Признательность — Бханте Шравасти Дхаммика

Признательность — Бханте Шравасти Дхаммика


Руководство к Буддизму от А до Я


«Признательность (modanà) – это счастье и радость, которые чувствуются в процессе осознания хорошего в чём-либо или в ком-либо. Это положительное психическое состояние, тесно связанное с благодарностью и благожелательной радостью. Признательность развеивает негативные состояния, чувство несоответствия и жалости к себе, она наделяет счастьем, а также побуждает нас действовать. Будда рассматривал, по крайней мере, четыре вещи, к которым мы можем испытывать чувства восхищения и признательности:

(1) добродетель в нас самих,
(2) добродетель в других,
(3) благословение родиться человеком и
(4) множество преимуществ и возможностей, которыми мы наслаждаемся.


Порой Дхамму можно практиковать таким образом, что всё наше внимание оказывается сосредоточенным на наших негативных чертах и на том, как нам быть с ними. Чтобы избежать этой однобокости, Будда учил нас уделять время пристальному рассматриванию и последующему прославлению наших сильных сторон и добродетелей (sãlànusati), тех фактов о нас, которые мы периодически упускаем из виду.

«Радуясь здесь, радуясь там, радуясь и здесь, и там,
он ликует и ценит по достоинству свои
собственные добрые поступки, размышляя о них».
(Дхаммапада, 16)*.


Когда мы видим сами или слышим от кого-то о безмятежном состоянии ума, хороших качествах или о доброжелательности других людей или о добре, совершённом ими, всё это может наполнить нас признательностью и желанием следовать их примеру. Будда сказал:
«Если кто-то с верой хотел бы в совершенстве стремиться к цели, ему или ей следовало бы создать следующее устремление: «Да буду я как Сарипутта и Маудгальяяна… как монахиня Кхема… как мирянин Хаттхака или мирянка Кхудджуттара» (А.I, 88).


Будда подчёркивал, как мало живёт людей по сравнению со всеми другими существами, и что, соответственно, это действительно очень редкая возможность – родиться человеком (A.I, 37). Раз это так, нам стоит высоко ценить «редкий шанс человеческого рождения… появления Татхагаты в мире… публичного превознесения Дхаммы и дисциплины… и таким образом прилагать усилия, чтобы постичь Четыре Благородные Истины» (S.V, 457). Будда также сказал, что нам следует время от времени размышлять о том, что сейчас мы молоды, в добром здравии, что у нас есть много ресурсов, и что мы живём в стране в мирное время, и что всё это не всегда может оставаться именно таким. (A.III,103).


В «Письме другу» («Suhṛllekha») Нагарджуна писал: «Тот же, кто, родившись человеком, творит зло, даже более глуп, чем некто, собирающий плевки в золотой сосуд, украшенный драгоценностями». В то время как неисчислимое количество людей живут в более плохих условиях, в странах, где просто за выживание ежедневно ведётся борьба или где нет свободы вероисповедания, большинство из нас не страдают от таких препятствий. Если мы станем лучше осознавать нашу ситуацию в настоящее время, это позволит нам сильнее ценить по достоинству и выражать благодарность за те блага, которыми мы наслаждаемся, и те прекрасные возможности, которые у нас есть. Всё это может быть реальным стимулом использовать имеющиеся у нас преимущества и возможности в полной мере, чтобы практиковать Дхамму».

________

* Официальный перевод с пали В.Н. Топорова: «В этом мире радуется он и в ином – радуется. В обоих мирах творящий добро радуется. Он радуется не нарадуется, видя непорочность своих дел». (Дхаммапада, 16)

А – Ангуттара Никая, Aṅguttara Nikāya, ed. R. Morris, E. Hardy, PTS London 1885-1900



Автор текста: Бханте Шравасти Дхаммика
Перевод: Another Story
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Источник: «Guide To Buddhism A To Z»,
Bhante Shravasti Dhammika
APPRECIATION http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=25
….

Previous Хенепола Гунаратана - Медитация на восприятии. Десять практик (аудио-книга)
Next Хорошее и плохое - Бханте Шравасти Дхаммика

Об авторе

Вам также может понравиться

Остальные учителя

Есть ли различия между Ранним буддизмом и школой Тхеравада (Буддаяна) ?

В отличие от школ Махаяны в Тхераваде НЕ упоминается о Будде Амитабхе, Бодхисаттве Авалокитешваре и т.д. и Чистой Земле. Тхеравада делает упор на исторического Будду и Его ранние учения, применяя термин «Бодхисаттва» только к предыдущим инкарнациям Будды Шакьямуни.

Пемасири Тхера

Постижение буддийского пути. Беседы с Пемасири Тхера

Самокритичность – это не тот метод, который помогает продвигаться по Пути. Если вы гневаетесь на себя, отбросьте эту привычку. Чрезвычайно важно видеть свои килесы и знать о них, но нет никакой необходимости «подавлять», оскорблять свой ум, быть настроенным против него. Нам нужно иметь сострадание к себе, – не жалость, а истинное сострадание. Это очень тяжело.

Пустота и дуккха

Свобода от природы Будды — Тханиссаро Бхиккху

Будда никогда не поддерживал идею, когда уму приписывали бы какую-то врожденную природу, будь она светлой, дурной или даже будь она природой самого Будды. Идея врожденной природы проскользнула в буддийскую традицию в более поздние времена.