Постоянство — Шравасти Дхаммика
Постоянство – это свойство оставаться тем же самым, и это важный принцип, как в философии, так и в этике буддизма. Чтобы быть подлинной, истина должна быть постоянной в том, чтобы не противоречить реальности. Например, утверждение Будды «Все обусловленные явления – это страдание» (Dhp. 278) — справедливо названо благородной истиной, поскольку невозможно найти обусловленное явление, которое даёт полное и продолжительное удовлетворение.
К тому же, два противоречащих понятия, утверждения или мнения не могут быть одновременно истинными, хотя они могут быть оба ложными. Это то, что Будда имел в виду, когда он сказал: «Истина одна». Нет двух истин. (Ekaṃ hi saccaṃ, Sn. 884).
Этические истины также должны быть постоянными. Определённое поведение не может быть неправильным в одной ситуации и правильным в другой. Таким образом, убивать неправильно в независимости от обстоятельств. Однако Будда признаёт, что есть разница между убийством из гнева или ревности и убийством в процессе самозащиты. Первое – абсолютно неверное поведение, в то время как второе может быть тем, что он называл «смешанным» (vãtimissa), то есть смесью неправильных и правильных поступков различной степени тяжести. (M.I, 318).
Постоянство также важно во многих областях духовной жизни. Будда сказал, что признак настоящего учителя – это постоянство в том, как он или она ведёт себя на публике и наедине с собой, а также то, что его или её хорошие качества выдерживают изменяющиеся обстоятельства. (M.I, 318). Он также сказал, что одна из отличительных особенностей пробуждённой личности – это гармония между пониманием и действиями (vijjācaraṇasampanno).
Например, такие люди действительно понимают, что прощение – это высшая форма отпускания, и, следовательно, они способны простить любого, даже того, кто был с ними очень жесток. Будда сказал, что он «проповедует то, что практикует, и практикует то, что проповедует». (It. 122). Он поступал подобным образом, потому что постиг истину на самом глубочайшем уровне, так что она оказалась полностью интегрирована в каждый аспект его существования. Ему не надо было прилагать усилий для поддержания постоянства, непротиворечивости и последовательности, они были для него естественными».
________
Аббревиатуры:
Dhp. – Дхаммапада
Sn. – Сутта-нипата
M. – Мадджхима-никая
It. – Иттивутака
Автор: Бханте Шравасти Дхаммика
Традиция Тхеравада. Буддаяна
Перевод: Another Story
Редакция перевода: Цветков Павел
Источник: «Guide To Buddhism A To Z», Bhante Shravasti Dhammika
Ссылка: http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=82
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Ниббана и безразличие — Бхиккху Бодхи
Говорить о Нирване как о состоянии «совершенного безразличия для мира» — это является весьма вводящим в заблуждение. Слова «равнодушие к миру» предполагают отсутствие интереса к судьбе других людей и общества в целом, это состояние полной апатии …
Введение в буддизм. Что такое религия? — Бханте Пуннаджи
Буддисты не рассматривают религию как нечто, спустившееся с небес на землю, чтобы удовлетворить цель Творца, несущего послание Творца людям. Они верят, что религия выросла на земле, чтобы решить человеческую проблему. Это проблема существования.
О материализме — Бханте У. Локанатха
Откуда мы знаем, что есть жизнь после смерти? Какая у перерождения научная основа? Что происходит со страстным желанием умирающего человека? Материализм по своей сути антинаучен, и чтобы доказать это он снова говорит о том, что если человек умер, мертв, с ним покончено. Нового рождения нет.