетесь смотреть на себя интроспективно, критически изучая тот мусор, который в вас находится.
Сколько времени у вас есть на ретрите выходного дня? Не больше двух дней. Прежде чем тело приспособится к новой ситуации, новой практике, новой дисциплине, время ретрита или время выходных дней закончится. И тогда вы можете прийти к выводу, что всё, что вы получили от ретрита – это боли и страдания во всём теле. Или скуку. И затем вы решите, что никогда снова не приедете на ретрит. И поскольку у вас не было никакого предыдущего ретритного опыта, то вы не знаете, что вашему телу требуется несколько дней, чтобы приспособиться. Тем не менее, короткие ретриты полезны для того, чтобы подготовиться к длительному ретриту.
Поддержка группы
Люди, которые медитировали самостоятельно, должны быть готовы смело встречаться со всем, что возникает в их телах и умах. Медитация в одиночку также полезна тем, что вы можете установить себе собственное расписание. Вы можете избегать любого контакта с людьми. Можете выбрать себе тихое место. Даже при посещении групповой медитации – вы медитируете сами по себе, не беспокоясь о других практикующих.
Тем не менее, медитация в группе также имеет свои преимущества. Когда вы находитесь в группе, то вы от этой группы получаете незримую поддержку. Когда вы чувствуете себя подавленными или испытываете уныние, или разочарование, вы можете обратить внимание на других практикующих. И когда вы их видите, то вас это приободряет. Вы можете подумать: «Если они могут это сделать, то и я также смогу. Дай-ка я попробую». Кроме того, в группе практикующих есть время для Дхамма бесед, и вы можете извлечь из этого пользу.
На коротком ретрите вы едва ли угомонитесь и привыкнете к новому способу наблюдения за собой прежде, чем этот ретрит закончится. Кроме того, как мы упомянули ранее, ваш ум будет полностью поглощен болью и дискомфортом, которые вы будете испытывать во время всего периода этого краткого ретрита. Это не позволит вам обращать какое-либо внимание на те изменения, которые будут происходить всё это время.
Польза от более длительного ретрита многочисленна. Вы можете видеть происходящие ежемгновенные изменения в совокупностях. На длительных ретритах у вас есть достаточно много времени для того, чтобы преодолевать все трудности. Замечать изменения в своём теле и уме – это очень хороший способ учиться преодолевать своё отвращение, которое всё время зудит, придирается и ворчит в вас. До тех пор, пока вас беспокоит гнев, вы не сможете медитировать должным образом.
Во-вторых, вы ясно можете видеть взаимосвязь между своей сильной алчностью и непрекращающимся страданием. В-третьих, вы можете очень быстро замечать все события и явления своей жизни, функционирующие без чего-то неизменного в них, подобно постоянно работающему механизму. Вы понимаете, что вы ничего не можете сделать, чтобы остановить этот процесс становления, но охотно его принимаете. На длительном ретрите вы обретёте настоящее расслабление, настоящую радость и настоящее счастье, которое может сравняться с вечным блаженством. Вы увидите, что совокупности функционируют все вместе – нераздельно.
Такое принятие себя является началом совершенно новой жизни. На этой стадии вы твёрдо укоренились в своей практике. До появления такого опыта вы посещали один ретрит за другим, ища лучшего учителя или лучшую систему медитации. Теперь вы понимаете, что вы нашли всё это внутри себя. Вам не нужно никуда идти в поисках другого нового учителя. Раньше вы бы претендовали на то, что знаете медитацию, возможно даже учили медитации, не понимая при этом, что вы делаете. Теперь вы осознали, что все эти крысиные бега – это просто трата вашего времени и энергии.
Автор текста: Хенепола Гунаратана
Перевод выполнен: Павел Цветков
Источник: dhammaeverywhere.ru
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Вызовы, рождённые болью — Бхиккху Аналайо
Тем не менее, ранние тексты говорят о другом. Вовсе не всегда и не всех приятных и неприятных чувств следует избегать. Некоторые болезненные чувства помогают продвижению на пути к Ниббане и, стало быть, заслуживают одобрения.
Духовные идеи как избегание психологических ран — Дж. Уэлвуд
Хотя большинство из нас искренне пытаются работать над собой, я заметил широко распространившуюся тенденцию использовать духовные идеи и практики для того, чтобы обойти или избежать встречи с неразрешёнными эмоциональными проблемами, психологическими ранами и непройденными вехами развития.
Полезное сравнение — Аджан Джаясаро
Я считаю, что материнская осознанность (памятование) по отношению к своему ребенку аналогична тому осознаванию ума, которое практикующий стремится развить в своей повседневной жизни.