Пустота в буддизме Тхеравады  —  Гил Фронсдэл  и  другие
13.06.2019 4275 Views

Пустота в буддизме Тхеравады — Гил Фронсдэл и другие



На вопрос заданный через Tricycle Magazyne: 

«В школах Махаяны, например, Дзэн, — пустота, или осознание пустоты представляется важной частью пути, а в традиции Тхеравады — в меньшей степени, или я ошибаюсь? Имея опыт практики в обеих традициях, как вы их совмещаете?» 

Гил Фронсдейл ответил:  


Пустота (сунньята) важна в традиции Тхеравады также, как и в Махаяне. С ранних времен Буддизм Тхеравады рассматривал пустоту как одну из важных дверей, ведущих к освобождению. Две ключевые сутры Тхеравады посвящены пустоте: Maha-suññata Sutta и Cula-suññata Sutta

Практикуя в Бирме, я дал почитать своему учителю медитации копию Сутры Праджняпарамиты. Игнорируя её начало и конец, он был вполне согласен с учением о пустоте, заключавшемся в её центральной части. У нас состоялась глубокая беседа о дхарме, и он сказал, что подобное открытие и является целью Випассаны.  

На протяжении веков пустота обрела множество значений в пределах буддизма. Наибольшее изменение смысла произошло в традиции Махаяны, где возникли весьма разнообразные учения о пустоте. Тем не менее, великие индийские философы Махаяны писали, что стандартное понимание пустоты в Махаяны  то же самое, что и в Ранних буддийских традициях. В конечном итоге, не пустота разделяет эти две традиции.  



Хотя пустота играет важную роль в традиции Тхеравады, это учение не столько широко распространено, как в Махаяне. Вероятно, поэтому кто-то может  предположить, будто оно отсутствует в Тхераваде. Одна из причин меньшей распространенности заключается в подходе к пустоте, которая рассматривается скорее в качестве освобождающего прозрения, — живого опыта, а не философского убеждения, требующего интеллектуального постижения. Постепенный подход Тхеравады к пробуждению включает в себя обширные учения о функционировании ума и основополагающие практики, которые позволяют глубоко проникнуть в понимание пустоты. Иногда пустоте не учат, пока ученик еще будет готов её воспринять. 

Другая причина, по которой в Тхераваде содержится меньше учений о пустоте, заключена в том, что термин «пустота» используется не всегда. Например, Тхеравада учит, что все вещи непостоянны и лишены неизменной сущности, не называя это учением о пустоте, хотя оно является таковым. Частота, с которой Махаяны говорит о пустоте, вероятно, соответствует частоте, с которой Тхеравада учит о непостоянстве и отсутствии «я» (аничча, дуккха, анатта); на практике обе традиции часто указывают в этих учениях на одно и то же. 

И последняя причина заключена, возможно, в том, что в Тхераваде пустота не является целью. Цель — освобождение. Пустота является средством освобождения. Поскольку с глубоким пониманием пустоты приходит освобождение, пустота вторична по отношению к пробуждению.  



P.S.: … Согласно утверждению Питера Харви, — палийская тхеравадинская теория Абхидхаммы не основывается на понятии «свабхава» (самосущее, нечто само по себе), которое настойчиво критиковал Нагарджуна — потому что дхаммы (явления) являются производными от наличия условий и они не могут поддерживаться согласно их собственной природе (свабхава). 

Здесь «своя природа» будет означать особый характер, который не является присущим дхаммам как некой отдельной конечной реальности, — но вместо этого они лишь возникают из-за поддерживающих условий и других дхамм, благодаря взаимодействию с ними и предыдущего состояния самой этой дхаммы. 

Это означает, таким образом, что критика Махаяны, как она делает это в отношении Сарвастивады («хинаяны») и сарвастивадинского понимания собственной природы (свабхавы) всех явлений (дхамм) — не имеет практически никакого отношения к Тхераваде (Саддхамме) … 

… Джил (Гил) Фронсдел убежден, что шуньята / сунньята (пустота) имеет точно такое же, — ничуть не менее важное значение в традиции Тхеравады, как мы можем увидеть это в Махаяне. С давних времен буддизм Тхеравады (Буддаяна) рассматривает пустоту (суннята) как один из важнейших способов (вимоккха) вхождения в Ниббану, одну из дверей к Освобождению. 

Меттью Орлик видит учение Абхидхаммы в изложении современных тайских учителей, как например, Аджан Судзин — как доктрину, очень похожую на взгляды на пустоту Махаяны. Критика Махаяны в отношении понимания пустоты в Сарвастиваде и их понимание собственной природы дхамм — не имеет практически никакого отношения к Тхераваде (Буддаяне) …



… И также ещё один любопытный момент: великие учителя буддизма Тхеравада, такие как Буддагхоса и Дхаммапала — это, в каком-то смысле, — прямо как махаянские Асангачарья и Васубандху. Но что ещё интереснее, наш Moggaliputta-Tissa (Моггалипутта-Тисса) — вот это действительно настоящий тхеравадинский Нагарджуна.

Моггалипутта Тисса (ок. 327-247 до н.э.), — родился в Паталипутре, где-то в Магадхи (теперь это Патна, Индия) — был буддийским монахом и великим ученым, который жил в III веке до нашей эры. 



Буддолог с мировым именем, учёный исследователь Дэвид Калупахана видит его как великого предшественника Нагарджуны — в качестве чемпиона понимания Срединного Пути, — заново оживившего в те времена оригинальные философские идеалы самого Будды Гаутамы. Он был прямым духовным учителем императора Маурьев Ашоки, и его сына Махинды, — которые затем принесли буддизм в Шри-Ланку. Арахант Моггалипутта Тисса также председательствовал на Третьем Великом Буддийском Соборе. По записям в Махавамсе, он согласился сам быть перевоплощенным как человек снова, для того, чтобы возглавить Совет по просьбе Архатов, руководивших работой Второго Собора… 

По особой рекомендации Моггалипутты — Император Ашока провел Третий Буддийский Собор в Паталипутре, в Asokārāma, — в котором приняли участие около 1000 монахов в 253 до н.э. В его присутствии Ашока собрал монахов разных школ и поставил под сомнение их взгляды по поводу различных доктрин, — и те, кто придерживаются взглядов, которые были сочтены противоречащими Учению Будды, — были признаны еретиками и изгнаны из Сангхи. 

С целью опровержения этих ложных взглядов, Моггалипутта Тисса сам составил особый текст — Катхаваттху, — и чтобы этот текст был утвержден и добавлен к Абхидхамме, он сам присутствовал на Соборе. Моггалипутта содействовал заключению договоренностей, вытекающих из Собора, — и организовал миссионерские кампании монахов далеко за пределы Империи Маурьев — для распространения буддизма, а также отправление на Шри-Ланку саженца дерева Бодхи. 

Он умер в возрасте восьмидесяти лет — на двадцать шестой год царствования Императора Ашоки,  и его мощи были закреплены в ступу в Санчи вместе с прахом девяти других Арахантов.


P.P.S.: Нагарджуна (150 н.э. — 250 н.э.) был индийским философом и основателем школы Мадхьямака (средний путь). Его основным вкладом было учение о пустоте, которое дополнительно объясняло учение Будды об отсутствии личности, и также учение о двух истинах, т.е. о конечной истине и общепринятой истине. Нагарджуна объяснил, что все явления не имеют никакой собственной природы или независимой сущности, и, следовательно, без какой-либо самости, они пусты от независимости и самосуществования. Современные ученые согласились бы с этим и заметили параллели в своих выводах и в этом учении. Нагарджуна особенно почитается в Махаяне, но, поскольку он не учил идеалу бодхисаттвы, многие ученые теперь считают, что он, возможно, был тхеравадином.

Автор первого текста:  Гил Фронсдэл  
Составление компиляции материалов
ред. и перевод: Олег Шашков @NiMa

Источники:
https://www.insightmeditationcenter.org/books-articles/articles/emptiness-in-theravada-buddhism/
https://dhammawiki.com/index.php/Nagarjuna
https://en.wikipedia.org/wiki/Moggaliputta-Tissa#Influence
http://www.chinabuddhismencyclopedia.com/en/index.php?title=Moggaliputta_Tissa_Thera
….

Previous Формы женского монашества в буддизме Тхеравады
Next Араханты, бодхисатты и Будды - Бхиккху Бодхи

Об авторе

Вам также может понравиться

Австралия, США и Европа

Истина (правда) — Шравасти Дхаммика

Одна истина не может противоречить другой. Если человек говорит: «Два плюс два равняется четырём», а другой говорит: «Два плюс два равняется пяти», значит, одно из этих двух утверждений должно быть ложным. Таким образом, Будда сказал: «Истина одна. Нет двух истин.»

Медитация

Анапанасати — Аджан Буддадаса

Будда заявил, что он достиг Совершенного Само-Пробуждения (ануттара -самма -самбодхи) посредством практики Анапанасати. Следовательно, мы будем рады рекомендовать его вам, и всем людям, — для того, чтобы всё человечество познакомилось с этим учением и могло его практиковать.

Цитаты

Как справляться с отвлечениями — Тханиссаро Бхиккху

Цель практики сосредоточения – постичь процесс намерений. Лучший способ это сделать – придерживаться такого намерения изо всех сил, потому что с ним можно будет сравнивать все остальные намерения и таким образом определить направления их движения.