Прямое знание и видение  —  Саядо У Пандита

Прямое знание и видение — Саядо У Пандита

(избранные отрывки из книг «Вневременная
мудрость» и «В этой самой жизни»)

Острая, отточенная осознанность помогает йогину увидеть возникновение и исчезновение ментальных и материальных явлений: каждое из них, уничтожаясь, заменяется другим. Он способен понять, что эти явления связаны между собой цепочкой взаимозависимости, причинами и условиями. Он слышит звук и наблюдает, как возникший от контакта рецепторов в ухе и акустической волны, звук сначала уменьшается, а затем исчезает вовсе.

То же самое происходит со всеми остальными феноменами. Ничто не остается постоянным. Чувства, мысли, формы, запахи, вкусы – всё это пребывает в потоке перемен, появляясь, испаряясь и заменяясь чем-то иным. Такова природа этого мира. В нем нет ничего, что оставалось бы неизменным. Ни одна сконструированная вещь не может существовать вечно.

Наблюдение за этим процессом называется aniccānupassanā nāña, созерцание непостоянства, достигаемое при помощи неустанной практики Сатипаттханы. Оно не имеет ничего общего с книжным знанием и спекуляциями о том, что «все исчезает»; это практический опыт.

Для его получения необходимо честное и пылкое усилие, которое помогает отмечать всё, что случается с телом и умом, отслеживая каждое явление и не упуская ни секунды.

Ложное восприятие постоянства, таким образом, сменяется восприятием реальности такой, как она являет себя в шести дверях чувств (слышание, видение, вкушение, осязание, обоняние и мышление). Это прямое знание взаимозависимости ума и материи и того, что они непрерывно возникают и разрушаются, стало быть, не могут быть источником счастья, а лишь приносят страдания.

Ни в уме, ни в материи нет личности, души; они возникают от причин и условий и растворяются с их изменением.

Осознание непостоянства приводит к осознанию благородной истины о тягостности (dukkha) и к постижению безличности (anatta).

Такое знание избавляет от жажды и захваченности. Сознание в этот момент абсолютно чисто и свободно от всех омрачений. Наблюдение за телом и умом становится полем для мудрости (vipassanā bhumi). Данная практика ведет к искоренению загрязнений, когда прямое знание становится все более ясным и в итоге, созревая, приводит к Прекращению.


Перевод: Евгения Евмененко
Источник:
1. In This Very Life. The Liberation Teachings of the Buddha.
Sayādaw U Pandita.
2. Sayadaw U Pandita. Timeless Wisdom and Freedom Within.

….

Previous Вызовы, рождённые болью - Бхиккху Аналайо
Next Как справляться с отвлечениями - Тханиссаро Бхиккху

Об авторе

Вам также может понравиться

Дхамма Будды

Почему полезно очищать свой ум от омрачений — Па-Аук Саядо

Пожалуйста, запомните, что контролировать ум в момент смерти чрезвычайно сложно. Например, если человек погибает в результате бедствия – землетрясения или цунами, или если кто-то умирает на войне или в результате аварии или нападения, то [во всех этих случаях] появление страха неизбежно.

Медитация

Искусство исчезать. Глава 2. Обращение ума к настоящему — Аджан Брахм

Чем меньше движется ум, тем больше у него энергии, и со временем осознанность становится невероятно мощной. Вам не нужно прилагать усилия, медитация просто происходит, по мере того, как вы отпускаете все больше и больше.

Араханты

Восемь восьмёрок Дхаммы. Шахматы Будды

Буддисты древности любили выделять ключевые пункты Учения Будды и группировать их тем или иным образом — для лучшего запоминания и усвоения — в особые списки, так называемые маттики (матрика). Переводится как «таблица», «список». Слово это, кстати, имеет общий корень со словом «Матрица» …