Правильная речь — Тханиссаро Бхиккху

Правильная речь — Тханиссаро Бхиккху


Мой учитель однажды сказал: «Если ты не можешь контролировать свой язык, даже не надейся управлять умом». Вот почему правильная речь так важна в ежедневной практике. 

Правильная речь, объясненная в негативных терминах, означает избегание четырех видов вредной речи: лжи (сказанное с намерением исказить правду), речей, вызывающих рознь (сказанное с намерением устроить разлад в отношениях между людьми), грубой речи (сказанное с намерением ранить чувства другого человека), и пустой болтовни (сказанное вовсе без определенного намерения). 

Заметьте упор на намерении, здесь правильная речь пересекается с тренировкой ума. Прежде чем говорить, осознайте почему вы хотите говорить. Это поможет вам быть осведомленными обо всех махинациях, происходящих в комитете, который заседает в сознании. Если вы видите, что за решениями комитета скрываются некие неумелые побуждения, налагайте на них вето. В результате, вы станете лучше осознавать себя, станете честнее и тверже с собой. Также вы остережетесь от высказываний, впоследствии приносящих сожаление. Т.о. вы укрепите качества ума, которые будут полезны в медитации, и в тоже время избежите потенциально болезненных воспоминаний, которые помешают быть внимательными к настоящему моменту, когда придет время медитации. 

В позитивных терминах, правильная речь означает слова достойные доверия, примиряющие, обнадёживающие, идущие прямо к сердцу. Если вы практикуетесь в позитивных формах правильной речи, ваши слова становятся подарком для окружающих. Они станут охотнее прислушиваться к вашим словам, и вероятно ответят в том же духе. Это даст вам ощущение силы собственных действий: нынешние способы действия формируют мир вашего опыта. Вы перестаёте быть жертвами прошлых событий. 

Для многих из нас наибольшая трудность в практике правильной речи состоит в выражении чувства юмора. Мы используем как повод для шуток групповые стереотипы и скудоумие, используем преувеличения и сарказм — все это классические примеры неправильной речи. Если люди привыкают к такого рода небрежному юмору, они перестают внимательно слушать что мы говорим. Таким образом мы снижаем ценность собственных речей. На самом деле в состоянии мира уже достаточно иронии, нет нужды в преувеличениях и сарказме. Лучшими юмористами являются те, которые просто дают нам возможность увидеть истинное положение вещей. 

Выражение своего чувства юмора способами, которые правдивы, полезны и мудры, требует размышления и усилия, но когда мы освоим такой род остроумия, наши усилия будут вознаграждены. Мы отточим качества ума и улучшим языковую среду. Тогда даже наши шутки станут частью практики — возможностью развить положительные качества ума и предложить окружающим нечто, имеющее интеллектуальную ценность.  Так что внимательно следите за тем что вы говорите, и почему вы это говорите. Если будете так делать, обнаружите, что открыть рот — не значит ошибиться.



Автор текста: Тханиссаро Бхиккху
Перевод: ае
Источник: https://www.dhammatalks.org/books/NobleStrategy/Section0008.html
Традиция Тхеравада. Буддаяна


Это перевод статьи из сборника «Noble Strategy — Essays on the Buddhist Path».
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии. В остальном, права принадлежат автору оригинала.
….

Previous Что такое пустота? - Тханиссаро Бхиккху
Next Образ нирваны (Ниббаны) - Тханиссаро Бхиккху

Об авторе

Вам также может понравиться

Медитация

Три типа объектов — Пхра Прамоте Памоджо

Давайте осознавать изменения умственных и эмоциональных состояний. Всякий раз, когда вы, делая это, испытываете затруднения, тогда вместо этого вы можете замечать движения тела. Мы наблюдаем за действиями тела, за тем, что оно делает …

Книги

Основные практики. Часть I. Беседы о Дхамме — Вебу Саядо

Вы приняли нравственное поведение. Теперь, когда вы взяли на себя обязательство совершенствовать себя в нравственности, выполняйте его до завершения. Только если вы выполняете нравственность до завершения, все ваши устремления будут удовлетворены.

История школ

Что такое Тхеравада? Буддизм Буддаяны. Дхамма Будды и Ранний Буддизм

Дипавамса, шри-ланкийская хроника определяет Тхераваду как «старейшую традицию, возникшую на первом Буддийском Совете». Подкомментарий Saratthadeepani, который называет Первый Совет «Тхерика» (Therika), утверждает, что Тхеравада — это то, что обрело форму на этом совете (буддийском соборе).